Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обязательства с участием третьих лиц. Перемена лиц в обязательстве.



5Обязательства с участием третьих лиц. Перемена лиц в обязательстве.

По общему правилу, установленному п. 3 ст. 289 ГК, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Такие субъекты в гражданском праве именуются третьими лицами. Обязательства с участием третьих лиц представляют собой исключение из правил, поэтому они возможны только в случаях, специально предусмотренных законодательством или соглашением сторон. Например, по договору страхования страхователь может определить лицо, в пользу которого заключен договор, - выгодоприобретателя (ст. 819 ГК). Общая особенность всех обязательств с участием третьих лиц заключается в том, что упомянутые третьи лица могут быть связаны правоотношениями только с одним из основных субъектов обязательства с должником либо с кредитором.

К обязательствам с участием третьих лиц относятся: договорные обязательства в пользу третьего лица, обязательства, исполняемые третьими лицами, и регрессные обязательства.

В соответствии с договором в пользу третьего лица стороны добровольно определяют, что исполнение должно производиться не кредитору, а третьему лицу, которое может быть указано или не указано в договоре (п. 1 ст. 400 ГК). При этом третье лицо может требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу или отказаться от права, предоставленного ему по договору. В последнем случае кредитор может воспользоваться этим правом, если это не вступает в противоречие с законодательством и договором (п. 4 ст. 400 ГК).

Несмотря на то, что третье лицо не становится стороной такого договора, его присутствие в нем определенным образом связывает должника и кредитора. Так, они могут расторгнуть или изменить заключенный ими договор без согласия третьего лица только до момента выражения данным лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору (п. 2 ст. 400 ГК). Типичным случаем данного обязательства - договор страхования в пользу выгодоприобретателя (ст. 819 ГК).

Обязательства, исполняемые третьими лицами, согласно которого должник поручает исполнение обязательства вместо себя третьему лицу (переадресование исполнения), а кредитор обязан принять предложенное третьим лицом исполнение, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (ст. 294 ГК). Такая обязанность должника, как правило, возникает, если для исполнения обязательства необходимы определенные личные качества, присущие должнику, что наиболее характерно для так называемых фидуциарных сделок (доверенность, поручение, комиссия), которые обычно исполняются должником лично. Личное исполнение предусмотрено законодательством и для алиментных обязательств.

Регрессные обязательства возникают в случае переложения должником исполненного им долга на третье лицо.

Перемена лиц в обязательствеопределена главой 24 ГК как появление в правоотношении нового участника вместо первоначального должника или кредитора

Право требования, принадлежащее кредитору, может перейти к другому лицу на основании, во-первых,  сделки (уступка права требования), во-вторых, акта законодательства (п. 1 ст. 353 ГК).

1. Уступка права требования (цессия) - это соглашение между кредитором по обязательству (цедентом) и новым лицом (цессионарием) о передаче последнему права требования к должнику. Это двусторонней сделкой, поэтому для того, чтобы она состоялась, необходимо волеизъявление кредитора по обязательству и нового лица, согласие же должника не требуется, однако законодательством или договором может быть предусмотрен и иной порядок (п. 2 ст. 353 ГК).

В Гражданском Кодексе закрепляет ограничения в применении уступки права требования: а)переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора (требования об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и др.),согласно ст. 354 ГК; б) б) в регрессных обязательств, согласно 1 ст. 353 ГК;

В) если цессия противоречит законодательству или договору, а в случае, когда личность кредитора имеет для должника существенное значение, уступка требования допускается только с согласия последнего, согласно ст.359 ГК.

Цессия совершается в письменной форме, в соответствии с требованиями к форме сделок. Должник должен быть письменно уведомлен о правопреемстве кредитора. В противном случае новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных последствий, а исполнение должником обязательства первоначальному кредитору признается надлежащим (п. 3 ст. 353 ГК). На кредитора, уступившего требование другому лицу, также возлагается обязанность передать новому кредитору документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, значимые для его реализации (п. 1 ст. 356 ГК). При этом должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода требования к этому лицу (п. 2 ст. 356 ГК).

С момента перехода права требования к новому кредитору он обязан сам заботиться об удовлетворении своего требования. Исключение составляет случай, когда переданное требование является недействительным, а также, когда первоначальный кредитор поручился за должника перед новым кредитором (ст. 361 ГК).

2) Переход прав кредитора к другому лицу может осуществляться на основании акта законодательства и наступления указанных в нем обстоятельств. В ст. 358 ГК перечислен ряд таких случаев.

Во-первых, это ситуации универсального правопреемства в правах кредитора, когда все права и обязанности последнего переходят к другому лицу. Универсальное правопреемство имеет место при наследовании, а также при реорганизации юридического лица.

Во-вторых, решение о переводе прав кредитора на другое лицо может принять суд, но только в том случае, если возможность такого перевода оговорена законодательством. Так, ст. 253 ГК предусматривает право любого участника долевой собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя доли в общей собственности, которая была продана с нарушением преимущественного права покупки. Аналогичное право предоставлено арендатору, имеющему преимущественное право на продление договора (ст. 592 ГК). Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных ему отказом, либо только возмещения убытков.

В-третьих, в том случае, если исполнение основного обязательства обеспечивается залогом или поручительством, к поручителю (залогодателю), не являющемуся должником по данному обязательству и исполнившему его, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежащие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора (ст. 345 ГК).

Еще один случай, предусмотренный законом, - суброгация, то есть переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Так, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Суброгация имеет место, если договором страхования не предусмотрено иное (ст. 855 ГК).

Этот перечень не является исчерпывающим. В законодательстве могут быть предусмотрены и иные случаи перехода прав кредитора к другому лицу.

Перевода долга - это перемена лиц на пассивной стороне обязательства

Поскольку кредитор прямо заинтересован в том, чтобы должник был лицом надежным, добросовестным и платежеспособным, перевод долга на другое лицо без согласия кредитора невозможен (п. 1 ст. 362 ГК). Таким образом, перевод долга фактически совершается путем заключения соглашения между прежним и новым должником, которое санкционируется кредитором.

Ввиду того, что к новому должнику переходит весь объем прав и обязанностей по обязательству, то есть содержание правоотношения остается прежним, новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником (ст. З63 ГК).

Вместе с тем, в отличие от цессии, указанное правило не распространяется на отношения с третьими лицами. Так, перевод долга на другое лицо является основанием для прекращения поручительства, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника (п. 2 ст. 347 ГК). Аналогичное правило предусмотрено и в отношении обязательств, обеспеченных залогом (ст. 337 ГК).

Вопрос о форме соглашений по переводу долга решается так же, как и о форме уступки требования (п. 2 ст. 362 ГК).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.