Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные показания к использованию aрт. педагогики



 

Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту; символическая творческая деятельность становится инструментом межличностных и внутриличностных коммуникаций (территория клиента).

Арт-педагогика – овладение навыками и умениями, компенсация дефицитарности в сенсорной, двигательной, эмоциональной, интеллектуальной сферах. Работа на «территории» педагога.

В педагогической интерпретации арт-терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Арт-терапевтическая работа в системе образования может повлиять на проблемы подростков, включающие: «дисгармоничную, искаженную самооценку», «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим. (Лебедева Л.Д.)

Арт-педагогика (по определению Е.А.Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Сущность арт-педагогики состоит в воспитании и обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Арт-педагогический методпо своей сути – это метод психокоррекционного воздействия, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов.

Основная цель арт. деятельности— гармоническое развитие ребенка; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро и макросреде. Расширение способностей самовыражения и самопознания в искусстве, связано с продуктивным характером искусства – создание эстетических продуктов, субъективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. Творческий процесс является источником новых позитивных переживаний ребенка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.

Задачи арт. педагогики:

1. развитие личностного роста

2. воспитание

3. социализация

4. забота об эмоциональном самочувствии и психическом здоровье личности

Основные механизмы aрт. педагогического воздействия:

1. Искусство позволяет в особой символической форме воссоздать конфликтную травмирующую ситуацию и реконструировать ее в процессе изобразительного творчества

2. Воздействие арт. педагогики тесно связанно с природой эстетической реакции, позволяющей, согласно Л. С. Выготскому, изменить действие «эффекта от мучительного к приносящему наслаждение»

В основе создания продуктов в процессе арт. деятельности лежит целая система побуждений, центральными из которых являются:

1. Стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме.

2. Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе.

3. Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.

4. Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Преимущества арт. деятельности:

- Практически каждый человек может принять участие в работе, которая не требует от него каких-либо способностей или навыков. Нет каких-либо противопоказаний к участию в арт. педагогическом процессе.

- Арт-педагогика является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением.

- Арт. деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом». Это очень ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении налаживания контактов.

- Арт. деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому,   собой уникальную возможность для исследования бессознательных процессов.

- Арт-педагогика подразумевает свободное самовыражение, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

- Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.

- Арт. деятельность вызывает в большинстве случаев у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, безынициативность, сформировать более активную позицию.

- Арт. деятельность основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она соответствует фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально – неповторимого способа бытия в мире.

Л.Д Лебедева выделяет следующие функции арт-педагогики:

Развивающая. Ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства достижения, собственного достоинства, самоуважения. Происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развивается способность к творчеству, саморегуляции чувств, и поведения, социальная компетентность.

Воспитательная. Способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Взрослый и ребенок выступают, как два равных субъекта. Они принимают и воспринимают друг друга, отношение одного значимо для другого.

Психолого-терапевтическая. Лечебный эффект достигается благодаря тому. Что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях. Арт. терапия способствует возникновению ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Коррекционная. Выделяют две области коррекционного воздействия – индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. Корректируются самооценка, неадекватные формы поведения, способы взаимодействия с другими людьми, нарушение адаптации к существующим условиям и в целом образ «я». Моделирование ситуаций с использованием изобразительных средств позволяет вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения.

Когнитивная. У человека формируются ценные социальные навыки, он учится активнее использовать фантазию, формулировать мысли, осознавать те ограничения, которые накладывает реальность с её социальными законами, а также реализовывать творческие потребности.

Диагностическая. Арт. деятельность не является методом диагностики в общепринятом понимании, хотя обладает существенными диагностическими возможностями. Это – деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребенком в учебной и вне учебной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

Субъектами арт. педагогики являются:  арт. педагог и участники арт. педагогического процесса между которыми возникает вербальная и невербальная коммуникация, во время которой происходит осмысление эстетического опыта, происходит личностный рост, возникает момент самопознания и самопринятия

 

Принципы арт. педагогической деятельности:

- принцип опоры на положительное в человеке (принцип педагогического оптимизма),

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей личности,

- личностной ориентации,

- развития личности в деятельности,

- координации усилий всех участников (субъектов) арт. педагогического процесса

- эмоциональности,

- единства арт. педагогического и диагностического процессов. .

 

Основные показания к использованию aрт. педагогики

· негативная «Я – концепция», дисгармоничная самооценка, низкая степень самопринятия

· трудности эмоционального развития, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, агрессивность

· переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия

· негативное поведение, нарушение взаимопонимания с близкими, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим

 

Значение aрт. педагогики:

· Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

· Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителями, другими взрослыми. Участие в арт. педагогическом процессе способствует созданию отношения принятия, эмпатии.

· Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах.

· Позволяет обратиться к реальным проблемам, которым по каким-либо причинам затруднительно обсудить вербально.

· Дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выстраивать их в социально-приемлемой форме. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

· Развивает чувство социального и внутреннего контроля. Создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

· Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков и художественных способностей в целом.

· Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

· Эффективно в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

· Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их отсутствие в родительском доме. 

Выделяются следующие виды арт-педагогики (арт-терапии):

· Анимационная терапия, где видео, компьютерная графика, сетевая анимация и т.д. используется как терапевтическое средство.

· Артсинтезтерапия - комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям.

· Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического.

· Видеотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью специального подбора видео.

· Драматерапия - осознание поведенческих и телесных паттернов, расширение собственных возможностей, развитие спонтанности, "режиссура" собственной жизни, развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).

· Игротерапия, метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

· Изотерапия - лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства (лепка, рисование).

· Музыкотерапия - система психосоматической коррекции здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Её можно использовать для влияния на самочувствие человека

· Песочная терапия, один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

· Работа с глиной способ общения с миром и самим собой.

· Сказкотерапия, где сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем путем переноса сказочных смыслов в реальность.

· Цветотерапия– гармонизации души и тела путем воздействия цветом с помощью видения и трактовки ауры, медитации на цвет, восстановления здоровья с помощью цвета, воздействия им на психику и подсознание, исправления негативных аспектов личности и активизации жизненной энергии при помощи цвета.

· Фототерапия, одна из форм арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.

 

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб: Речь, 2003.-144 с.

2.  Карабанова О. А. Игра в коррекции психологического развития ребёнка.- М.: Изд. «РПА», 1997.- 192 с.

3.  Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе //СПб.: Речь, 2007. – 336с.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми. // Спб.: Речь, 2008. – 160с.

5. Копытин А.И. Системная арт-терапия // СПб., Питер, 2001. – 224 с.

6. Короткова Л.Д. «Сказка для светлого ума закваска»/для педагогической и психологической работы//. М.-2001 г. -124 с.

7. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт. терапии – СПб.: Речь, 2003. – 224с.

8. Лебедева Л.Д. Практика арт. терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256с.

9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 310 с.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.