|
||
Принципиальные отличия Модернизма от Постмодернизма
56. Принципиальные отличия Модернизма от Постмодернизма Сравнительная таблица по Ихабу Хасану | ||
модернизм | постмодернизм | |
закрытая замкнутая форма | открытая разомкнутая антиформа | |
цель | игра | |
замысел | случай | |
иерархия | анархия | |
мастерство/логос | исчерпывание/молчание | |
предмет искусства/законченное произведение | процесс/перфоманс/хеппенинг | |
дистанция | участие | |
творчество/тотальность/синтез | деконструкция/антисинтез | |
присутствие | отсутствие | |
центрирование | рассеивание | |
жанр/границы | текст/интертекст | |
семантика | риторика | |
парадигма | синтагма | |
метафора | метонимия | |
селекция | комбинация | |
корни/глубина | ризома/поверхность | |
интерпретация/толкование | противоинтерпретация/неверное толкование | |
означаемое | означающее | |
чтение | письмо | |
повествование/большая история | антиповествование/малая история | |
основной код | идиолект | |
симптом | желание | |
тип | мутант | |
фаллоцентризм | полиморфность/андрогинизм | |
паранойя | шизофрения | |
истоки/причины | различие/следствие | |
Бог-Отец | Святой дух | |
метафизика | ирония | |
определенность | неопределенность | |
трансцендентное | имманентное |
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку | |
модернизм | постмодернизм |
Скандальность | Конформизм |
Антимещанский пафос | Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествущего | Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция | Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» | Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность | Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным | Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство | Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность | Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчетливость границы искусство-неискусство | Всё может называться искусством |
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Кризис рационализма в творчестве архитекторов-модернистов, начавшийся в послевоенные годы, порождает явление постмодернизма. Однако, чёткого и единого определения постмодернизма не существует. Наиболее близкое и приемлемое определение постмодернизма как направления и парадигме, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма", который последовательно развивает модернистские концепции. Другими словами, постмодернизм в отличие от модернизма, анти-элитарен и, в сущности, консервативен. Постмодернизм пропагандирует пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку общества, своего рода "реалистичность".
Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.
В архитектуре конца третьей четверти 20-го века постмодернизм очень ярко выразил себя. С конца 70-х гг.завершается строительство общественных центров, окружённых ярко раскрашенными аркадами и колоннами, трактующих древне-римские форумы и римские барочные здания в театральной манере. Прежние, классически оформленные и законченные архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы для оформления: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Piazza d'Italia в Нью-Орлеане, США, архитектор Чарльз Мур).
В градостроительстве это города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Риккардо Бофилл)
Отдельные строения – это, прежде всего деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури).
Архитекторы постмодернизма попытались внести в архитектуру еще и другие законы, кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм - выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах - это осознанное желание увязать новые постройки с историческим городским окружением, не испортив его новыми включениями, почувствовать городской контекст будущих построек. Иногда это направление постмодернизма называется контекстуализмом. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.
В этом смысле характерным примером может служить вызвавшая сенсацию в 1977 году постройка Чарльза Мура - Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков - создать материальное воплощение ностальгии - архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Сама постановка задачи здесь предопределила и сделала оправданным использование эклектичных форм ради создания художественного образа-ассоциации. Другим примером постмодернистского непрямолинейного трактования форм и образов архитектуры прошлого может служить проект здания Американской телеграфно- телефонной кампании (АТТ) в Нью-Йорке, выполненный знаменитым американским архитектором Филиппом Джонсоном в 1978 году, работавшим раньше в интернациональном стиле вместе с Мисом.
МОДЕРНИЗМ
В проектировании промышленных и жилых массивов функционалисты стремились к их наиболее рациональному размещению и экономичной планировке. На первый план выдвигались инженерно-технические принципы и ясно выраженный конструктивный каркас здания. Характерный пример—здание Баухауза (1925—1926), выстроенное по проекту Вальтера Гропиуса в Дессау. Оно состоит из различных корпусов правильной геометрической формы, в облике которых ясно выражено назначение каждого из них. Контрасты гладких бетонных стен и огромных окон в виде сплошных горизонтальных прорезей, отсутствие всяких декоративных деталей, крайний лаконизм архитектурного облика — наиболее типичные черты так называемого конструктивного стиля. Односторонний подход к решению функциональных задач привел к сухости и монотонности геометрических форм прямолинейных очертаний. Преувеличение роли техники и инженерии вызвало в ряде случаев их фетишизацию, преклонение перед технизацией. Показательна в этом отношении деятельность одного из теоретиков техницизма, развивавшего после 1945 г. некоторые идеи функционализма,— Людвига Мис ван дер Роэ. Он разработал тип застекленных кубических зданий в 30— 40 этажей с нерасчлененным пространством внутри каждого из них и передвижными переборками. В его архитектуре царят культ стекла и стали, принцип экономии, простота форм, изысканность в деталях, но в то же время однообразие и схематизм. Монотонность определяет характер почти всех сооружений, созданных по его проектам во многих странах Западной Европы и Америки (жилые дома в Чикаго, 1950-е гг.; двадцатидвухэтажное здание компании Сигрэм в Нью-Йорке, 1958).
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|