|
|||
Лекция 3: Организационно-правовые формы межорганизационной интеграции. Сравнительный анализ организационных форм интеграции.Лекция 3: Организационно-правовые формы межорганизационной интеграции. Сравнительный анализ организационных форм интеграции. Межорганизационные формы бизнеса Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, финансовых связей, договоров об общности интересов, личной унии, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества. Сформулируем основные особенности концернов: · это самая жесткая, не считая треста, форма интеграции компаний; · это обычно объединение производственного характера; · входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководству; · в рамках концерна централизованы: финансово-экономическое управление, научно-техническая и кадровая политика, ценообразование, использование производственных мощностей; · головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и ассоциированных обществ; · деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий; · в рамках концерна полностью контролируется деятельность образующих его компаний. В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают вертикальный (концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта, например горнодобывающие, металлургические и машиностроительные) и горизонтальный (концерн, объединяющий компании одной отрасли, выпускающие одинаковую продукцию или осуществляющие одни и те же стадии производства) концерны. Деятельность концерна может распространяться на определенную подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают отрасль целиком (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют в отраслях, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия. С точки зрения системы участия в капитале, можно выделить два вида концернов: концерн подчинения, организованный в виде материнской и дочерних компаний, и концерн координации, состоящий из сестринских обществ, причем отдельные входящие в концерн компании взаимно обмениваются акциями. Тем самым все члены концерт совместно воздействуют на политику концерна, который остается под единым руководством. Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производства по технологической цепочке, а концерн координации — в целях интеграции таких видов деятельности, как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т. п. Концерн координации, включающий технологически слабо связанные предприятия, по сути, приближается к конгломерату. Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Они могут осуществлять как транснациональные, так и трансконтинентальные инвестиции. Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 — в Канаде, а также производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм. Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем сеть разнородных предприятий, возникающую в результате слияния различных фирм, независимо от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. К особенностям конгломератов относятся: · интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без их производственной общности, причем объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора, а профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе; · объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются в финансовом отношении полностью зависимыми от материнской компании; · конгломератам свойственна значительная децентрализация управления, а их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов; · основными рычагами управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, а также косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании; · как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компании. Данная интеграционная форма в разных странах отличается особенностями: так, в США не предполагается какой бы то ни было производственной общности между объединяемыми компаниями, а в странах Западной Европы предприятия в процессе производства должны быть взаимосвязаны. Примерами конгломератов служат, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых производств в стабильных секторах рынка. Компания добивается от поглощаемых фирм снижения издержек, строго контролируя работу управляющих и следя за тем, чтобы они укладывались в бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от прежде убыточных предприятий. Основными способами образования конгломератов служат слияния и поглощения. Бум крупных диверсифицированных компаний, т. е. конгломератов, пришелся на 1960-е гг., хотя крупные конгломераты создавались еще в 1920-е гг. Но тогда их создание было обусловлено милитаризацией экономики, тогда как в 1960-х гг. они развивались на коммерческой основе. Основные мотивы конгломератных слияний и поглощений: · получение синергетического эффекта; · обеспечение более широкой экономической основы бизнеса; · возможность «дешево купить и дорого продать»; · прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей; · стремление повысить имидж руководства компании; · стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение опционов как средство долгосрочного поощрения; · ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям. В 1970-х гг. активная деятельность крупных компаний по диверсификации продолжалась и была связана со стремлением приобрести активы в сферах электроники и телекоммуникаций. Но в 1980-х гг. прибыли конгломератов стали неуклонно снижаться. Компании, входившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По некоторым расчетам, в первой половине 1980-х гг. поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74 % случаев. Сорок компаний среди тех, акции которых обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, официально классифицированы как конгломераты. В их число входят и такие хорошо известные фирмы как General Electric, американские конгломераты Textron Inc. и United Technologies Corp., британский Hanson, голландский Philips Electronics, итальянский Montedison и др. Все эти конгломераты переориентировали свою деятельность на те сегменты рынка, где они лидируют. Они приобретают компании в ключевых областях и продают все неключевые активы. Кроме того, отмечается падение прибыльности конгломератов. Основными проблемами, связанными с деятельностью конгломератов, считаются, во-первых, избыточная диверсификация, приводящая к постепенному, но неуклонному снижению конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг. Во-вторых, это субоптимизация, выражающаяся в том, что компании, входящие в конгломерат, стремятся укреплять внутригрупповые кооперационные связи, несмотря на слабую технологическую общность между ними. При этом каждая компания, естественно, стремится установить наиболее выгодную для себя трансфертную цену, в результате чего продукция на выходе становится слишком дорогой и неконкурентоспособной, а взаимные претензии по поводу уровня трансфертных цен составляют постоянный предмет разбирательств в рамках головной компании конгломерата. В-третьих, речь идет о мотивации управленческого персонала компаний, включенных в конгломерат в результате поглощения: на эффективность работы менеджеров может оказать необратимое воздействие смена собственника или превращение их из собственников в наемных работников. В-четвертых, это значительные средства, требуемые для приобретения компании, служащей мишенью поглощения: помимо оплаты компании по рыночной стоимости, зачастую требуется платить премии акционерам за утрату ими контроля над поглощаемой компанией. Нужно также выделить для управленческой команды «золотые парашюты», чтобы они быстрее покинули компанию, не принеся ей вреда. В результате огромные средства, вкладываемые в поглощения компаний в несвязанных отраслях, зачастую приводят лишь к снижению эффективности функционирования всего конгломерата в целом. Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации его высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате управления конгломерата квалифицированных высших менеджеров для него равносильно «смерти». Справедливость этого утверждения иллюстрируют провалы таких, казалось бы, достигших высот успеха конгломератов, как Textron, Polly Peck и Maxwell Communications. Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого может быть их скоординированная предпринимательская деятельность, союз, создаваемый чаще всего для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Особенностями консорциумов можно считать следующие факторы: · организация консорциума оформляется соглашением; · консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица, при этом организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества; · как правило, в рамках консорциума его участники не формируют каких-либо организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума); · компании, входящие в консорциум, сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность, кроме деятельности, связанной с достижением целей консорциума; · зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями; · цель создания консорциумов — объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в т.ч. международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций; · компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, так как могут участвовать в нескольких проектах. Хотя участники консорциума не теряют юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Консорциум способен эффективно действовать в рыночной среде, привлекая значительные объемы средств для реализации капиталоемких проектов. Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений. Пример: консорциум нефтедобывающих компаний British Petroleum, Shell, Amco, Shevron, Turkish Petroleum, осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским АО «Лукойл» разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря. Консорциумы могут организовываться банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности участников. Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. Речь идет о закрытом консорциуме, если компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. Участники открытого консорциума в том, что касается его общих целей, подчиняются одному лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия. Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников, получая за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например долевая, солидарная. Каждый член консорциума финансирует свою долю работ и несет соответствующие коммерческие и технические риски. В конце XIX—начале XX вв. консорциумы в основном представляли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальных и международном рынках. В середине XX в. они начали распространяться в сфере промышленности, служа целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов. Например, консорциумы применялись крупнейшими объединениями промышленников для осуществления строительства атомных реакторов. Для современных консорциумов характерны совместные научно-исследовательские работы. Существенная черта консорциумов — их интернационализация; для этих компаний характерно многонациональное представительство. В качестве хрестоматийного примера можно привести западноевропейский авиастроительный консорциум Airbus Industry, созданный в I середине 1960-х гг. и контролирующий порядка 30% рынка гражданских реактивных самолетов. Участниками консорциума выступили четыре ведущие авиастроительные компании Западной Европы: Аегоspatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte (Германия), British Aerospace (Великобритания) и CASA (Испания). Целью создания консорциума было проектирование и изготовление самолетов, причем каждый из участников самостоятельно финансировал свою часть НИОКР и работ по производству самолетов, пропорционально доле участия в консорциуме. Производство первой модели — самолета А-300 — финансировалось за счет кредитов, полученных от правительств соответствующих стран, а начиная с модели А-321 разработка новых самолетов полностью обеспечивается собственными средствами консорциума и коммерческими кредитами. Консорциум Airbus Industry зарегистрирован как юридическое лицо по законодательству Франции в организационно-правовой форме «объединения по экономическим интересам». Эта организационно-правовая форма не предполагает формирования участниками единого капитала, отражения прибылей и убытков, предоставления финансовой отчетности. Важно, что участники консорциума являются объектами налогообложения только в соответствии с национальными налоговыми законодательствами. Кроме того, консорциум имеет собственный центральный управляющий аппарат из 2700 человек, занимающихся управлением, маркетингом, сбытом и послепродажным обслуживанием самолетов. Появились консорциумы нового типа, участниками которых выступают целые государства, например INTELSAT — Международный консорциум спутниковой связи. Это совместный проект, в котором участвуют правительства разных стран, вкладывающие в него средства и владеющие акциями консорциума в количестве, пропорциональном предполагаемому использованию странами данной системы. В мировой практике чаще всего встречаются консорциумы, большинство которых можно отнести к консорциумам финансового типа. Банковский консорциум — группа банков, временно организуемая одним из крупнейших банков — главой консорциума — для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки. Консорциум-гарант — банковская группа во главе с банком-лидером, гарантирующим полученный кредит. Гарантийный консорциум — соглашение между несколькими компаниями из различных сфер деятельности, в соответствии с которым распределяются взятые ими на себя риски и обеспечивается их возмещение. Подписной консорциум — консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг. Финансовый консорциум — временное соглашение нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например для размещения займов. Экспортный консорциум — внешнеторговое объединение, включающее компании разных стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний. Финансовые или подписные консорциумы могут быть временными и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно создаются для проведения операций по размещению займов в той или иной стране или группе стран, операций с бумагами отдельных акционерных обществ, крупных финансовых, коммерческих и инвестиционных операций. Во главе финансовых консорциумов стоят, как правило, крупные банки или банковские монополии, подбирающие участников соглашения — консортов, разрабатывающие условия займа или организации АО, занимающиеся юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещающие акции и облигации. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг. Картель — объединение фирм одной отрасли, вступающих между собой в соглашение по различным вопросам коммерческой деятельности компании. Это может быть соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и продаж, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т. д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции. Картельное соглашение не всегда оформляется договором в письменном виде. Нередко оно существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений». Фирмы, заключающие картельное соглашение, сохраняют юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Для картеля характерны следующие признаки: · договорный характер объединения; · сговор группы производителей с целью полного или частичного прекращения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли; · сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; I • объединение, как правило, нескольких компаний одной отрасли; · совместная деятельность по реализации продукции, в ряде случаев распространяемая на производство; · система принуждения, предполагающая выявление нарушений и санкции к нарушителям. В соответствии с антимонопольным законодательством большинства стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего сельское хозяйство). Установлен разрешительный порядок деятельности картелей при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка, ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т. е. с мерами, направленными на искажение или ограничение конкуренции. Запрет может быть снят для: · картелей, на которые приходится небольшая доля рынка, например в рамках ЕС, если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта; · картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка; · картелей, приносящих пользу экономике страны, например способствующих техническому прогрессу; · «кризисных» картелей, т.е. картелей, сокращающих, например, излишние производственные мощности. В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая существующих без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), обеспечивающие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли. В мировой практике выделяется несколько видов картелей. · Денежный картель утверждает унифицированные цены при равных условиях поставок и платежей. · Долевой картель может быть квотным и территориальным. В первом случае это так называемый картель продукции, выделяющий каждому участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Регулирование пред ложения путем предоставления квот позволяет картелям контролировать цены на товарных рынках. Во втором случае это территориальный картель, предоставляющий каждому участии ку территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию. · Закупочный картель представляет собой монопольное соглашение нескольких фирм о закупке сырья и определенных товаров в интересах всех участников с целью сбить закупочные цены. · Участники калькуляционного картеля договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов. · Кондиционный картель определяет условия реализации товара. · Контингентированный картель предполагает установление для участников соответствующих контингентов. · Кризисный картель создается при стойком снижении спроса или временном сокращении сбыта для ограничения конкуренции. · Патентный картель определяет направления совместного использования какого-либо технического изобретения. · Производственный картель устанавливает объем производства для каждого своего участника. · Региональный картель определяет области сбыта. · Ценовой картель устанавливает для участников продажные цены товара. Полная версия картеля предполагает не только единые цены и совместный сбыт, но и ограничение производства путем установления квот на объем выпуска для отдельных производителей и регулирования производственных мощностей. Эффективность деятельности картеля определяется прежде всего участием в этой организационной форме интеграции основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ от участия в картеле отдельных ведущих производителей, а также возможность для покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над уровнем цен. Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях организации продаж через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или •товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по условиям договор. К особенностям синдиката как организационной формы интеграции компаний можно отнести: · сохранение участниками синдиката юридической и производственной самостоятельности, но ограничение их коммерческой самостоятельности; · устранение внутренней конкуренции среди участников синдиката как разновидности картельного соглашения; · централизация сбыта, предполагающая, что участники синдиката продают (полностью или частично) продукцию через единый сбытовой орган, причем функции централизованного сбыта могут быть также поручены одному из участников синдиката. · сохранение в ряде случаев участниками синдиката собственной сбытовой сети, тесно связанной со сбытовой конторой или обществом синдиката; · осуществление через сбытовую контору или сбытовое общество синдиката закупок сырья для его участников. Синдикаты шире всего распространены в отраслях, производящих однородную продукцию: горнодобывающей, металлургической, химической. Синдикат как форма объединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам. Пул — форма объединения компаний, при которой прибыль всех участников поступает в общий фонд и распределяется между ними и установленной пропорции. Пул характеризуется рядом особенностей: · эта организационная форма интеграции является разновидностью картеля; · объединение компаний в виде пула имеет обычно временный характер; · в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли участников.
В мировой практике можно встретить следующие виды пулов. · Биржевой пул — объединение финансовых средств ради повышения или понижения курса акций. · «Конкретный» пул — объединение инвесторов, направляющее средства на конкретный объект. · Патентный пул — соглашение более чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники такого пула получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, которую дает использование патента. · Торговый пул — объединение, участники которого договариваются о накоплении и задержке на складах определенного товара до момента, самого выгодного для его продажи по повышенной цене из-за искусственно созданного дефицита. Трест — объединение в единый производственный комплекс пред приятии, теряющих юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий. Особенности треста: · это самая жесткая из прочих форм интеграции компаний; · трест предполагает объединение всех, а не отдельных (как в картеле) сторон хозяйственной деятельности предприятий; · трест характеризуется сравнительно высокой производственной однородностью своей деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции; · объединяемые в трест предприятия подчиняются единственной компании, обеспечивающей оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями. Форма треста удобна для организации комбинированного пройм водства, т. е. объединения в одной компании предприятий разных от раслей, представляющих собой либо последовательные ступени обра ботки сырья, либо дополняющих друг друга. В случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты. Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило некоммерческой, цели. Особенности ассоциации: · это самая «мягкая» из всех форм интеграции компаний; · ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера; · допускается централизация определенных функций, в основном информационного характера; · члены ассоциации сохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; » ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов; · члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами; · члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. По российскому законодательству, коммерческие организации в целях координации предпринимательской деятельности, а также защиты общих имущественных интересов могут по договору создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем. Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее решением других участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации и псе может войти новый участник. Одной из разновидностей ассоциаций служит торговая ассоциация — структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах. Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более-независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, получения синергетического эффекта благодаря объединению и взаимодополнению стратегических ресурсов компаний. Стратегические альянсы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Именно они оказались в центре внимания ТНК в 1990-х гг. Прогнозируется, что в XXI в. стратегические альянсы превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы, поскольку образование альянсов представляет собой один из быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Особенности стратегического альянса: · это соглашение о сотрудничестве выходит за пределы обычных торговых операций, но не означает слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими альянсами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа. Последние существуют ограниченное время и используются для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения не предполагают дальнейшего развития отношений; · стратегический альянс основан на среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашениях; » в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, компания Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, компании Grundig и Phillips, объединили усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover — в мобильной связи); · в рамках стратегических альянсов участники совместно координируют стратегическое планирование и управление, что позволяет им согласовать свои долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого; · стратегические альянсы создаются компаниями на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и использующими взаимодополняющие технологии и опыт; · стратегический альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом; · компании могут участвовать во множестве стратегических алъянсов; · стратегические альянсы создаются на определенный срок и распадаются, когда необходимость в объединении отпадает; · стратегические альянсы воздействуют на состояние конкуренции — объединившиеся компании направляют усилия больше против общих конкурентов, чем одна против другой; · стратегический альянс представляет собой менее всего ограничиваемый законодательно способ проникновения на рынок. Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов: · стратегические альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях; · стратегические альянсы, формирующиеся ради создания новых компаний; · стратегические альянсы, создаваемые для реализации инвестиционных проектов; · стратегические альянсы, предполагающие, что кооперационные связи не регламентируются участниками жестко. С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы создаются для реализации проектов НИОКР, для организации совместного производства и для совместного освоения новых рынков. Больше всего распространены альянсы, создаваемые ради сотрудничества в сфере НИОКР, — к этой группе относится более половины всех стратегических союзов. Количество альянсов постоянно возрастает. По данным ЮНКТАД, общее число технологических альянсов (в области производства новых материалов, информационных технологий и биотехнологий) уве-' дичилось с 526 в 1980 г. до 4512 в 1995 г. Мотивами, которыми руководствуются компании, вступающие в альянсы, могут, в частности, быть: · достижение экономии на масштабах производства; · совместное использование производственных мощностей; · объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции; · снижение риска неопределенности и повышение стабильности развития для компаний, объединяющих опыт и ресурсы; · доступ на рынки со сложившимися рыночными структурами и продвижение продукции друг друга; · передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала; · совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т. п.). Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы существенно различаются. Так, General Motors использовала союзы для преобразования бизнеса, создав обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе, Азии и Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи были призваны обновить ассортимент корпорации, четвертые — изучить производственные методы и т. п. Компании развитых стран, ориентированные на экспорт, всегда искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию Крупнейшие корпорации создают стратегические альянсы для усиления совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и расширению деятельности на мировом рынке. Так, японские и американские компании создали альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынках стран ЕС и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран. Крупные компании участвуют во множестве разнообразных альянсов, например, компания Toshiba участвует: · в альянсе со шведской компанией Ericsson, одним из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, в целях разработки нового оборудования средств связи; · партнерстве с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров для рабочих станций, с целью разработки п
|
|||
|