Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра «Психология»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине: «Общий психологический практикум»

 (название дисциплины)

 

на тему:

«Типы вопросов которые могут быть использованы в анкете.»

 

 
     

 

Студента (ки) курса ПСД/c-19-1-о группы

Направление подготовки: 37.03.01

«Психология служебной деятельности»»

Нестюк Александры Игоревны

(фамилия и инициалы студента)

 

Руководитель Светлана Владимировна Чабаненко

 

Национальная шкала ______________________   

Количество балов: __________Оценка: ECTS _____

                                         

 

                                     Члены комиссии     ________________ ___________________________

                                                                                   (подпись)                      (фамилия и инициалы)

 

                                                                            ________________ ___________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

                                                                           ________________ ___________________________

 

Севастополь

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2

1.1 ПОНЯТИЕ О АНКЕТЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ………3

 

1.2 ТИПЫ ВОПРОСОВ В АНКЕТАХ……………………………………….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….9

ВВЕДЕНИЕ

                 В психологии анкетирование нацелено на получение главным образом психологической информации. Личный контакт исследователя с респондентом при анкетировании не обязателен. Анкеты можно рассылать по почте или с помощью других лиц. Среди методов опроса анкетирование очень удобно, с его помощью можно быстро выяснить мнения большой группы опрашиваемых. Кроме этого, он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях. Анализировать результаты анкетирования удобно методом математической статистики. Анкетирование относится к типично опросным методам и не имеет непосредственного общения и разговора между исследователем и респондентом. Такая особенность анкетирования дает возможность ряду исследователей утверждать, что его трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам. Даже при полной искренности испытуемого получаемая информация является декларативной, и считаться надежной и достоверной не может. А с учетом того, что на содержание высказываний испытуемого влияние оказывает неосознаваемая мотивация и установка, то есть смысл считать, что анкетирование метод не психологический. Но, тем не менее, как дополнительный метод, может использоваться при проведении социально-психологических исследований. Попробуем не согласиться с такой оценкой анкетирования. Интерпретации психологических данных способствуют вспомогательные сведения социологического, демографического, экономического характера, дополняющие психологическую картину; Несмотря на то, что анкетирование сводит к минимуму общение между исследователем и респондентом, тем не менее, представляет собой «дуэль» между ними. Составитель анкеты идет на массу ухищрений, чтобы чисто психологически воздействовать на респондента.

 

 

1.1 ПОНЯТИЕ О АНКЕТЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

 Анкетирование упрекают в ненадежности и недостоверности получаемой информации, потому что на ответы респондента влияет неосознаваемая мотивация и установка. Но, это упрек можно адресовать любому другому субъективному эмпирическому методу вплоть до лабораторного эксперимента. И в других методах от факторов мотивации и установки никуда не денешься. Важно отметить еще и тот факт, что навряд ли кто-то решится отнести к непсихологическим методам личностные опросники; Со времен Ф. Гальтона метод анкетирования, даже если он пришел из других наук, прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что отделить его от семейства психологических методов уже невозможно; Являясь разновидностью опроса, анкетирование – это метод общенаучного характера и общенаучного значения, поэтому говорить о нем, как непсихологическом методе также некорректно, как об эксперименте или наблюдении.

 

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Под анкетированием понимается метод получения информации через письменные ответы или опрос с помощью анкеты. Анкета готовится заранее и представляет собой оформленный список вопросов, которые обращены к определенной категории респондентов

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных. Анкетирование упрекают в ненадежности и недостоверности получаемой информации, потому что на ответы респондента влияет неосознаваемая мотивация и установка. Но, это упрек можно адресовать любому другому субъективному эмпирическому методу вплоть до лабораторного эксперимента. И в других методах от факторов мотивации и установки никуда не денешься. Важно отметить еще и тот факт, что навряд ли кто-то решится отнести к непсихологическим методам личностные опросники. Со времен Ф. Гальтона метод анкетирования, даже если он пришел из других наук, прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что отделить его от семейства психологических методов уже невозможно; Являясь разновидностью опроса, анкетирование – это метод общенаучного характера и общенаучного значения, поэтому говорить о нем, как непсихологическом методе также некорректно, как об эксперименте или наблюдении.

 


 

1.2 ТИПЫ ВОПРОСОВ В АНКЕТАХ

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Существуют три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

Открытые вопросы – это вопросы, в которых не содержатся варианты возможных ответов, т.е. респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос в зависимости от своей информированности, компетентности, желания отвечать на данный вопрос. Открытые вопросы, как правило, используются в пилотажных исследованиях для разработки вариантов ответов на другие виды вопросов. Их доля в анкетах невелика и зачастую не превышает 8 - 10 % от общего количества вопросов.Открытые вопросы, традиционно, ставятся в конце анкеты для: сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений об опрашиваемой проблеме; опроса экспертов с тем, чтобы сохранить индивидуальное мнение по исследуемой проблеме; сбора дополнительной информации при опросах общественного мнения и т.д.

Выделяются пять вариантов открытых вопросов:

- простой открытый вопрос («Что Вы думаете о ...?»);

- словесная ассоциация;

- завершение предложения;

- завершение рассказа, рисунка;

- тематический апперцепционный тест (опрашиваемому показывают картинку и просят придумать рассказ о том, что, по его мнению, на ней происходит или может происходить)

В таких вопросах отсутствует предвзятость, стремление навязать определенный ответ. Однако ответы на данный тип вопросов требуют достаточно больших затрат времени, так как обычно вызывают новые, дополнительные вопросы. Кроме того, полученные ответы могут быть интерпретированы по-разному. Поэтому их не часто используют при анкетировании.

Закрытые вопросы, в которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов ответов, предложенных в вопросе. Структурно закрытый вопрос включает в себя собственно вопрос и ответную часть, содержащую ожидаемые или возможные варианты ответов.

Удобство закрытых вопросов состоит в том, что они увеличивают заполняемость анкет, сокращая число не ответивших респондентов; позволяют кодировать ответы респондентов для машинной обработки; стандартизируют ответы респондентов по заданному числу позиций.

В то же время это удобство не всегда является бесспорным для всех исследовательских ситуаций.В зависимости от числа ответов и типа логических задач, решаемых респондентом при ответе на вопрос, закрытые вопросы по функциям могут быть следующих видов:

а) дихотомические вопросы типа "да - нет". В ответе на такой вопрос респондент может выбрать одну из двух предложенных альтернатив, чем выразить свое согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа;

б) альтернативные вопросы, в которых респонденту предлагается выбор одной из уравновешенных формулировок;

в) шкальные вопросы, в которых респондент должен соотнести свое мнение с одним из делений предложенной шкалы;

г) вопросы - "меню", которые предполагают выбор неограниченного числа ответов или отбор заданного числа ответов в соответствии с критерием важности, предпочтительности, значимости.

Вопросы со шкалой ответов, предполагающие проведение измерений изучаемых свойств и параметров, были рассмотрены в разделе об измерениях.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы изучили анкетирование как один из методов психологии, с помощью которого можно выявить интересующую информацию о респонденте.

Одним из основных заданий в курсе психологического практикума является самостоятельная разработка и проведение анкетирования. Представленные в данном разделе основные теоретические вопросы помогут понять основные принципы проведения анкетирования. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей.

Данный метод обладает следующими достоинствами: высокой оперативностью получения информации; возможностью организации массовых обследований; сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морева В.А. Морев В.А. Анкетирование и интервьюирование в социологических исследованиях.//Социология: методология, методы, математические модели - 2016.- № 7;

2. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Изд-во ЛГУ, РЕД. 2010.

3. Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под. Ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука, РЕД. 2009.

4. Глуханюк Н.С., Дъяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2013. – 235 с.

5. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2012. – 127 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.