|
||||||||||||||||||||||||||||
ОТЛИЧИЙ 223-ФЗ ОТ 44-ФЗ6 ОТЛИЧИЙ 223-ФЗ ОТ 44-ФЗ Используемые сокращения: Почти весь рынок закупок в России формируют закупки по двум основным законам – 223-ФЗ и 44-ФЗ. Законы следует рассматривать отдельно, так как каждый закон обладает своей спецификой, достоинствами, недостатками и отличиями. В чем эти отличия – расскажем в этой статье. 1. РАЗНЫЕ ЗАКОНЫ – РАЗНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ
Многолетняя практика показывает, что работа государственного учреждения от работы государственной компании отличается. Разница в профессионализме и оперативности специалистов заказчика, в их корпоративной иерархии, в их отношении к поставщикам, в их рабочем графике, даже в наличии официального сайта. Различаются также источники финансирования: государственная компания может использовать собственные средства при закупках, получаемые за счет приносящей доход деятельности, а государственное учреждение использует только средства из бюджета, поскольку приносящую доход деятельность вести не может. Главным отличием является кардинальная разница в правилах проведения закупок, которые устанавливают законы 2. РАЗНЫЕ ЗАКОНЫ – РАЗНЫЕ
В госзакупках (44-ФЗ) каждый шаг, каждое возможное действие (или бездействие) и их последствия просчитаны и прописаны в законе. В 44-ФЗ есть закрытый перечень процедур, которые заказчик может применять - конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика – а также строго прописаны случаи применения каждого из способов. Изучив 44-ФЗ, вы сможете применять свои знания в отношении каждого государственного заказчика, каждой закупки по 44-ФЗ. В закупках же по 223-ФЗ каждый заказчик сам определяет порядок проведения закупок, формируя свой собственный нормативный акт – Положение о закупке. Положение – это локальный «закон», главный документ, который заказчик пишет под свою хозяйственную деятельность. Такая свобода действий порождает самые разнообразные типы закупочных процедур: формирование конкурентного листа, сбор коммерческих предложений, редукцион, конкурентные переговоры и многие другие. Кроме того, в отличие от 44-ФЗ, в 223-ФЗ не прописана обязанность заказчика заключить договор по итогам закупки, если проводимая форма закупки – не конкурс и не аукцион. И в 223-ФЗ важно изучать Положение каждого заказчика, на закупку которого подается заявка. Отдельное внимание стоит уделить тому факту, что заказчик по 223-ФЗ имеет право самостоятельно установить случаи применения закупки у единственного поставщика, законодательство не устанавливает никаких ограничений в этой связи, за исключением антимонопольного закона. Например, в 2015 году, согласно статистике ООС, 60% от объема всех закупок по 223-ФЗ было проведено у единственного поставщика. В 44-ФЗ – 25% от общего объема.
3. РАЗНЫЕ ЗАКОНЫ – РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЯВКИ И КОНТРАКТА
Существуют два вида обеспечения (задатка) – обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта. В первом случае поставщик подтверждает серьезность своих намерений, подавая заявку; во втором – обеспечение служит гарантией, что поставщик будет добросовестно исполнять свои обязательства по контракту/договору. В 44-ФЗ, если поставщик, победив в закупке, берет на себя обязательство заключения контракта, а потом уклоняется от его заключения, деньги, «замороженные» под обеспечение заявки, уходят заказчику. Аналогичная ситуация с обеспечением исполнения контракта по 44-ФЗ: если поставщик не исполняет или недобросовестно исполняет свои обязательства по контракту, данное обеспечение уходит заказчику.
В 223-ФЗ каждый заказчик сам определяет в своем положении и в документации, устанавливается ли требование предоставления обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора. 4. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ
В 44-ФЗ с банковскими гарантиями все весьма строго. Они не только должны быть конкретного содержания (требование к содержанию устанавливается ч.2 ст. 45 44-ФЗ и ПП РФ от 08.11.2013 № 1005), но также должна быть выдана банком, который фигурирует в специальном перечне, находящемся в ведении Минфина России. Помимо всего прочего, после выдачи банковской гарантии банк обязан размещать информацию о выданном документе на официальном сайте в реестре банковских гарантий не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой выдачи банковской гарантии. Поставщику необходимо отслеживать (проверять) размещение этой информации на ООС, ведь если информация о выданной банковской гарантии не размещена в реестре, то такая банковская гарантия не будет считаться соответствующей требованиям законодательства. В 223-ФЗ каждый случай, связанный с банковскими гарантиями, нужно рассматривать отдельно, изучая Положение о закупке заказчика. Каждый заказчик имеет право устанавливать собственные требования к наличию тех или иных условий в банковской гарантии и к банкам-гарантам, выдающим гарантии для закупок этого заказчика. · наличие лицензии ЦБ РФ, разрешающей выдачу банковских гарантий · капитализация банка – не менее 3 млрд. рублей · наличие в системе страхования вкладов Для того чтобы гарантия, выданная банком под закупку Росатома, была принята заказчиком, банк должен соответствовать этим требованиям. В противном случае гарантия не принимается, и ответственность ложится на поставщика – он признается уклонившимся от заключения договора.
5. РАЗНЫЕ ЗАКОНЫ – РАЗНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ
В 44-ФЗ у заказчика есть ограниченный перечень требований, которые он вправе применять к участникам закупок, что, безусловно, является плюсом для участников. · соответствие требованиям лицам, осуществляющим поставку товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством РФ · непроведение ликвидации, неприостановление деятельности участника · отсутствие у участника задолженности по налогам, размер которой превышает 25% балансовой стоимости · отсутствие у руководителей, главного бухгалтера участника судимости за преступления в сфере экономики · обладание участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик их приобретает · отсутствие у руководителей участника родственных связей с членами контрактной службы заказчика Кроме того, существует ПП РФ от 04.02.2015 № 99, которое утверждает ряд дополнительных требований, предъявляемых к участникам в случае осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг – например, строительные работы, работы по сохранению объектов культурного наследия, конструирование оборудования, применяемого на объектах атомной энергии и другие. В 223-ФЗ все не так однозначно. Теоретически, заказчик может установить любое требование, не создающее искусственного ограничения конкуренции и не нарушающее антимонопольное законодательство (135-ФЗ «О защите конкуренции»). 6. РАЗНООБРАЗИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК (ЭТП)
Госзаказчики, работающие по 44-ФЗ, размещают электронные аукционы исключительно на 5-ти площадках, которые были отобраны Министерством экономического развития РФ в 2011 году. Крупнейшей площадкой является Сбербанк-АСТ, на втором месте по объемам торгов располагается РТС-Тендер, замыкает тройку лидеров ЕЭТП, а суммарный объем этих трех площадок составляет 91% от всего объема государственных электронных аукционов России. Стоит отметить, что по географическому принципу государственные площадки имеют свои сферы влияния: например, на РТС размещается Московская область, на ЕЭТП – Москва, а весь Татарстан размещает закупки на АГЗРТ. Отдельное внимание стоит уделить тому факту, что платы за участие и за победу на государственных площадках нет. В 223-ФЗ, ввиду наличия многократно большего количества функционирующих ЭТП, все обстоит иначе. Площадки отличаются не только масштабами, но и правилами работы, условиями тарификации и стоимостью услуг. Любой заказчик по 223-ФЗ имеет право размещаться на любой из площадок, на законодательном уровне это не регулируется. Однако некоторые крупнейшие заказчики (например, Росатом) периодически проводят отбор операторов, устраивая конкурс, и работают с победителями отборочных процедур. У других гигантов (например, РЖД, Башнефть, Роснефть, Автодор) разработаны свои функциональные площадки, на которых работают эти заказчики. ИТОГО
Резюмируя, можно смело утверждать, что 223-ФЗ и 44-ФЗ, несмотря на схожие цели регулирования закупок в государственном секторе, следует рассматривать в отдельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|