Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА



МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА

Оценка автомобилей по токсичности выхлопов. Большое зна­чение также имеет повседневный контроль, над автомашинами. Все автохозяйства обязаны следить за исправностью выпускаемых на линию машин. При хорошо работающем двигателе в выхлоп­ных газах окиси углерода должно содержаться не более допусти­мой нормы.

Положением о Государственной автомобильной инспекции на нее возложен контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта.

ГОСТ под номером 17.2.03.77, введенный в нашей стране с 1 июля 1978 г., имеет символическое название «Охрана природы. Атмосфера».

В подзаголовке конкретизируется: «Содержание окиси уг­лерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двига­телями. Нормы и метод определения».

В принятом стандарте на токсичность предусмотрено дальней­шее ужесточение нормы, хотя они и сегодня в СССР жестче евро­пейских: по окиси углерода—на 35%, по углеводородам—на 12%, по окислам азота—на 21%. Советский автомобиль 1978 г. должен выбрасывать в атмосферу окиси углерода почти вдвое, а углеводородов на 21% меньше, чем машина выпуска 1975 г. С 1978 г. ограничен выброс окислов азота. В таких больших го­родах, как Москва, Киев, Алма-Ата, работают службы чистого воздуха.

На дизельные автомобили имеется специальный ГОСТ «Авто­мобили с дизелями. Дымность отработавших газов». Интересной особенностью автомобильного ГОСТа является то обстоятельство, что он обращен к огромной массе водителей. Кроме норм, ГОСТ содержит методику, которая дает подробные рекомендации води­телю: как определить содержание окиси углерода в выхлопе, как отрегулировать двигатель.

Отечественные стандарты предусматривают дальнейшее по­этапное ужесточение норм выброса токсичных веществ.

Автомобили, выпускаемые в нашей стране, отвечают требова­ниям действующих стандартов. На заводах введены контроль и регулирование автомобилей по токсичности и дымности отрабо­тавших газов.

В Советском Союзе созданы приборы, которые следят за тем, чтобы машины, выходящие в рейс, не превышали допустимых норм выбросов вредных газов. Так, в Смоленске выпускаются пе­реносные устройства «ГАИ-1» для измерения окиси углерода в выхлопных газах. Другие приборы измеряют окислы азота, угле­водорода. Создана аналитическая система, автоматически регист­рирующая одновременно основные транспортные выбросы. Смо­ленские приборостроители начали ее серийный выпуск.

Системы управления городским транспортом. Разработаны но­вые системы регулирования уличного движения, которые сводят к минимуму возможность образования пробок, потому что, оста­навливаясь и потом набирая скорость, автомобиль выбрасывает в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении. Расширяются улицы между проезжей частью дорог и жилыми домами.

Построены автомагистрали в обход городов. Так, в Саратове построена автомагистраль в обход города. Дорога приняла весь поток транзитного транспорта, который раньше нескончаемой лентой тянулся по городским улицам. Резко снизилась интенсивность движения, уменьшился шум, чище стал воздух.

Любые вопросы организации движения надо рассматривать с точки зрения не только обеспечения безопасности, но и умень­шения токсичности выхлопных газов. Почему, скажем, предельная скорость движения в городе установлена не 80 и не 50, а 60 км в час? Именно на эту скорость у легковых автомобилей прихо­дится минимум вредных выбросов. При резком же увеличении или уменьшении скорости движения выброс возрастает более чем вдвое.

В столице проводится большая работа по улучшению органи­зации и безопасности движения транспорта, роль техники регу­лирования сегодня очень велика.

Большое значение в регулировании движения приобретает при­вычный всем нам скромный светофор. Напряженный и все услож­няющийся ритм автомобильных потоков в столице регулируют около 800 светофоров. На 42 магистралях они работают по чет­кой, координированной системе, известной как «Зеленая волна».

В Москве создана автоматизированная система управления до­рожным движением «Старт», которая принципиально отличается от более простых подобных систем, действующих в настоящее время в столице и во многих других городах Советского Союза. Благодаря совершенным техническим средствам, математическим методам и вычислительной технике она позволит оптимально управлять движением транспорта во всем городе и полностью освободит человека от обязанностей непосредственного регулиро­вания автомобильных потоков. В новом здании, которое подня­лось на Садово-Каретной улице столицы, расположился единый общегородской центр управления движением транспорта уникаль­ной телеавтоматической системы «Старт».

За последнее десятилетие в Москве значительно возросли ко­личество автомобилей и интенсивность транспортных потоков на ее магистралях. Одновременно на них находится в движении от 350 до 450 тыс. автомобилей. Основные магистрали города, как Садовое кольцо, улица Горького и другие, уже давно работают на пределе своих пропускных возможностей.

Системе «Старт» и предстоит решать задачи по организации движения, управлению потоками транспортных средств, равно­мерному распределению их по уличным артериям. С ее помощью можно будет оперативно анализировать изменяющиеся дорожные условия, выбирать оптимальный режим регулирования движения транспорта светофором.

На первом этапе «Старт» внедряется в пределах Садового кольца. «Старт» — сложная и уникальная система, на данный мо­мент не имеющая аналогов в мире. Автоматизированное управле­ние движением в таких крупных городах, как Токио, Лондон или Вашингтон, осуществляется лишь в пределах района или одной магистрали, а не всего города, как это будет в Москве. Несом­ненно, «Старт» усилит пропускную способность столичных магистралей, снизит число дорожно-транспортных происшествий и не только повысит эффективность работы транспорта, но и, сократив задержки движения, благотворно повлияет на состояние воздуш­ного бассейна города. Таков «Старт» — пионер комплексного ре­шения проблемы автоматического управления дорожным движе­нием. «Старт» на 20—25% сократит задержки транспорта у пе­рекрестков, на 8—10% уменьшит количество дорожно-транспорт­ных происшествий, улучшит санитарное состояние городского воз­духа, увеличит скорость сообщения общественного транспорта, снизит уровень шумов.

По мнению специалистов, перевод автотранспорта на дизель­ные двигатели уменьшит выброс в атмосферу вредных веществ. В выхлопе дизеля почти не содержится ядовитой окиси углерода, так как дизельное топливо сжигается в нем практически полно­стью. К тому же дизельное топливо свободно от тетраэтила свин­ца, присадки, которая используется для повышения октанового числа бензина, сжигаемого в современных карбюраторных двига­телях с высокой степенью сжигания.

Дизель экономичнее карбюраторного двигателя на 20—30%. Более того, для производства 1 л дизельного топлива требуется в 2,5 раза меньше энергии, чем для производства того же количе­ства бензина. Получается, таким образом, как бы двойная эко­номия энергоресурсов. Именно этим объясняется быстрый рост числа автомобилей, работающих на дизельном топливе. В 1976 г. в США продано 25 тыс. легковых автомобилей с дизельными дви­гателями, а в 1980 г.—400 тыс. Намечено довести долю дизель­ных автомобилей в общем числе выпускаемых легковых автомоби­лей до 15—20%. Согласно прогнозам Агентства по охране окру­жающей среды США, к 1990 г. 25% всех продаваемых в стране легковых автомобилей будут иметь дизельные двигатели.

Совершенствование двигателей внутреннего сгорания. Созда­ние автомобилей с учетом требований экологии—одна из серьез­ных задач, которые стоят сегодня перед конструкторами.

Совершенствование процесса сгорания топлива в двигателе внутреннего сгорания, применение электронной системы зажи­гания приводит к уменьшению в выхлопе вредных веществ.

Для экономии топлива создаются различные типы зажигания. Инженеры югославского объединения «Электронска индустрия» создали электронную систему со сроком службы 30 тыс. ч. Кроме прочего, она регулирует расход горючего. А одна из английских фирм использовала плазменный вариант, обеспечивающий легкое воспламенение бедной горючей смеси. Автомобиль, оборудован­ный такой системой, расходует всего 2 л на 100 км пробега.

Разработаны и другие методы экономии. Французская фирма «Рено» экспериментирует с автомобильными газогенераторами. Сырьем для них служат древесина, солома, стебли кукурузы и другие растительные остатки. При сжигании полученного газа в смеси с дизельным топливом последнего нужно в 3—4 раза меньше.

Чистота «дыхания» машины во многом зависит от карбюрато­ра. Около 75% этих приборов, устанавливаемых на отечествен­ных легковых автомобилях, производят в Димитровграде.

Перед создателями карбюратора «Озон» стояла задача: до­биться более оптимальных смесей на различных режимах работы двигателя. Это значило сократить расход топлива, а следователь­но, снизить токсичность выхлопных газов.

С 1979 г. все автомобили, сходящие с ВАЗа, оснащаются кар­бюраторами «Озон». Такие карбюраторы обеспечивают действую­щие и перспективные нормы токсичности выхлопных газов и дают 10—15% экономии топлива по ездовому циклу.

Производственное объединение «ГАЗ» (Горьковский автоза­вод) выпускает новую модель легковых автомобилей «Волга» ГАЗ-3102. Эта машина элегантнее, комфортабельнее и мощнее своей предшественницы, но главное в том, что у нее двигатель с принципиально новой системой воспламенения рабочей смеси. Эта система — форкамерное зажигание — разработана советскими специалистами на основе явления высокой химической активно­сти продуктов неполного сгорания богатой углеводородами смеси.

Новый способ зажигания называется процессом лавинной ак­тивизации горения или сокращенно ЛАГ-процессом.

Суть его в том, что в основную камеру сгорания бензино-воздушной смеси выбрасывается из вспомогательной форкамеры факел химически активных продуктов неполного сгорания этой смеси.

Форкамерный двигатель при высокой своей мощности обе­спечивает высокую экономичность в потреблении топлива и ис­ключительно низкую токсичность отработавших газов.

Нейтрализаторы. Большое внимание придается разработке устройства снижения токсичности—нейтрализаторов, которыми можно оснастить современные автомобили.

Способ каталитического преобразования продуктов сгорания заключается в том, что отработавшие газы очищаются, вступая в контакт с катализатором. Одновременно происходит дожигание продуктов неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомо­билей.

Катализатором служат либо гранулы размером от 2 до 5 мм, на поверхности которых нанесен активный слой с добавками бла­городных металлов—платины, палладия и т. п., либо керамиче­ский блок сотового типа с подобной активной поверхностью. Кон­струкция нейтрализатора весьма проста. В металлическую обо­лочку с патрубками для подвода и отвода газа заключена реак­торная камера, которая заполняется гранулами или керамическим блоком. Нейтрализатор крепят к выхлопной трубе, и газы, про­шедшие через него, выбрасываются в атмосферу очищенными. Одновременно устройство может выполнять функции глушителя шума.

В СССР налажено производство нейтрализатора для дизель­ных двигателей. В 1979 г. на городские трассы вышли первые «Волги», оборудованные необычной «ловушкой для дыма» — ка­талитическими нейтрализаторами, которые резко снижают токсич­ность выхлопных газов автомобиля. Эффект от использования ней­трализаторов достигается внушительный: при оптимальном режи­ме выброс в атмосферу оксида углерода уменьшается на 70—80%, а углеводородов—на 50—70%.

Большое количество машин в Москве работает с нейтрализа­торами, позволяющими очищать отработанные газы автомобилей от окиси углерода и углеводорода.

Специалистами Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института разработано устройство, которое значи­тельно снижает содержание токсичных веществ в выхлопных га­зах,— «Каскад». В условиях городского движения «Каскад» обе­спечивает снижение расхода топлива на 4—7% и уменьшает вы­брос окиси углерода на 20—40%. «Каскад» может быть уста­новлен как на находящихся в эксплуатации автомобилях, так и на вновь выпускаемых.

Самый важный показатель качества автомобильного бензи­на—детонационная стойкость. Для повышения октанового числа в топливо вводят добавки. Самый простой метод повышения де­тонационной стойкости—добавление тетраэтилсвинца. В большин­стве стран уже приняты или - разрабатываются законодательные меры, ограничивающие и дозы этилирования, и объем потребле­ния этилированных бензинов. В СССР применение этилированных бензинов запрещено в Москве, Ленинграде, Киеве и в некоторых курортных центрах. Ограничена и величина добавки тетраэтил­свинца.

Перед учеными и инженерами возникла задача — погасить де­тонацию иными способами. Это можно сделать, скажем, обеднив топливно-воздушную смесь, но тогда на полных мощностях дви­гатель работал плохо. Добавляли к бензовоздушным смесям во­дород—получалось неплохо. Но пока широкое применение водо­рода требует большой подготовительной работы. Оставался один путь—найти иные, менее токсичные антидетонаторы. В поисках их ученые опробовали почти все элементы таблицы Менделеева и вынуждены были признать, что немногие из них могут быть ис­пользованы для этих целей. По многим причинам в числе основ­ных претендентов оказались соединения марганца.

В нашей стране работы, связанные с созданием антидетонато­ров на основе элементоорганических соединений марганца (ЦТМ), ведутся под руководством академика А. Н. Несмеянова. Уже выполнен обширный комплекс моторных и эксплуатационных ис­пытаний, а общий пробег автомобилей различных марок на топливах с присадками ТЦМ составил около 30 млн. км. Оказалось, что бензин с этими присадками обеспечивает нормальную экс­плуатацию автомобилей в диапазоне пробега 60—100 тыс. км. Каталитические нейтрализаторы отработавших газов при этом работают безотказно. А токсичность выхода остается на уровне обычных бензинов.

Значительно улучшить состав выхлопных газов можно с по­мощью различных добавок к топливу. Ученые разработали при­садку, которая снижает содержание сажи в выхлопных газах на 60—90% и канцерогенных веществ—на 40%.

В последнее время на нефтеперерабатывающих предприятиях страны широко внедряется процесс каталитического риформинга низкооктановых бензинов. Отличие данной установки от действую­щих на других заводах заключается в том, что она позволяет эф­фективнее облагораживать горючее. В результате можно выпу­скать неэтилированные, малотоксичные бензины. Поэтому они считаются относительно чистыми. Использование их снижает за­грязненность атмосферного воздуха, увеличивает срок службы автомобильных двигателей, сокращает расход топлива.

Газ вместо бензина. Высокооктановое, стабильное по составу газовое топливо хорошо смешивается с воздухом и равномерно распределяется по цилиндрам двигателя, способствуя более пол­ному сгоранию рабочей смеси. Суммарный выброс токсичных веществ у автомобилей, работающих на сжиженном газе, значи­тельно меньше, чем у машин с бензиновыми двигателями. Так, грузовик «ЗИЛ-130», переведенный на газ, имеет показатель по токсичности почти в 4 раза меньше, чем его бензиновый собрат.

В Москве эксплуатируется около 10 тыс. автомобилей, рабо­тающих на сжиженном пропанобутановом газе. Их можно отли­чить по красному баллону с левой стороны. В основном это гру­зовые машины «ЗИЛ» и «ГАЗ». Проходят опытную эксплуата­цию на этом виде топлива легковые автомобили (такси) и авто­бусы. В 1981 г. начали применять на автотранспорте сжатый при­родный метановый газ. Он содержится в баллонах под давлени­ем 200 кг/см2. Перевод автотранспорта на газобаллонное топливо обеспечивает экономию бензина и уменьшает выброс в атмо­сферу вредных веществ.

Многолетний опыт эксплуатации автомобилей, работающих на сжиженном газе во многих странах мира, выявил существен­ные технико-экономические и санитарно-гигиенические преимуще­ства голубого топлива по сравнению с бензином. При работе двигателя на газе происходит более полное сгорание смеси. А это ведет к снижению токсичности отработавших газов, уменьшению нагарообразования и расхода масла, увеличению моторесурса. Кроме того, сжиженный газ дешевле бензина.

Электромобиль. В настоящее время, когда автомобиль с бен­зиновым двигателем стал одним из существенных факторов, при­водящих к загрязнению окружающей среды, специалисты все ча­ще обращаются к идее создания «чистого» автомобиля. Речь, как правило, идет об электроавтомобиле. В некоторых странах начи­нается их серийное производство.

Специалисты отдают себе отчет в том, что перевод всего автотранспорта на электротягу потребовал бы колоссального расхода электроэнергии для зарядки батарей, дефицитных мате­риалов для их изготовления. В этом нет нужды. Ведь, например, автомобили личного пользования (в перспективе главным образом туристические) или междугородные автобусы, магистральные ав­топоезда, конечно, более совершенные и экономичные, чем тепе­решние, можно и в будущем эксплуатировать на жидком или газовом топливе. В местах же наибольшего скопления автотран­спорта в интересах защиты окружающей среды признан целе­сообразным перевод его на электротягу. Это потребует в 15—20 раз меньших затрат энергии и других ресурсов и даст 5—7% экономии топлива.

В «Основных направлениях экономического и социального раз­вития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» запи­сано: «Создать конструкции и начать производство малотоннаж­ных грузовых электромобилей с эффективными источниками тока для внутригородских перевозок».

В настоящее время в нашей стране производятся электромоби­ли пяти марок. Электромобиль Ульяновского автозавода («УАЗ»-451-МИ) отличается от остальных моделей системой элек­тродвижения на переменном токе и встроенным зарядным устрой­ством. Это позволяет производить подзарядку батарей свинцово-кислотных аккумуляторов непосредственно от городской электро­сети. Зарядное устройство снабжено преобразователем тока, до­пускающим применение легкого и низкооборотного тягового дви­гателя. Машины этой марки уже используются в Москве для до­ставки продуктов в магазины и школьные буфеты.

В 1982 г. в столице создано первое хозяйство, в составе кото­рого 25 электрогрузовиков. Этот год стал датой серийного выпу­ска электромобилей в стране. К концу одиннадцатой пятилетки парк таких бесшумных машин увеличится до 400 единиц.

В интересах защиты окружающей среды считается целесооб­разным перевод автотранспорта на электротягу, особенно в круп­ных городах.

ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРОМЫШЛЕННЫМИ ВЫБРОСАМИ

Предприятия металлургической, химической, цементной и дру­гих отраслей промышленности выбрасывают в атмосферу пыль, сернистые и другие вредные газы, выделяющиеся при различных технологических производственных процессах.

Черная металлургия выплавки чугуна и перера­ботки его на сталь сопровождаются выбросом в атмосферу раз­личных газов.

Загрязнение воздуха пылью при коксовании углей сопряжено с подготовкой шихты и загрузкой ее в коксовые печи, с выгрузкой кокса в тушильные вагоны и с мокрым тушением кокса. Мокрое тушение сопровождается также выбросом в атмосферу веществ, входящих в состав используемой воды.

Цветная металлургия. При получении металлического алюми­ния путем электролиза с отходящими газами от электролизных ванн в атмосферный воздух выделяется значительное количество газообразных и пылевидных фтористых соединений.

Воздушные выбросы предприятий нефтедобывающей и нефтехимической промышленности содержат большое количество углеводородов, сероводорода и дурно пахнущих газов. Выброс в атмосферу вредных веществ на нефтеперерабатывающих заводах происходит главным образом вследствие недостаточной герметизации оборудования. Например, загрязнение атмосферного воздуха углеводородами и сероводородом отмечается от металлических резервуаров сырьевых парков для нестабильной нефти, промежуточных и товарных парков для легковых нефтепродуктов.    

 Производство цемента и строительных материалов может являться источником загрязнения атмосферы различной пылью. Основными технологическими процессами этих производств явля­ются процессы измельчения и термическая обработка шихт, по­луфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов, что связано с выбросами пыли в атмосферный воздух.

К химической промышленности относится большая группа предприятий. Состав их промышленных выбросов весьма разнообразен. 0сновными выбросами от предприятий химической про­мышленности являются окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, аммиак, пыль от неорганических производств, органи­ческие вещества, сероводород, сероуглерод, хлористые соединения фтористые соединения и др. Источниками загрязнения атмосферного воздуха в сельских населенных местах являются животноводческие и птицеводческие фермы, промышленные комплексы от производства мяса, пред­приятия районного объединения "Сельхозтехника", энергетические и теплосиловые предприятия, пестициды, применяемые в сельском хозяйстве. В районе расположения помещений для содержания скота и птицы в атмосферный воздух могут поступать и распро­страняться на значительное расстояние аммиак, сероуглерод и другие дурно пахнущие газы.

 К источникам загрязнения атмосферного воздуха пестицидами относятся склады, протравливание семян и сами поля, на которые в том или ином виде наносятся пестициды и минеральные удобрения, а также хлопкоочистительные заводы.                

Смог (смесь дыма и тумана). В 1952 г. в течение 3—4 суток от смога в Лондоне погибло более 4 тыс. человек. Сам по себе туман не опасен для человеческого организма. Он становится вредным, только когда чрезвычайно загрязнен токсическими при­месями. 5 декабря 1952 г. над всей Англией возникла зона высо­кого давления и в течение нескольких дней не ощущалось ни ма­лейшего дуновения. Однако трагедия разыгралась только в Лон­доне, где была высокая степень загрязнения атмосферы. Англий­ские специалисты определили, что смог 1952 г. содержал не­сколько сот тонн дыма и сернистого ангидрида. При сопоставле­нии загрязненности атмосферного воздуха в Лондоне в эти дни с уровнем смертности было отмечено, что смертность увеличивается прямо пропорционально концентрации в воздухе дыма и серни­стого газа. В 1963 г. густой туман с копотью и дымом, спустив­шийся на Нью-Йорк (смог), убил более 400 человек. Ученые счи­тают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с загрязнением воздуха. Смог наблюдается лишь в осенне-зимнее время (с октября по февраль). Главным действующим компонен­том является сернистый газ в концентрации 5—10 мг/м3 и выше.

Влияние атмосферных загрязнений на окружающую среду и здоровье населения. От загрязнения воздуха страдают животные и растения.

Каждый раз, когда в Афинах идет дождь, вместе с водой на город обрушивается серная кислота, под губительным воздейст­вием которой происходит разрушение Акрополя и его бесценных памятников древнегреческого зодчества, сооруженных из мрамора. За последние 30 лет им был нанесен гораздо больший ущерб, чем за предыдущие два тысячелетия.

Загрязнению воздуха в определенной степени подвержены все промышленно развитые страны. Но столица Греции страдает силь­нее, чем большинство других крупных городов Западной Евро­пы. Ежегодно в районе Афин в воздух выбрасывается 150 тыс. т сернистого ангидрида.

Большая загрязненность окружающей среды отличается в ки­тайском городе Шанхае. На тысячах его фабрик и заводов почти нет газоочистного оборудования. Поэтому ежегодно в воздух вы­брасываются многие миллионы тонн угольной пыли, до 20 млн. т сажи, 15 млн. т двуокиси серы, загрязнение воздушного бассейна над ним поистине катастрофично. Временами город заволакивает настолько плотный смог, что даже днем машины с включенными фарами с трудом пробираются по его улицам.

На территорию Северной Швеции и Норвегии серы выпадает в 1,2—2,5 раза больше, чем выбрасывается в воздушный бассейн с этих территорий. В то же время во многих промышленных стра­нах Западной Европы, в частности в Великобритании и Нидер­ландах, отношение выпадений серы к выбросам составляет лишь 10—20%, а в ФРГ, Франции и Дании—20—45%. Отсюда был сделан вывод, что в этих государствах в атмосферный воздух се­ры выбрасывается гораздо больше, чем выпадает на их террито­рии, и, следовательно, остальная часть переносится воздушными потоками в соседние страны, в частности в Скандинавию.

 Опасность выбросов сернистых соединений заключается преж­де всего в их массовости, токсичности и сравнительно большом обыщем "сроке жизни".

 «Продолжительность жизни» самого сернистого газа в атмо­сфере сравнительно невелика (от двух-трех недель, если воздух сравнительно сухой и чистый, до нескольких часов, если воздух влажен и в нем присутствует аммиак или некоторые другие при­меси). Он, растворяясь в каплях атмосферной влаги, в результате каталитических, фотохимических и других реакций окисляется и образует раствор серной кислоты. Агрессивность выбросов еще более возрастает. В конечном счете переносимые воздушными массами сернистые соединения переходят в форму сульфатов. Их перенос в основном происходит на высоте от 750 до 1500 м, где средние скорости близки к 10 м/с, и дальность переноса серни­стого газа простирается до 300—400 км. На этом же удалении от источника выбросов в струе переноса отмечается максимум кон­центрации раствора серной кислоты. Ее обнаруживают и на рас­стоянии до 1000—1500 км, где в основном завершается ее пере­ход в форму сульфатов. Описанный выше процесс—лишь упро­щенная схема, не учитывающая возможности вымывания серни­стого газа и серной кислоты по пути переноса каплями дождя, а также абсорбирования их растительностью, почвой, поверхност­ными и морскими водами, воздействие сернистого газа и его производных на человека и животных проявляется прежде всего в поражении верхних ды­хательных путей. Под влиянием сернистого газа и серной кисло­ты происходит разрушение хлорофилла в листьях растений, в связи с чем ухудшаются фотосинтез и дыхание, замедляется рост, снижается качество древесных насаждений и урожайность сель­скохозяйственных культур, а при более высоких и продолжительных дозах воздействия растительность погибает.            

Так называемые «кислые» дожди вызывают повышение кис­лотности почв, что снижает эффективность применяемых мине­ральных удобрений на пахотных землях, приводит к выпадению наиболее ценной части видового состава трав на долголетних культурных сенокосах и пастбищах. Особенно подвержены влиянию кислых осадков дерново-подзолистые и торфяные почвы, широко распространенные в северной части Европы, В нейтральной воде концентрация водородных ионов (рН) равна 7. Если же приборы показывают цифру меньше семи, вода кислая, больше—щелочная] На рисунке 15 показана чувствитель­ность водных организмов к понижению рН в пресных водах.

 Наличие в воздухе соединений серы ускоряет процессы корро­зии металлов, разрушения зданий, сооружений, памятников исто­рии и культуры, ухудшает качество промышленных изделий и материалов. Установлено, например, что в промышленных райо­нах сталь ржавеет в 20, а алюминий разрушается в 100 раз быстрее, чем в сельской местности

Учитывая, что использование твердого топлива, в частности бурого угля (характерного высоким содержанием серы), по дан­ным топливно-энергетическим прогнозам, имеет тенденцию к даль­нейшему неуклонному росту на весь обозримый период, следует предвидеть соответствующее увеличение выбросов сернистого газа, во всяком случае, до тех пор, пока в необходимых масштабах не будут реализованы способы и средства извлечения серы и ее со­единений из топлива или отходящих газов Загрязнение атмосферного воздуха таит в себе не только угрозу здоровью людей, но и наносит большой экономический ущерб Ядовитые вещества в воздухе Соединенных Штатов Америки отравляют домашний скот во Флориде, обесцвечивают краску на сте­нах домов и корпусах автомашин в Линкольне (штат Мэн), под их влиянием гибнут сосны, растущие в 60 милях от Лос-Анджеле­са, а также фруктовые сады в Техасе и Иллинойске и шпинат на юге Калифорнии. 3-а загрязнение воздуха американцам приходит­ся ежегодно расплачиваться миллиардами долларов.

Согласно оценкам Агентства по охране окружающей среды, экономические потери от смертности и заболеваний в связи с за­грязнением воздушной среды в США составляют ежегодно 6 млрд. долларов. Эта цифра включает и ущерб от утраты трудоспособ­ности, а также расходы на соответствующее медицинское обслу­живание.

ЗАЩИТА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Партия и правительство постоянно заботятся об охране окру­жающей среды, поскольку эта проблема неразрывно связана с улучшением здоровья, продлением жизни и работоспособности советских людей. [За последние годы на предприятиях различных отраслей промышленности введены в действие многие совершен­ные технологические процессы, тысячи газоочистных и пылеулав­ливающих аппаратов и установок, которые резко сокращают или исключают выбросы вредных веществ в атмосферу. В широких масштабах осуществляется программа перевода предприятий и ко­тельных на природный газ. За пределы городов выведены десятки предприятий и цехов с опасными источниками загрязнения воз­душного бассейна. Все это привело к тому, что в большинстве про­мышленных центров и населенных пунктов страны уровень загряз­нения заметно уменьшился. Растет и число промышленных пред­приятий, оснащенных новейшей и дорогостоящей газоочистной техникой

В Советском Союзе впервые в мире начали нормировать пре­дельно допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде. Конечно, было бы лучше вообще запретить загрязнять атмосферу, но при существующем уровне технологических процес­сов это пока невозможно. В СССР введены самые жесткие в мире предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмо­сфере.

Гигиенисты исходят из того, что предельно допустимые кон­центрации этих веществ в воздухе не окажут отрицательного воз­действия на человека и природу.

Гигиенические нормативы—это государственное требование к руководителям предприятий. За их выполнением следят органы государственного санитарного надзора Министерства здравоохра­нения СССР, Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды.

В 1980 г. в Белоруссии завершена большая и важная работа по инвентаризации источников выбросов вредных веществ а атмо­сферу. Результаты инвентаризации являются основой при 'разра­ботке норм предельно допустимых выбросов на каждом промыш­ленном предприятии. Проведенные мероприятия позволили сни­зить или стабилизировать загрязнение воздушной среды во многих городах республики.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются обязательно с учетом предельно допустимых концентраций.

Санитарный надзор за чистотой воздуха—один из важных элементов системы по охране атмосферного воздуха от загряз­нений.

Функции государственного санитарного надзора определены «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» (1970) и «Положением о государственном са­нитарном надзоре в СССР».

Большое значение для санитарной охраны атмосферного воз­духа имеют выявление новых источников загрязнения воздушно­го бассейна, учет проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов, загрязняющих атмосферу, контроль за разработкой и реализацией генеральных планов Городов, поселков и промышленных узлов, касающихся размещения промышленных предприятий и санитарно-защитных зон.

Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за новым строительством и реконструкцией промышленных объек­тов, за проектированием и строительством газопылеочистных со­оружений на действующих предприятиях, проверку проектных институтов. Надзор за изменением технологического профиля пред­приятий.

В нашей стране последовательно принимаются широкие меры для защиты окружающей среды. С января 1981 г. вступил в дейст­вие Закон об охране атмосферного воздуха;  еще одно реальное воплощение политики партии и государства в этой области. Он все­сторонне охватывает важную общечеловеческую проблему, систе­матизируя выдержавшие проверку временем юридические нормы.

Закон в первую очередь выразил более квалифицированно те требования, которые были выработаны в предшествующие годы и оправдали себя на практике. Сюда относятся, в частности, пра­вила о запрещении ввода в действие любых производственных объектов — вновь созданных или реконструированных, если они в процессе эксплуатации станут источниками загрязнений или иных отрицательных воздействий на атмосферный воздух (ст. 13). Со­храняются и получают дальнейшее развитие правила о норми­ровании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняю­щих веществ в атмосферном воздухе.

Вместе с тем закон содержит много нового. Прежде всего сле­дует подчеркнуть, что при сохранении принципов нормирования предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ рас­ширяется сфера их действия: - ПДК впредь будут действовать не только на территории населенных пунктов, как это было ранее, а на всей территории СССР.

Существенно новым является предусмотренное в статье 10 по­ложение о нормировании предельно допустимых выбросов загряз­няющих веществ в атмосферу стационарными и подвижными источниками загрязнения. Это означает, что для каждой точки вы­броса, скажем каждой трубы, будет выдано (или не выдано) ком­петентными государственными органами разрешение, предусмат­ривающее предельные количества выбрасываемых загрязняющих веществ в единицу времени. И если эта норма, указанная в раз­решении на выброс, окажется нарушенной, то создавшееся поло­жение, естественно, будет рассматриваться как правонарушение со всеми вытекающими последствиями.               

Такая постановка вопроса полностью отвечает интересам лю­дей, требованиям охраны окружающей среды. Но чтобы неукосни­тельно соблюдать эти нормы, надо точно знать состав и количест­во вредных веществ, выбрасываемых каждым предприятием, каж­дой котельной, каждым автомобилем. В первую очередь намечено провести инвентаризацию источников выбросов, определить со­став и количество вредных веществ, их концентрацию в воздухе, почве, снежном покрове, установить границы распространения.

До сего времени законодательство, как известно, исходит из необходимости охраны атмосферного воздуха главным образом от загрязнений и только в пределах населенных пунктов. Однако та­кая концепция перестала удовлетворять потребностям практики. В современных условиях атмосферу требуется охранять не только от загрязнений, хотя это и продолжает оставаться главной проб­лемой, но также и от иных видов отрицательного воздействия об­щества, в результате которых могут наступить дискомфортные условия жизни людей на Земле. Вот почему совершенно новыми являются содержащиеся в законе статьи о регулировании воздей­ствия на погоду и климат (ст. 20), о регулировании потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных народнохозяй­ственных нужд (ст. 19), о предупреждении, снижении и устране­нии вредного воздействия на атмосферу физических факторов (ст 18) и др.

Пока еще преднамеренные воздействия человека на погоду обычно ограничиваются разрушением градовых облаков и попыт­ками искусственно вызвать дождь в нужном районе. Но и эти попытки требуют большой осторожности, ибо разрушение градо­вого облака в одном месте может вызв



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.