|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат на тему: Материалы Воронежского педтехникума (1922)
Выполнила: студентка II курса исторического факультета Плохих М.В.
Руководитель архивной практики: начальник отдела информации, публикации и научного использования документов ГАВО Н.Г. Воротилина
Воронеж В Государственном Архиве Воронежской Области хранится фонд – Воронежский Губернский отдел народного образования. Он был образован 4 июня 1918 года. Губернский отдел народного образования ведал вопросами школьного и профессионально-технического образования, дошкольного воспитания детей, культурно-просветительной работы и ликвидации неграмотности среди населения, социально-правовой охраны несовершеннолетних, опеки и патронирования детей. Он был ликвидирован в 1928 году в связи с изменением административно-территориального деления. Документы фонда сохранились достаточно полно и отражают основную деятельность и функции губоно. В состав их входят: протоколы губернских и уездных съездов по народному образованию; протоколы заседаний коллегии губоно; планы и отчёты о работе губернского и уездных отделов народного образования; сведения о количестве учителей по уездам и др. В архивном фонде Воронежского губернского отдела народного образования хранится Дело № 1014 «Материалы Воронежского педтехникума». Данное Дело состоит из 119 листов. Большинство документов, написанных чернилами от руки, вполне читаемы. Имеется и машинописный текст, который тоже является разборчивым. Написанные же карандашом документы требуют более внимательного отношения и изучения. Дело № 1014 содержит ряд следующих документов: прошения, циркуляры, программы лекций, протоколы заседаний, учебный план, автобиография, письма, заявления, свидетельства, отчёт о преподавании, обращение в Воронежский Губернский отдел народного образования, списки учащихся. Хронологические рамки: 5 февраля 1922 года ‒ 19 сентября 1922 года. Воронежский I педагогический техникум начал свою работу 7 ноября 1921 г. Коллегия губпрофобра назначила заведующим Петра Фёдоровича Каптерева. 10 января 1922 г. был утверждён штат этого учебного заведения. Мы имеем сведения о его составе:
Также была создана довольно приличная библиотека (300 томов), заведовать ей стала О.Ф. Каптерева, которая имела высшее педагогическое образование, опыт по организации работы библиотек.[1] Был принят учебный план на 1921–1922 учебный год. Обучение проводилось по четырём курсам. I и II имели общеобразовательный характер III курс предоставлял возможность получить общее педагогическое образование, IV ‒ специально-педагогический курс с подразделением на дошкольное и школьное отделения. В ближайшем будущем планировалось открытие внешкольного отделения.[2] В учебном плане приводится распределение учебного материала по курсам и отделениям. Из плана развития можно узнать, что «так как Воронежский педтехникум образуется заново, а не развился из какого-либо педагогического учебного заведения, то ему не перешло в наследство ни одно учебно-вспомогательное учреждение, ни один кабинет, лаборатория, мастерская». Требовались средства, чтобы преподаватели самостоятельно смогли создать физический и химический кабинеты, ботанический сад, мастерские, пасеку.[3] Дело № 1014 даёт возможность ознакомиться с программой лекций по Истории культуры, которую преподавал С.Н. Введенский. Он выделяет в своём курсе темы по первобытному обществу, государствам Востока, раннему и средневековому феодализму, в заключении приводит список пособий для лучшего усвоения лекций.[4] Представляют интерес сведения о количестве учащихся по всем курсам и отделениям на 1 апреля 1922 г.:[5]
В результате заседания Совета Педтехникума в мае 1922 г. приняли решение о досрочном выпуске вольнослушателей в связи с тяжёлым материальным положением, чтение лекций и приём зачётов окончить 1 июня. По поводу заявления преп. М.Л. Синозерского о пересмотре распределения мартовских пайков решили устанавливать выдачу продуктов пропорционально числу часов работы.[6] Отсутствие средств на содержание учебных заведений заставило губернский отдел народного образования пойти на непопулярные меры. 27 июля П.Ф. Каптеров сообщил на экстренном Совете Педтехникума о закрытии учебного заведения с 1 августа 1922 г. При этом в записке губоно не указывались причины закрытия Воронежского педтехникума, который ещё «9‒10 месяцев назад признавался необходимым». Совет попытался сам объяснить это: 1) параллельным с Педтехникумом существованием Педфакультета; 2) малочисленностью слушателей; 3) недостаточностью материальных средств.[7] Губпрофобр принял меры по сохранению Воронежского педтехникума. Созданная комиссия 14 августа обсудила эту проблему, большинство членов выступило за сохранение учебного заведения, т.к. оно обеспечено «высококвалифицированным педагогическим персоналом».[8] 18 августа губоно уведомил П.Ф. Каптерёва о сохранении Воронежского педтехникума. Заведующему поручалось провести работу по подготовке техникума к новому учебному году.[9] 20 августа Каптерев представил на утверждение в губпрофобр списки преподавателей, в числе которых появились новые педагоги: Л.А.Чуич (Литература, История культуры), П.И.Тарандин (Социология и Введение в социологию), А.Г.Павлючук (Физика), Г.Т. Чуич (История революционных движений, Капитализм и пролетарская революция). Заместителем Каптерева был назначен М.К. Демидович.[10] После смерти П.Ф. Каптерева новый заведующий Воронежского педтехникума М.К. Демидович писал 22 сентября 1922 г. зав. Губпрофобром о «тяжёлом положении безусловно ценного и единственного в губернии рассадника … работников просвещения». Исходя из описанного ненормального положения этого учебного заведения, М.К. Демидович просил принять решительные меры по снабжению Педтехникума учебными пособиями, классной и канцелярской мебелью.[11]
Заключение Работая в Государственном Архиве Воронежской Области, я получила доступ и ознакомилась с архивными документами. Исследуемый мной документ отражает нелёгкую эпоху 1920-х годов, показывает напряжённую работу преподавателей не только в сфере образования, но и в плане обустройства и сохранения данного учебного заведения, знакомит нас с именами педагогов, которые внесли свой вклад в развитие просвещения в Воронеже. Архив ‒ коллективная память народа. Архивные документы, безусловно, представляют интерес для студента-историка и имеют большое значение для всего общества в целом. Я приобрела опыт работы с архивными источниками, узнала, как они хранятся, поняла, насколько кропотлива работа архивиста.
Источники [1] ГАВО. Ф.Р–1. Оп. 1. Д. 1014. Л.1‒2. [2] Там же. Л.4. [3] Там же. Л.7. [4] Там же. Л.23–24 об. [5] Там же. Л.39. [6] Там же. Л.52. [7] Там же. Л.90. [8] Там же. Л.96. [9] Там же. Л.99. [10] Там же. Л.105. [11] Там же. Л.112.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|