Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 3: Организационно-правовые формы межорганизационной интеграции. Сравнительный анализ организационных форм интеграции.



Лекция 3: Организационно-правовые формы межорганизационной интеграции. Сравнительный анализ организационных форм интеграции.

Межорганизационные формы бизнеса

Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслево­го) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, финансовых связей, договоров об общности интересов, лич­ной унии, патентно-лицензионных соглашений, тесного производ­ственного сотрудничества. Сформулируем основные особенности кон­цернов:

· это самая жесткая, не считая треста, форма интеграции компаний;

· это обычно объединение производственного характера;

· входящие в концерн компании номинально остаются самостоятель­ными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчине­ны единому хозяйственному руководству;

· в рамках концерна централизованы: финансово-экономическое управление, научно-техническая и кадровая политика, ценообра­зование, использование производственных мощностей;

· головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и ассоциированных обществ;

· деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

· в рамках концерна полностью контролируется деятельность об­разующих его компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компа­ниями различают вертикальный (концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта, например горнодобываю­щие, металлургические и машиностроительные) и горизонтальный (концерн, объединяющий компании одной отрасли, выпускающие одинаковую продукцию или осуществляющие одни и те же стадии производства) концерны. Деятельность концерна может распростра­няться на определенную подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь не­многие наиболее крупные концерны охватывают отрасль целиком (на­пример, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют в отраслях, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия, машиностроение и автомобиле­строение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы участия в капитале, можно выделить два вида концернов: концерн подчинения, организованный в виде материн­ской и дочерних компаний, и концерн координации, состоящий из сестринских обществ, причем отдельные входящие в концерн компании взаимно обмениваются акциями. Тем самым все члены концерт совместно воздействуют на политику концерна, который остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения про­изводства по технологической цепочке, а концерн координации — в целях интеграции таких видов деятельности, как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного про­изводственного развития компаний, кадровой политики и т. п. Кон­церн координации, включающий технологически слабо связанные предприятия, по сути, приближается к конгломерату.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представ­ляют собой международные концерны. Они могут осуществлять как транснациональные, так и трансконтинентальные инвестиции.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 — в Канаде, а также производственные и сбы­товые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляю­щие более 15 тыс. фирм.

Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем сеть разнородных предприятий, возникающую в результате слияния различных фирм, независимо от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без вся­кой производственной общности. К особенностям конгломератов от­носятся:

· интеграция в рамках данной организационной формы предприя­тий различных отраслей без их производственной общности, причем объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора, а профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;

· объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказы­ваются в финансовом отношении полностью зависимыми от ма­теринской компании;

· конгломератам свойственна значительная децентрализация уп­равления, а их отделения пользуются существенно большей сво­бодой и автономией во всех аспектах своей деятельности по срав­нению с аналогичными структурными подразделениями тради­ционных диверсифицированных концернов;

· основными рычагами управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, а также косвенное регулиро­вание деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;

· как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Данная интеграционная форма в разных странах отличается особенностями: так, в США не предполагается какой бы то ни было произ­водственной общности между объединяемыми компаниями, а в странах Западной Европы предприятия в процессе производства должны быть взаимосвязаны.

Примерами конгломератов служат, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых производств в стабильных секторах рынка. Компания добивается от поглощаемых фирм снижения издержек, стро­го контролируя работу управляющих и следя за тем, чтобы они укладывались в бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от прежде убыточ­ных предприятий.

Основными способами образования конгломератов служат слияния и поглощения. Бум крупных диверсифицированных компаний, т. е. конгломератов, пришелся на 1960-е гг., хотя крупные конгломераты со­здавались еще в 1920-е гг. Но тогда их создание было обусловлено милитаризацией экономики, тогда как в 1960-х гг. они развивались на коммерческой основе.

Основные мотивы конгломератных слияний и поглощений:

· получение синергетического эффекта;

· обеспечение более широкой экономической основы бизнеса;

· возможность «дешево купить и дорого продать»;

· прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;

· стремление повысить имидж руководства компании;

· стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение опционов как средство долгосроч­ного поощрения;

· ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

В 1970-х гг. активная деятельность крупных компаний по диверси­фикации продолжалась и была связана со стремлением приобрести активы в сферах электроники и телекоммуникаций. Но в 1980-х гг. прибыли конгломератов стали неуклонно снижаться. Компании, вхо­дившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем незави­симые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По некоторым расчетам, в первой поло­вине 1980-х гг. поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74 % случаев.

Сорок компаний среди тех, акции которых обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, официально классифицированы как кон­гломераты. В их число входят и такие хорошо известные фирмы как General Electric, американские конгломераты Textron Inc. и United Technologies Corp., британский Hanson, голландский Philips Electro­nics, итальянский Montedison и др. Все эти конгломераты переориен­тировали свою деятельность на те сегменты рынка, где они лидируют. Они приобретают компании в ключевых областях и продают все не­ключевые активы. Кроме того, отмечается падение прибыльности конгломератов. Основными проблемами, связанными с деятельностью конгломератов, считаются, во-первых, избыточная диверсификация, приводящая к постепенному, но неуклонному снижению конкуренто­способности производимых ими товаров и услуг. Во-вторых, это субоп­тимизация, выражающаяся в том, что компании, входящие в конгло­мерат, стремятся укреплять внутригрупповые кооперационные связи, несмотря на слабую технологическую общность между ними. При этом каждая компания, естественно, стремится установить наиболее выгодную для себя трансфертную цену, в результате чего продукция на выходе становится слишком дорогой и неконкурентоспособной, а взаимные претензии по поводу уровня трансфертных цен составляют постоянный предмет разбирательств в рамках головной компании конгломерата. В-третьих, речь идет о мотивации управленческого пер­сонала компаний, включенных в конгломерат в результате поглоще­ния: на эффективность работы менеджеров может оказать необратимое воздействие смена собственника или превращение их из собственни­ков в наемных работников. В-четвертых, это значительные средства, требуемые для приобретения компании, служащей мишенью погло­щения: помимо оплаты компании по рыночной стоимости, зачастую требуется платить премии акционерам за утрату ими контроля над поглощаемой компанией. Нужно также выделить для управленческой команды «золотые парашюты», чтобы они быстрее покинули компа­нию, не принеся ей вреда. В результате огромные средства, вкладыва­емые в поглощения компаний в несвязанных отраслях, зачастую приводят лишь к снижению эффективности функционирования всего конгломерата в целом.

Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня ква­лификации его высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате управления конгломерата квалифицированных высших менеджеров для него равносильно «смерти». Справедливость этого утверждения иллюстрируют провалы таких, казалось бы, достигших высот успеха конгломератов, как Textron, Polly Peck и Maxwell Com­munications.

Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого может быть их скоординированная предпринимательская деятельность, союз, создаваемый чаще всего для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Особенностями консорциумов можно считать следующие факторы:

· организация консорциума оформляется соглашением;

· консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица, при этом организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

· как правило, в рамках консорциума его участники не формируют каких-либо организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

· компании, входящие в консорциум, сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность, кроме деятельности, связан­ной с достижением целей консорциума;

· зачастую консорциумы являются бесприбыльными организа­циями;

· цель создания консорциумов — объединение усилий для реали­зации конкретного проекта, обычно в сфере основной деятельно­сти, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в т.ч. меж­дународных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

· компании могут одновременно входить в состав нескольких кон­сорциумов, так как могут участвовать в нескольких проектах. Хотя участники консорциума не теряют юридической и хозяйствен­ной самостоятельности, эта форма интеграции обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Консорциум способен эффективно действовать в рыночной среде, привлекая значительные объемы средств для реализации капиталоем­ких проектов.

Как правило, консорциум создается для высококачественного ис­полнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производствен­ных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений. Пример: консорциум нефте­добывающих компаний British Petroleum, Shell, Amco, Shevron, Tur­kish Petroleum, осуществлявших совместно с Государственной нефтя­ной компанией Азербайджана и российским АО «Лукойл» разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря. Консорциумы могут организовываться банками, производственны­ми компаниями, научными центрами, государственными структура­ми для повышения технической и коммерческой конкурентоспособ­ности участников.

Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. Речь идет о за­крытом консорциуме, если компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. Участники открытого консорци­ума в том, что касается его общих целей, подчиняются одному лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.

Лидер консорциума координирует совместную деятельность участ­ников, получая за это отчисления от других членов. Заказчик заключа­ет контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказ­чиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но дей­ствует в пределах полномочий, полученных от других членов консор­циума. Ответственность же по договорным обязательствам несут чле­ны консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственно­сти, например долевая, солидарная. Каждый член консорциума фи­нансирует свою долю работ и несет соответствующие коммерческие и технические риски.

В конце XIX—начале XX вв. консорциумы в основном представля­ли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальных и международном рынках. В середине XX в. они начали распространяться в сфере промышленности, служа целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов. Например, консорциумы применялись крупнейшими объединениями промышленников для осуществления строительства атомных реакторов. Для современных консорци­умов характерны совместные научно-исследовательские работы.

Существенная черта консорциумов — их интернационализация; для этих компаний характерно многонациональное представительство. В качестве хрестоматийного примера можно привести западноевро­пейский авиастроительный консорциум Airbus Industry, созданный в I середине 1960-х гг. и контролирующий порядка 30% рынка гражданских реактивных самолетов. Участниками консорциума выступили четыре ведущие авиастроительные компании Западной Европы: Аегоspatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte (Германия), British Aerospace (Великобритания) и CASA (Испания). Целью создания консорциума было проектирование и изготовление самолетов, причем каждый из участников самостоятельно финансировал свою часть НИОКР и работ по производству самолетов, пропорционально доле участия в консорциуме. Производство первой модели — самолета А-300 — финансировалось за счет кредитов, полученных от правительств соответствующих стран, а начиная с модели А-321 разработка новых самолетов полностью обеспечивается собственными средствами консорциума и коммерческими кредитами. Консорциум Airbus Industry зарегистрирован как юридическое лицо по законодательству Франции в организационно-правовой форме «объединения по экономическим интересам». Эта организационно-правовая форма не предполагает формирования участниками единого капитала, отражения прибылей и убытков, предоставления финансовой отчетности. Важно, что участ­ники консорциума являются объектами налогообложения только в соответствии с национальными налоговыми законодательствами. Кроме того, консорциум имеет собственный центральный управляю­щий аппарат из 2700 человек, занимающихся управлением, маркетин­гом, сбытом и послепродажным обслуживанием самолетов.

Появились консорциумы нового типа, участниками которых вы­ступают целые государства, например INTELSAT — Международный консорциум спутниковой связи. Это совместный проект, в котором участвуют правительства разных стран, вкладывающие в него сред­ства и владеющие акциями консорциума в количестве, пропорцио­нальном предполагаемому использованию странами данной системы.

В мировой практике чаще всего встречаются консорциумы, боль­шинство которых можно отнести к консорциумам финансового типа.

Банковский консорциум — группа банков, временно организуемая одним из крупнейших банков — главой консорциума — для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки.

Консорциум-гарант — банковская группа во главе с банком-лидером, гарантирующим полученный кредит.

Гарантийный консорциум — соглашение между несколькими ком­паниями из различных сфер деятельности, в соответствии с которым распределяются взятые ими на себя риски и обеспечивается их возме­щение.

Подписной консорциум — консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг.

Финансовый консорциум — временное соглашение нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например для размещения займов.

Экспортный консорциум — внешнеторговое объединение, включа­ющее компании разных стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.

Финансовые или подписные консорциумы могут быть временны­ми и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно создаются для проведения операций по размещению займов в той или иной стране или группе стран, операций с бумагами отдельных акционерных обществ, крупных финансовых, коммерческих и инвестиционных операций.

Во главе финансовых консорциумов стоят, как правило, крупные банки или банковские монополии, подбирающие участников соглаше­ния — консортов, разрабатывающие условия займа или организации АО, занимающиеся юридическим оформлением документации, введе­нием займов в биржевую котировку, размещающие акции и облига­ции. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются до­лей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или про­порционально сумме реализуемых консорциумом акций и других цен­ных бумаг.

Картель — объединение фирм одной отрасли, вступающих между собой в соглашение по различным вопросам коммерческой деятель­ности компании. Это может быть соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и продаж, ассортименте, обмене патентами, ус­ловиях найма рабочей силы и т. д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.

Картельное соглашение не всегда оформляется договором в пись­менном виде. Нередко оно существует негласно, в виде секретных ста­тей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной фор­ме «джентльменских соглашений». Фирмы, заключающие картельное соглашение, сохраняют юридическую, финансовую, производствен­ную и коммерческую самостоятельность.

Для картеля характерны следующие признаки:

· договорный характер объединения;

· сговор группы производителей с целью полного или частичного прекращения конкуренции между ними и получения монополь­ной прибыли;

· сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; I • объединение, как правило, нескольких компаний одной отрасли;

· совместная деятельность по реализации продукции, в ряде случаев распространяемая на производство;

· система принуждения, предполагающая выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным законодательством большинства стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего сельское хозяйство). Установлен разрешительный порядок деятельности картелей при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка, ограничением выпуска продукции и про­изводственных мощностей, т. е. с мерами, направленными на искажение или ограничение конкуренции. Запрет может быть снят для:

· картелей, на которые приходится небольшая доля рынка, например в рамках ЕС, если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта;

· картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;

· картелей, приносящих пользу экономике страны, например спо­собствующих техническому прогрессу;

· «кризисных» картелей, т.е. картелей, сокращающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглаше­ний, не считая существующих без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), обеспечивающие межфир­менное регулирование рынка в масштабах отрасли.

В мировой практике выделяется несколько видов картелей.

· Денежный картель утверждает унифицированные цены при равных условиях поставок и платежей.

· Долевой картель может быть квотным и территориальным. В пер­вом случае это так называемый картель продукции, выделяющий каждому участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Регулирование пред ложения путем предоставления квот позволяет картелям конт­ролировать цены на товарных рынках. Во втором случае это территориальный картель, предоставляющий каждому участии ку территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

· Закупочный картель представляет собой монопольное соглашение нескольких фирм о закупке сырья и определенных товаров в интересах всех участников с целью сбить закупочные цены.

· Участники калькуляционного картеля договариваются об одина­ковой структуре и содержании расчетов.

· Кондиционный картель определяет условия реализации товара.

· Контингентированный картель предполагает установление для участников соответствующих контингентов.

· Кризисный картель создается при стойком снижении спроса или временном сокращении сбыта для ограничения конкуренции.

· Патентный картель определяет направления совместного ис­пользования какого-либо технического изобретения.

· Производственный картель устанавливает объем производства для каждого своего участника.

· Региональный картель определяет области сбыта.

· Ценовой картель устанавливает для участников продажные цены товара.

Полная версия картеля предполагает не только единые цены и со­вместный сбыт, но и ограничение производства путем установления квот на объем выпуска для отдельных производителей и регулирова­ния производственных мощностей.

Эффективность деятельности картеля определяется прежде всего участием в этой организационной форме интеграции основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. От­каз от участия в картеле отдельных ведущих производителей, а также возможность для покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над уровнем цен.

Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях организации продаж через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или •товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной от­ветственностью и т. п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по условиям договор.

К особенностям синдиката как организационной формы интеграции компаний можно отнести:

· сохранение участниками синдиката юридической и производственной самостоятельности, но ограничение их коммерческой самостоятельности;

· устранение внутренней конкуренции среди участников синдиката как разновидности картельного соглашения;

· централизация сбыта, предполагающая, что участники синдика­та продают (полностью или частично) продукцию через единый сбытовой орган, причем функции централизованного сбыта мо­гут быть также поручены одному из участников синдиката.

· сохранение в ряде случаев участниками синдиката собственной сбытовой сети, тесно связанной со сбытовой конторой или обществом синдиката;

· осуществление через сбытовую контору или сбытовое общество синдиката закупок сырья для его участников.

Синдикаты шире всего распространены в отраслях, производящих однородную продукцию: горнодобывающей, металлургической, химической.

Синдикат как форма объединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам.

Пул — форма объединения компаний, при которой прибыль всех участников поступает в общий фонд и распределяется между ними и установленной пропорции.

Пул характеризуется рядом особенностей:

· эта организационная форма интеграции является разновидно­стью картеля;

· объединение компаний в виде пула имеет обычно временный характер;

· в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли участников.

 

В мировой практике можно встретить следующие виды пулов.

· Биржевой пул — объединение финансовых средств ради повышения или понижения курса акций.

· «Конкретный» пул — объединение инвесторов, направляющее средства на конкретный объект.

· Патентный пул — соглашение более чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники такого пула получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, которую дает использование патента.

· Торговый пул — объединение, участники которого договариваются о накоплении и задержке на складах определенного товара до момента, самого выгодного для его продажи по повышенной цене из-за искусственно созданного дефицита.

Трест — объединение в единый производственный комплекс пред приятии, теряющих юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство их деятельностью осуществля­ется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соот­ветствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенности треста:

· это самая жесткая из прочих форм интеграции компаний;

· трест предполагает объединение всех, а не отдельных (как в картеле) сторон хозяйственной деятельности предприятий;

· трест характеризуется сравнительно высокой производственной однородностью своей деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;

· объединяемые в трест предприятия подчиняются единственной компании, обеспечивающей оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Форма треста удобна для организации комбинированного пройм водства, т. е. объединения в одной компании предприятий разных от раслей, представляющих собой либо последовательные ступени обра ботки сырья, либо дополняющих друг друга. В случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.

Ассоциация — добровольное объединение юридических или физи­ческих лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культур­ной или какой-либо другой, как правило некоммерческой, цели.

Особенности ассоциации:

· это самая «мягкая» из всех форм интеграции компаний;

· ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

· допускается централизация определенных функций, в основном информационного характера;

· члены ассоциации сохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; » ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

· члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами;

· члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услу­гами.

По российскому законодательству, коммерческие организации в целях координации предпринимательской деятельности, а также защиты общих имущественных интересов могут по договору создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарище­ство либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем.

Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально сво­им взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее решением других участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации и псе может войти новый участник.

Одной из разновидностей ассоциаций служит торговая ассоциа­ция — структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правитель­стве и законодательных органах.

Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более-независимых фирм для достижения определенных коммерческих це­лей, получения синергетического эффекта благодаря объединению и взаимодополнению стратегических ресурсов компаний.

Стратегические альянсы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Именно они оказались в центре внимания ТНК в 1990-х гг. Прогнозируется, что в XXI в. стратегические альянсы пре­вратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы, поскольку обра­зование альянсов представляет собой один из быстрых и дешевых пу­тей реализации глобальной стратегии. Особенности стратегического альянса:

· это соглашение о сотрудничестве выходит за пределы обычных торговых операций, но не означает слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими альянсами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнер­скими отношениями контрактного типа. Последние существуют ограниченное время и используются для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения не предполагают дальнейшего развития отношений;

· стратегический альянс основан на среднесрочных или долгосроч­ных, двусторонних или многосторонних соглашениях; » в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, компания Marks&Spencer заключила не­формальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, компании Grundig и Phillips, объединили усилия в области видеозаписи, или Honda и Rover — в мобильной связи);

· в рамках стратегических альянсов участники совместно коорди­нируют стратегическое планирование и управление, что позво­ляет им согласовать свои долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого;

· стратегические альянсы создаются компаниями на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и использующими взаимодополняющие технологии и опыт;

· стратегический альянс, как правило, не является самостоятель­ным юридическим лицом;

· компании могут участвовать во множестве стратегических алъянсов;

· стратегические альянсы создаются на определенный срок и распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;

· стратегические альянсы воздействуют на состояние конкурен­ции — объединившиеся компании направляют усилия больше против общих конкурентов, чем одна против другой;

· стратегический альянс представляет собой менее всего ограни­чиваемый законодательно способ проникновения на рынок.

Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:

· стратегические альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;

·  стратегические альянсы, формирующиеся ради создания новых компаний;

· стратегические альянсы, создаваемые для реализации инвестиционных проектов;

· стратегические альянсы, предполагающие, что кооперационные связи не регламентируются участниками жестко.

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы созда­ются для реализации проектов НИОКР, для организации совместно­го производства и для совместного освоения новых рынков. Больше всего распространены альянсы, создаваемые ради сотрудничества в сфере НИОКР, — к этой группе относится более половины всех стра­тегических союзов.

Количество альянсов постоянно возрастает. По данным ЮНКТАД, общее число технологических альянсов (в области производства но­вых материалов, информационных технологий и биотехнологий) уве-' дичилось с 526 в 1980 г. до 4512 в 1995 г.

Мотивами, которыми руководствуются компании, вступающие в альянсы, могут, в частности, быть:

· достижение экономии на масштабах производства;

· совместное использование производственных мощностей;

· объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

· снижение риска неопределенности и повышение стабильности развития для компаний, объединяющих опыт и ресурсы;

· доступ на рынки со сложившимися рыночными структурами и продвижение продукции друг друга;

· передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

· совместная разработка и производство технически сложных из­делий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т. п.).

Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы существенно различаются. Так, General Motors использовала союзы для преобразования бизнеса, создав обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе, Азии и Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи были призваны обновить ассортимент корпорации, четвертые — изучить производственные методы и т. п.

Компании развитых стран, ориентированные на экспорт, всегда ис­кали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, что­бы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию Крупнейшие корпорации создают стратегические альянсы для усиления совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и расширению деятельности на мировом рынке. Так, японские и аме­риканские компании создали альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынках стран ЕС и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран.

Крупные компании участвуют во множестве разнообразных альянсов, например, компания Toshiba участвует:

· в альянсе со шведской компанией Ericsson, одним из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, в целях разработки нового оборудования средств связи;

· партнерстве с Sun Microsystems, лидером по производству мик­ропроцессоров для рабочих станций, с целью разработки п



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.