Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Реферат

на тему: Материалы Воронежского педтехникума (1922)

 

 

Выполнила: студентка II курса исторического факультета Плохих М.В.

 

Руководитель архивной практики: начальник отдела информации, публикации и научного использования документов ГАВО

Н.Г. Воротилина

 

 

Воронеж

В Государственном Архиве Воронежской Области хранится фонд – Воронежский Губернский отдел народного образования. Он был образован 4 июня 1918 года. Губернский отдел народного образования ведал вопросами школьного и профессионально-технического образования, дошкольного воспитания детей, культурно-просветительной работы и ликвидации неграмотности среди населения, социально-правовой охраны несовершеннолетних, опеки и патронирования детей. Он был ликвидирован в 1928 году в связи с изменением административно-территориального деления. Документы фонда сохранились достаточно полно и отражают основную деятельность и функции губоно. В состав их входят: протоколы губернских и уездных съездов по народному образованию; протоколы заседаний коллегии губоно; планы и отчёты о работе губернского и уездных отделов народного образования; сведения о количестве учителей по уездам и др.

В архивном фонде Воронежского губернского отдела народного образования хранится Дело № 1014 «Материалы Воронежского педтехникума». Данное Дело состоит из 119 листов. Большинство документов, написанных чернилами от руки, вполне читаемы.  Имеется и машинописный текст, который тоже является разборчивым. Написанные же карандашом документы требуют более внимательного отношения и изучения. Дело № 1014 содержит ряд следующих документов: прошения, циркуляры, программы лекций, протоколы заседаний, учебный план, автобиография, письма, заявления, свидетельства, отчёт о преподавании, обращение в Воронежский Губернский отдел народного образования, списки учащихся. Хронологические рамки: 5 февраля 1922 года ‒ 19 сентября 1922 года.

Воронежский I педагогический техникум начал свою работу 7 ноября 1921 г. Коллегия губпрофобра назначила заведующим Петра Фёдоровича Каптерева. 10 января 1922 г. был утверждён штат этого учебного заведения. Мы имеем сведения о его составе:

 

 

Ф.И.О. преподавателя Преподаваемый(ые) предмет(ы)
Каптерев П.Ф. Психология, Педагогическая психология детского возраста, История педагогики
Вентцель К.Н. Современные теории дошкольного воспитания
Воронов И.К. Современные системы воспитания, Английский язык
Введенский С.Н. Методика истории с практикой в школе, История культуры, Введение в философию
Проф. Келлер Б.А. Биология
Чертков С.Г. История народного хозяйства, История революционного движения в России, государственное право РСФСР, Введение и основы социализма
Лучкин П.И. Пение
Баклаев Г.П. Коммунизм и пролетарская революция, строительство РСФСР
Сардановский И.П. Карманов К.М.     Голушков А.И.   Соколов Н.Н.   Козелькова И.Г.     Физика, Математика Современная педагогика и современная школа за границей, История дошкольных учреждений   Методика природоведения с практикой в школе   Русский язык в связи с общим языкознанием   Физическое воспитание  

Также была создана довольно приличная библиотека (300 томов), заведовать ей стала О.Ф. Каптерева, которая имела высшее педагогическое образование, опыт по организации работы библиотек.[1]

Был принят учебный план на 1921–1922 учебный год. Обучение проводилось по четырём курсам. I и II имели общеобразовательный характер III курс предоставлял возможность получить общее педагогическое образование, IV ‒ специально-педагогический курс с подразделением на дошкольное и школьное отделения. В ближайшем будущем планировалось открытие внешкольного отделения.[2] В учебном плане приводится распределение учебного материала по курсам и отделениям. Из плана развития можно узнать, что «так как Воронежский педтехникум образуется заново, а не развился из какого-либо педагогического учебного заведения, то ему не перешло в наследство ни одно учебно-вспомогательное учреждение, ни один кабинет, лаборатория, мастерская». Требовались средства, чтобы преподаватели самостоятельно смогли создать физический и химический кабинеты, ботанический сад, мастерские, пасеку.[3]

 Дело № 1014 даёт возможность ознакомиться с программой лекций по Истории культуры, которую преподавал С.Н. Введенский. Он выделяет в своём курсе темы по первобытному обществу, государствам Востока, раннему и средневековому феодализму, в заключении приводит список пособий для лучшего усвоения лекций.[4]

 Представляют интерес сведения о количестве учащихся по всем курсам и отделениям на 1 апреля 1922 г.:[5]

 

Курс Количество мужчин Количество женщин Всего
I
II
III
IV шк. отд.
IV дошк. отд.    

В результате заседания Совета Педтехникума в мае 1922 г. приняли решение о досрочном выпуске вольнослушателей в связи с тяжёлым материальным положением, чтение лекций и приём зачётов окончить 1 июня. По поводу заявления преп. М.Л. Синозерского о пересмотре распределения мартовских пайков решили устанавливать выдачу продуктов пропорционально числу часов работы.[6]

Отсутствие средств на содержание учебных заведений заставило губернский отдел народного образования пойти на непопулярные меры. 27 июля П.Ф. Каптеров сообщил на экстренном Совете Педтехникума о закрытии учебного заведения с 1 августа 1922 г. При этом в записке губоно не указывались причины закрытия Воронежского педтехникума, который ещё «9‒10 месяцев назад признавался необходимым». Совет попытался сам объяснить это:

1) параллельным с Педтехникумом существованием Педфакультета;

2) малочисленностью слушателей;

3) недостаточностью материальных средств.[7]

     Губпрофобр принял меры по сохранению Воронежского педтехникума. Созданная комиссия 14 августа обсудила эту проблему, большинство членов выступило за сохранение учебного заведения, т.к. оно обеспечено «высококвалифицированным педагогическим персоналом».[8]

18 августа губоно уведомил П.Ф. Каптерёва о сохранении Воронежского педтехникума. Заведующему поручалось провести работу по подготовке техникума к новому учебному году.[9]

20 августа Каптерев представил на утверждение в губпрофобр списки преподавателей, в числе которых появились новые педагоги: Л.А.Чуич (Литература, История культуры), П.И.Тарандин (Социология и Введение в социологию), А.Г.Павлючук (Физика), Г.Т. Чуич (История революционных движений, Капитализм и пролетарская революция). Заместителем Каптерева был назначен М.К. Демидович.[10]

После смерти П.Ф. Каптерева новый заведующий Воронежского педтехникума М.К. Демидович писал 22 сентября 1922 г. зав. Губпрофобром о «тяжёлом положении безусловно ценного и единственного в губернии рассадника … работников просвещения». Исходя из описанного ненормального положения этого учебного заведения, М.К. Демидович просил принять решительные меры по снабжению Педтехникума учебными пособиями, классной и канцелярской мебелью.[11]

 

                                         Заключение

Работая в Государственном Архиве Воронежской Области, я получила доступ и ознакомилась с архивными документами. Исследуемый мной документ отражает нелёгкую эпоху 1920-х годов, показывает напряжённую работу преподавателей не только в сфере образования, но и в плане обустройства и сохранения данного учебного заведения, знакомит нас с именами педагогов, которые внесли свой вклад в развитие просвещения в Воронеже.

Архив ‒ коллективная память народа. Архивные документы, безусловно, представляют интерес для студента-историка и имеют большое значение для всего общества в целом. Я приобрела опыт работы с архивными источниками, узнала, как они хранятся, поняла, насколько кропотлива работа архивиста.

 

                                                   Источники


[1] ГАВО. Ф.Р–1. Оп. 1. Д. 1014. Л.1‒2.

[2] Там же. Л.4.

[3] Там же. Л.7.

[4] Там же. Л.23–24 об.

[5] Там же. Л.39.

[6] Там же. Л.52.

[7] Там же. Л.90.

[8] Там же. Л.96.

[9] Там же. Л.99.

[10] Там же. Л.105.

[11] Там же. Л.112.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.