|
|||
Армейская вертикаль властиАрмейская вертикаль власти Армия является организацией с жестко регламентированной системой управления. Все военнослужащие всех воинских частей и учреждений вне зависимости от каких либо местных условий, желаний или мнений вышестоящих руководителей имеют точно и строго определенные в соответствующих законодательных документах (уставах, наставлениях) должностные обязанности и наименования должностей. Причем, все это установлено министром обороны и ни один нижестоящий начальник ничего здесь изменять не вправе. В этих же документах точно определено - кому подчиняется и в какой мере данное должностное лицо, и кто и в какой мере подчинен ему; какими правами наделен тот или иной начальник по отношению к подчиненным. Говоря языком современной "демократической" России, армия обладает стройной вертикалью власти. Власть в армии обезличена, т.е. в армии не может быть такого положения, когда вследствие отсутствия на рабочем месте того или иного должностного лица (отпуск, болезнь, командировка и т.п.) данный круг обязанностей никем не исполняется или откладывается до возвращения работника, и никто не несет ответсвенности за положение дел на данном участке работы. Образно говоря, даже когда от всего полка останутся в живых один солдат и один ефрейтор, то последний считается командиром полка со всеми его правами и обязанностями по отношению к единственному солдату. Описать всю вертикаль власти в армии в пределах одной статьи и даже целой серии статей невозможно по причине сложности и многообразности армейской структуры. В данной статье армейская вертикаль власти описывается на уровне мотострелкового (танкового) полка. Примерно такая же вертикаль существует и на более высоких уровнях (дивизия, корпус, армия, фронт), разумееется со своими особенностями, обусловленными более широким кругом задач, решаемых дивизией, корпусом, армией, фронтом нежели полком. Эта схема составлена на основе Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, штатов мотострелковых ( танковых) полков. Она несколько упрощена и доведена лишь до уровня батальонов и рот. Но так человеку, не служившему в армии или служившему солдатом, проще понять систему подчиненности. Деление схемы на уровни является чисто условным, введенным автором для облегчения понимания ее сути. Расположение прямоугольников ( должностей) внутри каждого уровня не в одной горизонтали, а ступенчато, сделано не случайно. Оно отражает степень значимости данного должностного лица в своем уровне. Сам уровень указывает на штатные звания должностей, находящихся на этом уровне. 0-уровень -полковник, 1,2 и 3 уровни - подполковники, 4 уровень майоры, 5 уровень капитаны, 6 уровень ст.лейтенанты и лейтенанты, уровни ниже это прапорщики, сержанты и солдаты. Автор по понятным причинам был вынужден наименования должностей дать в схеме в сокращенном написании. Вот расшифровка:
К слову - обратите внимание на место в этой иерархии начальника разведки полка. Если начальник инженерной, химической, финансовой, медицинской службы и даже дирижер оркестра подчинены непосредственно командиру полка, то начальник разведки лишь начальнику штаба полка, т.е. его служебное положение ниже, нежели этих начальников. Даже пропагандист и парторг имеют большую значимость, чем разведчик. Следует также заметить, что в этой схеме показана лишь прямая вертикаль армейской власти. Кроме нее существуют вспомогательные, дополнительные вертикали. Например, командир полка является органом дознания, т.е. он имеет право возбуждать уголовные дела в отношении всего личного состава полка, проводить следствие и передавать уголовные дела в военный трибунал. Для непосредственного выполнения задач следствия в полку имеется пять должностей военных дознавателей и одна должность старшего военного дознавателя. Однако обязанности военных дознавателей командиром полка возлагаются на шесть старших офицеров (от майора и выше) полка. Т.е. эти офицеры исполняют две должности - свою по штату и дополнительно военного дознавателя. Эти офицеры по линии дознавателей подчиняются старшему дознавателю, а он в свою очередь непосредственно командиру полка вне зависимости от своей подчиненности по штату. Например, ст.военным дознавателем назначен начальник штаба артдивизиона, а одним из дознавателей начальник ПВО полка. По этой юридической линии начальник ПВО полка является подчиненным начальнику штаба артдивизиона, а тот непосредственно командиру полка. Второй пример. Должности секретарей партийных организаций в батальонных парторганизациях, ротных парторганизациях также являются дополнительным должностями, исполняемыми офицерами или прапорщиками паралельно со своими основными. По этой партийной линии все они подчиняются секретарю парторганизации полка. Третий пример. В каждой роте имеется санинструктор, в батальоне, дивизионе имеется медицинский пункт. Эти военнослужащие подчиняются соответственно командирам своих рот, командирам своих батальонов. Но по медицинским вопросам они, кроме того, подчиняются начальнику медицинской службы полка. Четвертый пример. Командир батальона по своему служебному положению стоит выше начальника химической службы полка, но по вопросам химического имущества, обучению личного состава защите от оружия массового поражения, по мероприятиям этой защиты указания нач.хим. полка для командира батальона обязательны. Пятый пример. Командир одной из танковых рот имеет дополнительную должность председателя финансово-ревизионной комиссии. Хотя начальник финансовой службы полка по своему служебному положению стоит выше командира роты, однако в области проверки финансов полка он подчиняется этому командиру роты. Шестой пример. Все военнослужащие полка, включая заместителей командира полка обязаны выполнять распоряжения начальника физической подготовки и спорта полка в области своей личной физической подготовки и своихз подчиненных. Образно говоря, на стадионе, спортплощадке капитан может приказывать и подполковнику. Таких дополнительных вертикалей власти в полку еще довольно много. Перечислить в рамках настоящей статьи их невозможно. Источники и литература. 1.Штат мотострелкового полка № 12/ХХХХ.
|
|||
|