|
|||
Основные показания к использованию aрт. педагогики
Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту; символическая творческая деятельность становится инструментом межличностных и внутриличностных коммуникаций (территория клиента). Арт-педагогика – овладение навыками и умениями, компенсация дефицитарности в сенсорной, двигательной, эмоциональной, интеллектуальной сферах. Работа на «территории» педагога. В педагогической интерпретации арт-терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Арт-терапевтическая работа в системе образования может повлиять на проблемы подростков, включающие: «дисгармоничную, искаженную самооценку», «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим. (Лебедева Л.Д.) Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Сущность арт-педагогики состоит в воспитании и обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности. Арт-педагогический методпо своей сути – это метод психокоррекционного воздействия, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов. Основная цель арт. деятельности— гармоническое развитие ребенка; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро и макросреде. Расширение способностей самовыражения и самопознания в искусстве, связано с продуктивным характером искусства – создание эстетических продуктов, субъективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. Творческий процесс является источником новых позитивных переживаний ребенка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения. Задачи арт. педагогики: 1. развитие личностного роста 2. воспитание 3. социализация 4. забота об эмоциональном самочувствии и психическом здоровье личности Основные механизмы aрт. педагогического воздействия: 1. Искусство позволяет в особой символической форме воссоздать конфликтную травмирующую ситуацию и реконструировать ее в процессе изобразительного творчества 2. Воздействие арт. педагогики тесно связанно с природой эстетической реакции, позволяющей, согласно Л. С. Выготскому, изменить действие «эффекта от мучительного к приносящему наслаждение» В основе создания продуктов в процессе арт. деятельности лежит целая система побуждений, центральными из которых являются: 1. Стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме. 2. Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе. 3. Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности. 4. Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. Преимущества арт. деятельности: - Практически каждый человек может принять участие в работе, которая не требует от него каких-либо способностей или навыков. Нет каких-либо противопоказаний к участию в арт. педагогическом процессе. - Арт-педагогика является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением. - Арт. деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом». Это очень ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении налаживания контактов. - Арт. деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому, собой уникальную возможность для исследования бессознательных процессов. - Арт-педагогика подразумевает свободное самовыражение, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. - Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. - Арт. деятельность вызывает в большинстве случаев у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, безынициативность, сформировать более активную позицию. - Арт. деятельность основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она соответствует фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально – неповторимого способа бытия в мире. Л.Д Лебедева выделяет следующие функции арт-педагогики: Развивающая. Ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства достижения, собственного достоинства, самоуважения. Происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развивается способность к творчеству, саморегуляции чувств, и поведения, социальная компетентность. Воспитательная. Способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Взрослый и ребенок выступают, как два равных субъекта. Они принимают и воспринимают друг друга, отношение одного значимо для другого. Психолого-терапевтическая. Лечебный эффект достигается благодаря тому. Что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях. Арт. терапия способствует возникновению ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. Коррекционная. Выделяют две области коррекционного воздействия – индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. Корректируются самооценка, неадекватные формы поведения, способы взаимодействия с другими людьми, нарушение адаптации к существующим условиям и в целом образ «я». Моделирование ситуаций с использованием изобразительных средств позволяет вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения. Когнитивная. У человека формируются ценные социальные навыки, он учится активнее использовать фантазию, формулировать мысли, осознавать те ограничения, которые накладывает реальность с её социальными законами, а также реализовывать творческие потребности. Диагностическая. Арт. деятельность не является методом диагностики в общепринятом понимании, хотя обладает существенными диагностическими возможностями. Это – деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребенком в учебной и вне учебной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. Субъектами арт. педагогики являются: арт. педагог и участники арт. педагогического процесса между которыми возникает вербальная и невербальная коммуникация, во время которой происходит осмысление эстетического опыта, происходит личностный рост, возникает момент самопознания и самопринятия
Принципы арт. педагогической деятельности: - принцип опоры на положительное в человеке (принцип педагогического оптимизма), - принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей личности, - личностной ориентации, - развития личности в деятельности, - координации усилий всех участников (субъектов) арт. педагогического процесса - эмоциональности, - единства арт. педагогического и диагностического процессов. .
Основные показания к использованию aрт. педагогики · негативная «Я – концепция», дисгармоничная самооценка, низкая степень самопринятия · трудности эмоционального развития, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, агрессивность · переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия · негативное поведение, нарушение взаимопонимания с близкими, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим
Значение aрт. педагогики: · Создает положительный эмоциональный настрой в группе. · Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителями, другими взрослыми. Участие в арт. педагогическом процессе способствует созданию отношения принятия, эмпатии. · Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах. · Позволяет обратиться к реальным проблемам, которым по каким-либо причинам затруднительно обсудить вербально. · Дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выстраивать их в социально-приемлемой форме. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. · Развивает чувство социального и внутреннего контроля. Создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве. · Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков и художественных способностей в целом. · Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления. · Эффективно в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. · Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их отсутствие в родительском доме. Выделяются следующие виды арт-педагогики (арт-терапии): · Анимационная терапия, где видео, компьютерная графика, сетевая анимация и т.д. используется как терапевтическое средство. · Артсинтезтерапия - комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям. · Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического. · Видеотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью специального подбора видео. · Драматерапия - осознание поведенческих и телесных паттернов, расширение собственных возможностей, развитие спонтанности, "режиссура" собственной жизни, развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной). · Игротерапия, метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. · Изотерапия - лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства (лепка, рисование). · Музыкотерапия - система психосоматической коррекции здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека · Песочная терапия, один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. · Работа с глиной способ общения с миром и самим собой. · Сказкотерапия, где сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем путем переноса сказочных смыслов в реальность. · Цветотерапия– гармонизации души и тела путем воздействия цветом с помощью видения и трактовки ауры, медитации на цвет, восстановления здоровья с помощью цвета, воздействия им на психику и подсознание, исправления негативных аспектов личности и активизации жизненной энергии при помощи цвета. · Фототерапия, одна из форм арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.
Список рекомендуемой литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб: Речь, 2003.-144 с. 2. Карабанова О. А. Игра в коррекции психологического развития ребёнка.- М.: Изд. «РПА», 1997.- 192 с. 3. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе //СПб.: Речь, 2007. – 336с. 4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми. // Спб.: Речь, 2008. – 160с. 5. Копытин А.И. Системная арт-терапия // СПб., Питер, 2001. – 224 с. 6. Короткова Л.Д. «Сказка для светлого ума закваска»/для педагогической и психологической работы//. М.-2001 г. -124 с. 7. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт. терапии – СПб.: Речь, 2003. – 224с. 8. Лебедева Л.Д. Практика арт. терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256с. 9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 310 с.
|
|||
|