|
|||
Ответственность участников договора4.1.4 Содержание договора
Перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест, а также ввиду болезненного состояния самого пассажира. Заключив договор, перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно приобретенному билету, а при невозможности этого — другое место с согласия пассажира. Пассажир вправе сдать к перевозке вещи и предметы в качестве багажа с оплатой по установленному тарифу для доставки их к месту назначения в специальных багажных помещениях под ответственность перевозчика. Как правило, багаж доставляется тем же транспортным средством, в котором следует пассажир. Круг вещей и предельный вес вещей, перевозимых багажом, на отдельных видах транспорта может быть ограничен. Пассажир вправе объявить ценность сдаваемого им багажа с уплатой установленного сбора. Договор перевозки наделяет пассажира рядом прав. В общей форме основные права пассажира названы в п. 3 ст. 786, более полно они определяются в транспортных уставах и кодексах. Пассажир вправе продлить срок годности билета вследствие болезни, возвратить приобретенный билет перевозчику с получением его стоимости за вычетом установленного сбора. Пассажир вправе также делать остановку в пути следования. Во время перевозки при пассажире могут находиться под его наблюдением его вещи, которые именуются ручной кладью. Предельный общий вес ручной клади, перевозимой бесплатно, определяется в транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозок. 4.1.5 Ответственность участников договора
При не сохранности багажа и просрочке в его доставке перевозчик несет ответственность, если не докажет отсутствие своей вины. Предел ответственности перевозчика зависит от объявленной ценности багажа, а если она объявлена не была, размер возмещения определяется его стоимостью. Кроме того, согласно п. 3 ст. 796 ГК перевозчик возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа. За просрочку доставки багажа уплачивается штраф в определенном проценте от провозной платы, другие возможные убытки не возмещаются. В отношении ручной клади на транспорте действует правило, согласно которому обязанность заботиться о целости и сохранности ручной клади лежит на пассажире, и он должен за ней наблюдать. Однако когда не сохранность ручной клади вызвана действиями, за которые отвечает перевозчик (например, имела место авария), он обязан возместить причиненные пассажиру убытки. В интересах защиты прав пассажиров и улучшения их обслуживания на транспорте, в ст. 795 ГК введена ответственность перевозчика за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородных сообщениях) в виде уплаты штрафа, установленного транспортным уставом или кодексом. Такая ответственность перевозчика наступает при наличии его вины. Кроме того, пассажир, потерпевший в результате задержки отправления или прибытия транспортного средства, вправе требовать возмещения ему на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей причиненного морального вреда (опоздание на объявленное мероприятие). В случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира перевозчик согласно ст. 800 ГК несет перед пассажиром ответственность по правилам ГК, содержащимся в гл. 59 «Обязательства, вследствие причинения вреда» (ст. 1064—1101 ГК). В интересах защиты прав пассажира закон, несмотря на наличие в данном случае договора, устанавливает для пассажирских перевозок деликтную ответственность при причинении вреда жизни или здоровью пассажира, которая является более строгой. Такое решение означает, что перевозчик как источник повышенной опасности отвечает за здоровье пассажира и его ответственность наступает независимо от наличия вины (ст. 1079 ГК). В этих случаях допускается также возмещение морального вреда (ст. 1099 ГК).
|
|||
|