Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Принципиальные отличия Модернизма от Постмодернизма



 

 

 

56. Принципиальные отличия Модернизма от Постмодернизма

Сравнительная таблица по Ихабу Хасану

модернизм постмодернизм
закрытая замкнутая форма открытая разомкнутая антиформа
цель игра
замысел случай
иерархия анархия
мастерство/логос исчерпывание/молчание
предмет искусства/законченное произведение процесс/перфоманс/хеппенинг
дистанция участие
творчество/тотальность/синтез деконструкция/антисинтез
присутствие отсутствие
центрирование рассеивание
жанр/границы текст/интертекст
семантика риторика
парадигма синтагма
метафора метонимия
селекция комбинация
корни/глубина ризома/поверхность
интерпретация/толкование противоинтерпретация/неверное толкование
означаемое означающее
чтение письмо
повествование/большая история антиповествование/малая история
основной код идиолект
симптом желание
тип мутант
фаллоцентризм полиморфность/андрогинизм
паранойя шизофрения
истоки/причины различие/следствие
Бог-Отец Святой дух
метафизика ирония
определенность неопределенность
трансцендентное имманентное

 

Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку

модернизм постмодернизм
Скандальность Конформизм
Антимещанский пафос Отсутствие пафоса
Эмоциональное отрицание предшествущего Деловое использование предшествующего
Первичность как позиция Вторичность как позиция
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё»
Декларируемая элитарность Недекларируемая демократичность
Преобладание идеального над материальным Коммерческий успех
Вера в высокое искусство Антиутопичность
Фактическая культурная преемственность Отказ от предыдущей культурной парадигмы
Отчетливость границы искусство-неискусство Всё может называться искусством

ПОСТМОДЕРНИЗМ
Кризис рационализма в творчестве архитекторов-модернистов, начавшийся в послевоенные годы, порождает явление постмодернизма. Однако, чёткого и единого определения постмодернизма не существует. Наиболее близкое и приемлемое определение постмодернизма как направления и парадигме, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма", который последовательно развивает модернистские концепции. Другими словами, постмодернизм в отличие от модернизма, анти-элитарен и, в сущности, консервативен. Постмодернизм пропагандирует пассивное подчинение существующему социально-экономическому и культурному порядку общества, своего рода "реалистичность".

 

Постмодернизм практикует открытый ретроспективизм, эклектическое обращение к традиционным художественным формам; сопоставляя их необычным способом, он создаёт своеобразную театрализованную эстетическую среду, в которую нередко вводятся элементы иронии и гротеска.
В архитектуре конца третьей четверти 20-го века постмодернизм очень ярко выразил себя. С конца 70-х гг.завершается строительство общественных центров, окружённых ярко раскрашенными аркадами и колоннами, трактующих древне-римские форумы и римские барочные здания в театральной манере. Прежние, классически оформленные и законченные архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы для оформления: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Piazza d'Italia в Нью-Орлеане, США, архитектор Чарльз Мур).
В градостроительстве это города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжёлыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Риккардо Бофилл)
Отдельные строения – это, прежде всего деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури).

Архитекторы постмодернизма попытались внести в архитектуру еще и другие законы, кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм - выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах - это осознанное желание увязать новые постройки с историческим городским окружением, не испортив его новыми включениями, почувствовать городской контекст будущих построек. Иногда это направление постмодернизма называется контекстуализмом. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.
В этом смысле характерным примером может служить вызвавшая сенсацию в 1977 году постройка Чарльза Мура - Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков - создать материальное воплощение ностальгии - архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Сама постановка задачи здесь предопределила и сделала оправданным использование эклектичных форм ради создания художественного образа-ассоциации. Другим примером постмодернистского непрямолинейного трактования форм и образов архитектуры прошлого может служить проект здания Американской телеграфно- телефонной кампании (АТТ) в Нью-Йорке, выполненный знаменитым американским архитектором Филиппом Джонсоном в 1978 году, работавшим раньше в интернациональном стиле вместе с Мисом.

 

МОДЕРНИЗМ

В проектировании промышленных и жилых массивов функционалисты стремились к их наиболее рациональному размещению и экономичной планировке. На первый план выдвигались инженерно-технические принципы и ясно выраженный конструктивный каркас здания. Характерный пример—здание Баухауза (1925—1926), выстроенное по проекту Вальтера Гропиуса в Дессау. Оно состоит из различных корпусов правильной геометрической формы, в облике которых ясно выражено назначение каждого из них. Контрасты гладких бетонных стен и огромных окон в виде сплошных горизонтальных прорезей, отсутствие всяких декоративных деталей, крайний лаконизм архитектурного облика — наиболее типичные черты так называемого конструктивного стиля. Односторонний подход к решению функциональных задач привел к сухости и монотонности геометрических форм прямолинейных очертаний. Преувеличение роли техники и инженерии вызвало в ряде случаев их фетишизацию, преклонение перед технизацией. Показательна в этом отношении деятельность одного из теоретиков техницизма, развивавшего после 1945 г. некоторые идеи функционализма,— Людвига Мис ван дер Роэ. Он разработал тип застекленных кубических зданий в 30— 40 этажей с нерасчлененным пространством внутри каждого из них и передвижными переборками. В его архитектуре царят культ стекла и стали, принцип экономии, простота форм, изысканность в деталях, но в то же время однообразие и схематизм. Монотонность определяет характер почти всех сооружений, созданных по его проектам во многих странах Западной Европы и Америки (жилые дома в Чикаго, 1950-е гг.; двадцатидвухэтажное здание компании Сигрэм в Нью-Йорке, 1958).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.