|
|||
Изучение концентрации слухового вниманияИзучение концентрации слухового внимания Источник: Платонов К. К. Психологический практикум.— М.: Высшая школа, 1980. С. 64—65. Цель: изучение роли концентрации внимания в учебном процессе и оценка способности к концентрации слухового внимания. Оборудование: тексты арифметических задач. Ход опыта. Опыт проводится коллективно. Испытуемым зачитывается инструкция: «Сейчас я прочитаю Вам три простые арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые Вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений записывайте только тогда, когда я скажу: «Пишите!» Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если Вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа ставьте прочерк. Внимание! Полная тишина! Начинаю!» (Читать четко, медленно, с паузами, где отточия.) «Даны два числа: 82 ... и 68 ... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа ... и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа... Пишите!..» (Ответ: 46.) «Даны два числа: 82 ... и 68 ... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа... Пишите!..» (Ответ: 1.) «Даны числа: 56... и 92... Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа... Пишите!..» (Ответ: 4.) Обработка результатов. Результаты заносятся в протокол, где знаком « + » отмечают решенные, а знаком «—» нерешенные задачи: Полученные данные позволяют оценить индивидуальные особенности концентрации слухового внимания. Для решения всех трех задач необходимо быстрое сосредоточение и устойчивость концентрированного внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой указывает на относительно невысокую скорость сосредоточения внимания и, таким образом, медленную включаемость в работу. Правильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей говорит о некоторой истощаемости внимания, неспособности сохранять высокую его степень концентрации в процессе работы. Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй свидетельствует 0 неустойчивости внимания, отвлекаемости. Следует подчеркнуть, что такая интерпретация результатов имеет смысл только в случае положительной мотивации у испытуемых к проводимому опыту.
|
|||
|