|
|||
О ПИЩЕВАРЕНИЕ. Из блаженства они пришли, рождённые в блаженстве, они движутся в нём, чтобы уйти в блаженство».. БхагаватгитаО ПИЩЕВАРЕНИЕ «Из блаженства они пришли, рождённые в блаженстве, они движутся в нём, чтобы уйти в блаженство». - Бхагаватгита Жизнь находится в вечном движении, и это движение жизни постоянно меняет свои формы. Формы жизни постоянно изменяются. Всё всегда изменяется… Неизменное «всё, всегда» постоянно изменяется… Мы можем этот процесс обнаружить на уровне атомов и их ядер, и на уровне галактик. Формы жизни постоянно меняются, что же есть сама жизнь? «Нет ничего, кроме Сознания» - сказал Махариши. И целостный аспект сознания – Сангхита Сознания – имеет свой Абсолютный статус, в котором нет ничего, кроме самого Сознания, и поэтому это также и статус Единственности. Целостность сознания также имеет свой множественный, относительный статус. Эта множественность создаётся просто потому, что Единственность осознаёт себя той или иной реальностью, и, поэтому, эта реальность и существует. Таким образом, вся проявленная относительная множественная Вселенная есть ничто иное, как игра Абсолюта, или Сангхиты сознания, где Сангхита, осознавая себя, становится Созерцателем (Риши), процессом созерцания (Девата) и объектом созерцания (Чхандас). Это вечная игра Творца, - это Веда Лила. Эта, постоянно изменяющая свои формы - Жизнь, вечно течёт из Единственности Абсолюта и вечно возвращается к нему. И сама она, имея преходящие, постоянно изменяющиеся формы, остаётся всё тем же Абсолютом, Единственным и Неизменным. Этот аспект Неизменности есть Сома, или Сангхита сознания, нектар бессмертия, сущностная структура всех смертных форм жизни, истинное её лицо, тончайший и окончательный продукт её трансформаций, который, по выражению Махариши, «склеивает Абсолютное и относительное».
Процесс переваривания пищи отражает этот Космический процесс трансформаций… «Меньше наименьшего – это больше наибольшего» - известное ведическое выражение (Анор аниян – Махато махиян). Это потому что: 1. И то и другое есть только игра сознания, или процесс осознания, где Сангхита Сознания осознаёт себя бесконечно малым или бесконечно большим. И, как бы эта игра ни выглядела, играет сама с собой всё та же Единственность Целостность Сознания. 2. И то и другое являются точкой в океане Трансцендентального Разума Сангхиты, потому что, осознавая себя малым или большим в процессе осознания, она осознаёт себя объектом внимания, а значит точечным значением. 3. И то и другое являются результатом одного и того же механизма, т. е. процесса осознания – Веда Лилы. Поэтому так идентичны по своей организации различные уровни мироздания – вечная история Творения вне времени и пространства.
Так что процесс пищеварения человека – это одна из песен Веда Лилы, где Безграничное Бессмертное движется в своё точечное значение, принимая образ смертных, существующих в пространстве и времени форм, и обнаруживает себя вновь в своём Непреходящем статусе. Как это выглядит? Пища попадает желудок и трансформируется там в пищевой сок, махабхуты которого, затем трансформируются в махабхуты тела человека. После этого пищевая субстанция, адаптированная к телу человека на уровне махабхут, трансформируется последовательно в семь основных и восемь второстепенных тканей, обеспечивая сознание и тело человека всем необходимым для жизни во всём многообразии её форм. На последнем этапе своих трансформаций пища проявляет свою непроявленную сущность и становится чистым веществом счастья – Оджас. «Оджас – Соматмакам» - Оджас природы Сомы, - говорит древний Ведический текст. Если рассмотреть этот процесс более детально, то следует отметить, что все процессы трансформации пищи из одной формы в другую происходят благодаря Агни, энергии трансформации. Каждый Агни называют по имени трансформируемого объекта, за исключением первого, основного - Агни желудка (Джатхар Агни), поддерживающего все остальные двенадцать. В желудке пища (Ахара) под воздействием Джатхар Агни переваривается и становится пищевым соком (Ахара Раса). Затем Акаша пищи становится Акаша тела, трансформируясь под воздействием Акаша Агни. Также и последующие четыре Махабхуты – Вайю, Агни, Джала и Притхиви. Здесь отделяется то, что в последующем должно быть выведено – мутный осадок, из которого формируются в нижних отделах пищеварительного тракта фекалии и моча (пуриша и мутра соответственно). Затем последовательно образуются Раса (межтканевая жидкость, прозрачная часть крови, лимфа), Ракта (красная часть крови), Мамса (мышечная ткань), Меда (жировая ткань), Астхи (костная ткань), Маджа (костный мозг) и Щукра (репродуктивная ткань) под влиянием одноимённых Агни, и, наконец, обнаруживается чистый Оджас. На каждом этапе трансформаций ткани, или Дхату, имеют две фракции – грубую (Стхула), которая формирует тело, и тонкую (Сукшма), которая видоизменяется в последующую ткань. Также на каждом этапе пищеварения, или метаболизма, образуются определённые выделения, Малас, которые выводятся из тела, выполняя свою собственную физиологическую роль. (Фекалии, моча и пот – три основных Малас, и слеза, смазка различных отверстий тела, волосы, ногти, роговица глаз и т. д. – вторичные выделения, Упамалас). Первые четыре Дхату имеют свои разновидности в физиологии – Упадхату. Так Упадхату Расы – это менструальная кровь и материнское молоко, Ракты – фасции и кровеносные сосуды, Мамсы – кожа и мышечный жир, Меды – связки и суставы. Таков процесс пищеварения: Сома, или Сангхита сознания, воспринимается физиологией человека в виде той или иной пищи (на этом уровне Сому мы называем Оджас), и, пройдя ряд формальных трансформаций, выявляет своё истинное лицо. Взгляд того, кто установлен в Реальности, не отвлечён её преходящими формами.
«Познавший Абсолют, даже вкус к ним теряет». - Бхагават Гита
|
|||
|