|
|||
Лекция 7.. Альтернативная интеграция в СНГ.Лекция 7. Альтернативная интеграция в СНГ. Политические и экономические интересы новых государств, образовавшихся на месте единого СССР, не совпадали по многим аспектам, а нередко являлись диаметрально противоположными. Несмотря на наличие СНГ, объединившего большинство бывших советских республик, характерной чертой отношений между новыми государственными объединениями стало проявление определенной конкуренции. На территории бывшего СССР начала формироваться особая система отношений, при которой наряду с организациями, направленными на интеграцию с участием России, образовался ряд новых модулей. Важнейшая причина их образования – желание одной страны или группы стран создать структуру, в рамках которой она могла бы играть ключевую роль. В состав этих модулей вошли, в том числе те государства, которые одновременно являются членами СНГ. Однако в отличие от интеграционных объединений с участием России ряд новых региональных модулей ориентирован на тесное сотрудничество, прежде всего с США, НАТО и ЕС, являясь потенциальной площадкой для запуска механизмов интеграции государств-участников этих организаций в ЕС и НАТО. С другой стороны, практически с самого создания СНГ, оно стало зоной повышенного интереса и начало активно осваиваться США, НАТО и ЕС. Ещё в 1997 г. американский общественный деятель Н. Чомски писал о том, что США для экспорта своих ценностей и интересов предпочитают использовать различные международные организации. Очевидно, что именно этот формат и был выбран Вашингтоном, а также Брюсселем для того, чтобы закрепить свое влияние на постсоветском пространстве. Безусловно, первым шагом стало появление в 1997 г. объединения ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Оно же стало и наиболее значительным по своему потенциалу модулем в рамках альтернативной постсоветской политико-экономической системы. В ГУАМ, как и в СНГ, был свой лидер, претендовавший стать интеграционным ядром объединения, – это Украина. Исследователями и экспертами выделяются три основных этапа в развитии ГУАМ: начальный этап формирования организации – 1997-2000 гг., создание инфраструктуры ГУУАМ, оформление основных направлений международного сотрудничества – 2001-2004 гг., активизация деятельности ГУАМ – 2005-2010 гг., 2010-2020 гг. – стагнация ГУАМ. Учреждение региональной международной организации – эксперты в области международных отношений связывают в первую очередь с деятельностью США, которые (по официальной версии) инициировали создание ГУАМ как способ «привить геополитический плюрализм на постсоветском пространстве», а также с целью «содействовать укреплению демократии и безопасности в этих странах». Образование этого альянса можно объяснить политическими и экономическими причинами. Во-первых, это необходимость объединения усилий и координации деятельности в реализации проектов евразийского и транскавказского транспортных коридоров. В частности транспортного коридора «Европа–Кавказ–Азия» для транзита каспийской нефти (в обход России). В стратегическом партнерстве государств этого альянса, наряду с геополитическими соображениями, координация торгово-экономического сотрудничества в рамках ГУАМ позволяет Азербайджану обрести постоянных потребителей нефти и удобный маршрут для ее экспорта, Грузии, Украине и Молдове – получить доступ к альтернативным источникам энергоресурсов и стать важным звеном в их транзите. Во-вторых, это объединение позиций в сфере политического взаимодействия как в рамках ОБСЕ и по отношению к НАТО, так и между собой. Приоритеты нового альянса на постсоветском пространстве, озвученные руководством Украины, звучали следующим образом: «Нашими ключевыми целями является формирование регионального пространства демократии, безопасности, единого экономического, гуманитарного и социального развития». Определение политической направленности новой организации ГУАМ прозвучало и в заявлении главы МИД Украины Б. Тарасюка: «У нас общие подходы к процессам расширения ЕС и НАТО, демократизации общества, европейской интеграции, экономического развития, стабильности и безопасности в регионе. Вместе нам будет легче преодолеть путь на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры». В-третьих, это сотрудничество в вопросах борьбы с сепаратизмом и региональными конфликтами. Грузию, Азербайджан и Молдову объединяла и необходимость разрешения межэтнических конфликтов на своей территории. Во всех трех государствах активные фазы конфликтов, связанные с военным противостоянием, были уже позади, причем решающую роль в прекращении огня сыграла Россия. Однако политические элиты, находившиеся у власти в Тбилиси, Баку и Кишиневе, обвинили именно ее в покровительстве непризнанным государственным образованиям на постсоветском пространстве – Абхазии, Южной Осетии, Приднестровью и Нагорному Карабаху, утверждая о том, что позиция Москвы препятствует восстановлению их территориальной целостности. Нацеленность ГУАМ на разрешение территориальных конфликтов на постсоветском пространстве была зафиксирована в Уставе ГУАМ, принятом в 2001 г. В-четвертых, это попытка налаживания совместного экономического сотрудничества. То есть, как видно, формально страны, входившие в данное объединение, занимались вопросами экономики и безопасности. Однако, помимо этого, не без финансовой поддержки Конгресса США, рассматривались перспективы создания системы противовеса российскому влиянию на постсоветском пространстве, что удачно сочеталось с намерением совместного вступления в ЕС и НАТО. Объединение постепенно обретало политический формат. 10 октября 1997 г. на саммите Совета Европы в Страсбурге было объявлено о формировании Консультативного форума ГУАМ. Создание нового регионального модуля именно во время саммита Совета Европы не было случайным. Это должно было придать только что образованной организации большую легитимность и значимость в глазах мирового сообщества. Создание ГУАМ с самого начала представляло собой альтернативу интеграционным процессам на постсоветском пространстве, связанным с российским участием. В первом учредительном документе – Страсбургской декларации ГУАМ, а также в Совместном коммюнике, опубликованном по итогам встречи президентов Азербайджана (Г. Алиев), Грузии (Э. Шеварднадзе), Молдовы (П. Лучинский) и Украины (Л. Кучма) был определен круг вопросов, в рамках которых была намечена дальнейшая интеграция. Во-первых, это «двустороннее и региональное сотрудничество», во-вторых, – «европейская и региональная безопасность», в-третьих, – налаживание политических и экономических связей. Отметим, что, по крайней мере, на первой встрече лидеров ГУАМ, «политические связи» получили приоритет перед экономическими. В качестве основной тактической цели было объявлено о создании «евроазиатского транскавказского транспортного коридора», однако в стратегическом плане «была отмечена перспектива сотрудничества четырех стран в рамках ОБСЕ, других европейских и атлантических структур, включая. Совет Евро-Атлантического Партнерства и Программу НАТО «Партнерство ради мира». Иными словами, можно сделать вывод о том, что экономическая цель – транспортный коридор – изначально являлась прикрытием политической цели – интеграции стран ГУАМ в евроатлантические структуры через ОБСЕ. 24 апреля 1999 г. в ходе юбилейного саммита стран НАТО в рамках встречи Совета Евроатлантического партнерства состоялась встреча президентов государств-участников ГУАМ и Узбекистана. По итогам встречи Узбекистан, который только что вышел из Договора о коллективной безопасности (ДКБ) и чьи отношения с Россией переживали период заметного охлаждения, и, наоборот, активно развивалось военно-политическое сотрудничество с США, вошел в состав ГУАМ. Организация стала именоваться ГУУАМ. Политико-консультативный форум обрёл не только нового члена, но и принципиально новое обрамление. Основной упор в декларации ГУУАМ был сделан на сотрудничество в рамках ООН и ОБСЕ. Это свидетельствует, что и в 1999 г. преобладал политический, а не экономический фактор объединения. Особенно это подчеркивается в преамбуле документа: страны ГУУАМ отмечают «общность целей по укреплению своей государственной независимости и достижению стабильности, безопасности и сотрудничества на пространстве ОБСЕ, свободном от линий раздела и сфер влияния», указывают, что «сотрудничество в рамках ГУУАМ не направлено против третьих стран» и что «участие в интеграции в европейские и евроатлантические структуры» является конечной целью деятельности организации. При этом из восьми пунктов сотрудничества, согласованных лидерами стран ГУУАМ, на второе место выдвинуто развитие взаимодействия в рамках Совета Евроатлантического партнерства и Программы НАТО «Партнерство ради мира», на четвертое место – углубление практического сотрудничества «с целью укрепления миротворческого потенциала на основе соответствующей правовой базы», и только на седьмое место отодвинуто требование расширения взаимовыгодного сотрудничества стран ГУУАМ «в развитии транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия». Эта расстановка приоритетов сотрудничества в базовом документе ГУУАМ красноречиво свидетельствует об истинных намерениях лидеров ГУУАМ – организаторов этого политического блока. В Вашингтонском заявлении 1999 г. Украина, как и ранее, в Страсбургской декларации (1997 г.), настояла на включении пункта (№ 8) о проведении регулярных консультаций «на соответствующих уровнях по вопросам, представляющим взаимный интерес». На «Саммите тысячелетия» ООН, который проходил в Нью-Йорке в 2000 г., страны-участницы ГУУАМ провели совместное заседание, еще раз подчеркивая международный статус и стремление действовать на мировой арене вне контекста СНГ. В том же году деятельность ГУУАМ была признана ОБСЕ. ГУУАМ окончательно приобрела характер альтернативного объединения на постсоветском пространстве. Именно так ее стали воспринимать и в России, и в Европе, и в США. Многие наблюдатели справедливо отмечали, что ГУУАМ стала оперировать в трех ключевых регионах СНГ – в Закавказье, на юго-востоке Европы и в Центральной Азии. В 2001 г. в Ялте был принят Устав и Хартия ГУУАМ. В соответствии с ними определялись цели и области сотрудничества в рамках этой организации, а также создавалась организационная структура. В Хартии отмечалось, что основными целями сотрудничества пяти стран (Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы) в рамках организации является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, укрепление и расширение торгово-экономических связей, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также сотрудничество в других сферах, включая совместную борьбу с международным терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом. Спустя год там же в Ялте 2002 г. прошла встреча глав государств-участниц ГУУАМ. На саммите было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Соглашением предусматривается отмена налогов и сборов, таможенной пошлины, которые имеют эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле между сторонами. Кроме того, предусматривается отмена других препятствий для свободного передвижения товаров и услуг между сторонами, создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей в отношении торговых и других операций, сотрудничество между сторонами в проведении торгово-экономической политики для достижения целей этого соглашения в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы. Стороны обязуются также развивать добросовестную конкуренцию, гармонизировать законодательства в той мере, в которой это необходимо для эффективного функционирования свободной торговли. Соглашением также определяются исключение, порядок разрешения споров между договорными сторонами, порядок проведения внесения изменений и дополнений в соглашение. Комментируя подписание договора о создании ЗСТ, президент Украины Л. Кучма сказал, что другого пути развития ГУУАМ не существует. Он напомнил, что «Украина постоянно выступала за реализацию идеи ЗСТ в рамках СНГ, но результатов не достигла». Л. Кучма уверен, что ЗСТ нужна и Украине, и всем остальным странам ГУУАМ. На самом деле товарооборот каждой из стран ГУУАМ с партнерами по организации составляет лишь около 2% от их внешнеторгового оборота, в то время как Россия является их основным торговым партнером. Поэтому, пожалуй, главная цель подписания договора – политический сигнал о том, что организация живет и развивается. Официальные комментарии России по поводу создания ЗСТ в рамках ГУУАМ озвучил В. Черномырдин. «Я не думаю, что без участия России в рамках ГУУАМ может состояться какой-то серьезный энергетический проект», – сказал он. Зато у США позиция прямо противоположная: США готовы оказать поддержку, в том числе финансовую, «конкретным проектам» в рамках организации ГУУАМ, а также заинтересованы в получении статуса наблюдателя в ГУУАМ. Об этом сказал на саммите и в интервью журналистам координатор государственного департамента США по вопросам помощи странам Европы и Евразии У. Тэйлор. Он также заявил, что США готовы поддержать, в частности, проекты по обустройству границ и таможен в рамках ГУУАМ. Сокращая сотрудничество с СНГ, ГУУАМ активно развивалоего с США. Укрепление связей наблюдалось еще с 2001 г. А 6 декабря 2002 г. Совет министров иностранных дел ГУУАМ утвердил «Рамочную программу ГУУАМ – США по содействию торговле и сотрудничеству в области транспорта, обеспечению пограничного и экспортного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков». После прихода к власти проамериканских режимов в Грузии (2003 г.) и на Украине (2005 г.) деятельность ГУУАМ активизировалась, и объединение все более стало приобретать черты организации, главной задачей которой фактически является противодействие интересам России на пространстве СНГ. В течение 2003 г. развивалось и сотрудничество ГУУАМ с США по линии создания Единого таможенного пространства стран ГУУАМ. Совещание Глав таможенных служб ГУУАМ (без Узбекистана) проходило 11 февраля 2003 г. в Киеве. Документ, принятый на Совещании, был выработан при непосредственном участии американских экспертов. Он упрощал и ускорял процесс прохождения таможенных процедур, обеспечивал надлежащий сбор статистической информации. Впоследствии он лег в основу Таможенного соглашения, подписанного главами государств ГУУАМ на Ялтинском саммите 2003 г. В том же году ГУУАМ получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, официально получив, таким образом, международное признание, равное СНГ. Наиболее активное содействие совместным выступлениям государств-членов ГУУАМ на заседаниях Генассамблеи ООН оказывали и оказывают США. В частности, именно при помощи США в сентябре 2006 г. страны ГУУАМ добились рассмотрения на 61-й сессии Генассамблеи ООН вопроса о «замороженных конфликтах» на постсоветском пространстве. Во многом переломным моментом в истории ГУУАМ стал 2005 г. В этом году произошли политические изменения на Украине, наблюдалось ужесточение позиции Грузии в отношении российского присутствия в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Наконец, президент Молдовы В. Воронин серьезно скорректировал внешнеполитический курс в сторону большего сближения с европейскими институтами и меньшего участия в работе СНГ. В апреле 2005 г. состоялся саммит ГУУАМ в Кишиневе. На нем было заявлено о новой роли организации, которая теперь должна была способствовать распространению демократии на постсоветском пространстве, изменению отношений между государствами бывшего СССР и западными странами в сторону большего их сближения и открытости в противовес России. В этом коренном повороте присутствовало стремление минимизировать влияние Москвы в регионе, представить ее как своего рода оплот противоположной тенденции. На саммите была принята декларация «Во имя стабильности, демократии и развития». Ряд положений Декларации был прямо направлен против России, и может рассматриваться как форма оказания политического давления. Особенно показательным в этом отношении стал пункт 5-й, в котором говорится, что страны ГУУАМ «подчеркивают важность решения Стамбульского саммита ОБСЕ от 1999 г. и призывают все государства ОБСЕ приложить максимум усилий для исполнения Россией принятых обязательств о полном выводе российских войск и вооружений из Республики Молдова и Грузии». Однако итоговую Декларацию Кишиневского саммита ГУУАМ не подписал Узбекистан. Более того, в декабре того же 2005 г. он объявил о своем решении выйти из организации, мотивировав свое решение тем, что ГУУАМ превратился в сугубо политический блок, что существенно изменило изначально объявленные цели и задачи организации. Основной причиной стало серьезное ухудшение отношений между Ташкентом и Вашингтоном из-за событий в Андижане, а также недовольство Узбекистана резко отрицательной позицией, занятой по отношению к узбекскому руководству лидерами других государств-членов ГУУАМ. Организация снова стала именоваться ГУАМ. Международная организация, в которую входили только четыре государства, причем лишь два из них – Украина и Грузия – были готовы к решительным политическим шагам, вряд ли могла стать центром притяжения для других постсоветских государств. Надежды на скорое создание структуры, альтернативной СНГ, не оправдались. Тогда-то и появилась идея трансформации объединения и превращения его в полноценную региональную организацию, открытую для участия стран за границами бывшего СССР. Публично о новой инициативе было заявлено на грузинском курорте Боржоми 12 августа 2005 г. Именно тогда президент Грузии М. Саакашвили и президент Украины В. Ющенко подписали Боржомскую декларацию, в которой говорилось о намерении создать новое межгосударственное объединение в регионах Каспийского, Черного и Балтийского морей – Сообщество демократического выбора (СДВ). Целью организации провозглашалось ее «преобразование в мощный инструмент для освобождения региона от всех оставшихся разделительных линий, нарушений прав человека, от всякого духа конфронтации, от замороженных конфликтов». Было объявлено о необходимости сформировать «коалицию демократических государств» и о намерении включить в состав новой группировки другие государства Центральной и Восточной Европы. Очевидно, что новая структура является своего рода перерождением ГУАМ. К ее основным программным установкам добавили демократическую риторику Сообщества демократий, Сообщества демократий, которое было создано пять лет назад по инициативе США и Польши. В него входят представители 106 правительств, ратующих за развитие и защиту демократии в мире. Буквально, в каждом параграфе Боржомской декларации говорится о том, что СДВ разделяет универсальные ценности демократии и гражданского общества. Более того – отмечается, что СДВ реализует задачи Сообщества демократий, то есть развивает региональное сотрудничество для распространения и защиты демократии. Выполнение данных задач является необходимым условием для осуществления экономического сотрудничества и сотрудничества в области региональной безопасности. Таким образом, очевидно, что из СДВ получился политический блок – региональный преемник Сообщества демократий. СДВ задает новые географические рамки сотрудничества. Теперь это регион, соединяющий три моря – Балтийское, Каспийское и Черное. Однако основанием для присоединения к СДВ является не принадлежность к указанному региону, а разделение провозглашенных ценностей. Именно поэтому, как считают все аналитики и эксперты, РФ, имеющая выход ко всем трем морям, была приглашена к сотрудничеству с СДВ лишь как наблюдатель. 2 декабря 2005 г. в Киеве прошёл учредительный форум. На нем присутствовали, помимо основателей СДВ – президентов Грузии и Украины, Президенты Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Румынии, Македонии и Словении, правительственные делегации Азербайджана, Польши, Болгарии, Венгрии и Чехии. Прибыли также представители ЕС, ООН и США. Присутствующие одобрили Боржомскую декларацию СДВ и согласились участвовать в работе неформального форума, каковым пока является Содружество. Развитием идеи о создании организации, альтернативной СНГ, стал саммит государств Балтийского и Черноморского регионов, открывшийся 4 мая 2006 г. в Вильнюсе. К участникам учредительного форума «Содружества демократического выбора» добавились высокопоставленные представители США и стран-членов ЕС, в том числе вице-президент США Д. Чейни.Участие стран-членов ЕС и США демонстрирует стремление Украины, Молдовы и Грузии к интеграции в единую Европу и поддержку со стороны части государств ЕС. Все страны СДВ подчеркивают факт своего освобождения от социалистического прошлого и построения новой демократии. В целях, которые поставили перед собой государства-участники СДВ, как и в ГУАМ, четко прослеживается стремление включить интеграционные процессы на постсоветском пространстве в принципиально новый контекст. Важный элемент этой стратегии – содействие смене режимов в государствах-участниках СНГ. Один из наиболее активных деятелей СДВ – президент Грузии М. Саакашвили, – заявил, что организация должна действенно поддерживать демократическую оппозицию в тех государствах, где она борется с антидемократическими режимами. В создании СДВ очевиден геополитический мотив, заключающийся в тесном сотрудничестве с НАТО в противовес России и интеграционным объединениям с ее участием. Сам концепт макрорегиона, включающего Каспий, Черное и Балтийское моря, был впервые озвучен американской дипломатией и активно используется для обоснования расширения зоны ответственности НАТО за рамки, прописанные в Атлантической хартии. Характерно, что все государства-участники СДВ относятся к числу приоритетных партнеров США на европейском континенте и, как правило, выступают в поддержку основных внешнеполитических инициатив Вашингтона. 22-23 мая 2006 г. состоялся Киевский саммит ГУАМ. На нем было принято ряд значимых решений для организации. Президенты Грузии, Азербайджана, Украины и Молдавии подписали декларацию о создании «Организации за демократию и развитие – ГУАМ» с секретариатом в Киеве. В качестве гостей в работе саммита приняли участие президенты Литвы, Польши, вице-президент Болгарии, а также генсек ОБСЕ. Был принят новый Устав, подтвердивший курс на скорейшую интеграцию с ЕС и НАТО. Были подтверждены широкие географические границы действия ГУАМ – «от Каспия до Балтики», – что предполагает участие организации в обсуждении и решении практически всего спектра проблем на постсоветском пространстве. Члены ГУАМ договорились о создании топливно-энергетического совета для координации действий по вопросам энергетической политики и безопасности. 18-19 июня 2007 г. прошел Бакинский саммит «Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ». Помимо лидеров стран-членов в Бакинском саммите приняли участие президенты Литвы, Румынии, Польши, а также представители Латвии, Эстонии, Болгарии, США, Японии. В рамках саммита состоялись встречи ГУАМ – США, ГУАМ – Япония, ГУАМ – Польша. Члены организации подписали Бакинскую декларацию. В ней они подтвердили приверженность демократическим ценностям, верховенству закона, уважению прав человека, достижению социально-экономического развития. В декларации было зафиксировано, что взаимодействие государств-членов ГУАМ будет способствовать поиску справедливых решений по урегулированию «замороженных» конфликтов. Таким образом, именно после «цветных» революций в Грузии и на Украине и смены внешнеполитической ориентации властями Молдовы ГУАМ пережила «второе рождение». Объединяющей основой постепенно становится минимизация влияния России на постсоветском пространстве и борьба с тяготеющими к ней «непризнанными государствами». После войны на Южном Кавказе в августе 2008 г. в СДВ, как и в ГУАМ, наступила стагнация. Ее усилил приход к власти на Украине в 2010 г. В. Януковича. Украина всегда занимала особое место в ГУАМ. Об этом говорит хотя бы то, что секретариат организации находится в Киеве. Украина является центральным звеном, способным придать объединению содержание и смысл. Без Украины между остальными участниками организации исчезает всякая территориальная связь, что исключает возможность любых крупных совместных проектов. Поэтому не случайно, что после избрания президентом Украины В. Януковича деятельность ГУАМ быстро сошла на нет. С 2015 г. интерес к ГУАМ в определённой степени начал возобновляться. 3 декабря 2015 г. в рамках встречи ГУАМ - Япония была подписана программа сотрудничества. Новая попытка возрождения ГУАМ вновь пришлась на постмайданный период. После долгого перерыва 27 марта 2017 г. в Киеве был проведён саммит стран-участниц ГУАМ, главной темой которого называлась полномасштабная организация договора о свободной торговле и транспортный коридор в рамках ГУАМ. На встрече был подписан ряд документов по внедрению зоны свободной торговли между странами и, в частности, протокол о взаимном признании результатов таможенных процедур насчёт товаров и транспортных средств, которые пересекают государственные границы стран-членов ГУАМ. Отдельным протоколом были утверждены шаги по созданию и функционированию Рабочего Органа для координации действий между странами ГУАМ в рамках создания ЗСТ. По итогам саммита было осуществлено совместное заявление глав правительств стран-участниц ГУАМ, в котором было подчёркнуто намерение к дальнейшему сотрудничеству в рамках Организации и стремление к быстрейшему урегулированию действующих конфликтов на территориях государств-членов ГУАМ на основании суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ государств Также в 2017 г. прозвучало заявление бывшего советника министра обороны Украины, главы Центра оборонных реформ А. Данилюка, предложившего создать военный блок с участием Грузии, Азербайджана и Молдовы, а в перспективе привлечь в него Беларусь, Армению и Казахстан. ГУАМ с самого начала плотно патронировался американской дипломатией, представители которой присутствовали на всех важных мероприятиях. И успех «реанимации» объединения тоже во многом будет зависеть от позиции США. В случае продолжения политики США на ГУАМ вполне могут найтись необходимые средства. Собственных ресурсов на создание военного союза у стран ГУАМ, конечно, нет, но при внешней помощи и в контексте наращивания военного присутствия НАТО в Восточной Европе его можно вернуть к жизни. Конечная цель ГУАМ становится ясной при взгляде на политическую карту. В планах США он должен стать «санитарным кордоном», отделяющим Россию от ЕС и препятствующим их экономическому сотрудничеству.
|
|||
|