|
|||
И. Суриков. Н. Некрасов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 И. Суриков · К некрасовскому кружку примыкал и поэт Иван Захарович Суриков(1841 — 1880). · Его творчество, как и творчество всех поэтов, близких к Некрасову, способствовало созданию поэзии для детей, пробуждающей ум и сердце ребенка для реального восприятия окружающей действительности. · Глубоко национальные образы произведений Сурикова, поэтическая красота стиха позволили ему оставить заметный след в русской лирике. · Песнями стали и такие стихотворения Сурикова, как «В степи» («Как в степи глухой умирал ямщик...»), «Сиротой я росла...», «Точно море в час прибоя...» (о Степане Разине). · Поражает скупость поэтических средств, при помощи которых поэту удается добиваться столь весомых художественных результатов: краткость в описаниях, лаконизм в выражении чувств, редкие метафоры и сравнения.
Н. Некрасов · Н.А.Некрасов (1821 — 1877)как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. · В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. · Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). · Донести до ребенка свою любовь и уважение к простому человеку, сделать крестьянина близким и понятным для читателя — вот что руководило поэтом, что вдохновляло его. · Любовь к природе должна быть не только созерцательной, но и действенной, практически разумной — таков народный взгляд. · Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении, и в других стихах детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться, по общепринятым правилам того времени, детская литература. · На народной речи, на использовании фольклорного элемента построено и стихотворение «Дядюшка Яков» (1867). · Некрасов придавал особенное значение дидактизму в детской книге. Характерны в этом отношении стихотворения «Соловьи» (1870) и «Пчелы» (1867). В «Генерале Топтыгине» (1867) дидактизм приобретает политический колорит. · В стихотворении «Железная дорога» (1864) Некрасов, согласно своим демократическим убеждениям, показывает детям и трагическую сторону жизни. · «Чудо картина» народного единения, сплочения вокруг Символа Веры предстает в стихотворении «Накануне Светлого праздника» (1873). · В стихах Некрасова, которые он не предназначал специально маленьким читателям, тоже встречаются образы детей — в детях он видел надежду на лучшее будущее, но их судьба часто тревожила и огорчала поэта. Глубокая вера в гений народа, в великие душевные возможности его — в стихотворении «Школьник» (1856). · Но «Плач детей» (1860) — стихотворение, исполненное скорби и гнева. · В поэме «Крестьянские дети»(1861) светлая атмосфера крестьянского детства поначалу противопоставляется жизни «балованных деток», не ведающих тех простых радостей, что доступны крестьянскому ребенку, — ведь «даже и труд обернется сначала / К Ванюше нарядной своей стороной». · Некрасов, поэт и гражданин, «человек высокого благородства души и человек великого ума», как сказал о нем Чернышевский, твердо и глубоко принципиально проводил в своем творчестве те общественные и педагогические взгляды, которые исповедовал сам. Эти идеалы и наложили отпечаток на художественную сторону его произведений.
|
|||
|