МЭ-32_НалЭО_3 пара_2-76_. Тема 3.4.1 Проверка и испытание электрических машин
22.06_МЭ-32_НалЭО_3 пара_2-76_
Тема 3.4.1 Проверка и испытание электрических машин
ЗАДАНИЕ:
1.Составить конспект (текст, схемы, графики, таблицы).
Для различных видов ремонта объем и порядок проверок и испытаний различны. При дефектации, чтобы определить объем ремонта и качество его выполнения, у электрических машин тепловозов и их узлов проверяют омическое сопротивление, сопротивление изоляции, отсутствие межвитковых замыканий, электрическую прочность изоляции обмотки, плотность контактов и целостность межкатушечных соединений главных и дополнительных полюсов, установку щеток по нейтрали и зазоров под полюсами. Омическое сопротивление проверяют методом амперметра-вольтметр а или универсальным двойным мостом сопротивления МД6. В последнем случае к зажимам прибора присоединяют концы обмотки и после уравновешивания моста общее сопротивление обмотки где R1, R2, R3 и — сопротивления плеч моста; Rн — сопротивление образца.
где R15 — сопротивление при 15° С; tx — температура, при которой проводились замеры. У якоря сопротивление обмотки проверяют, присоединяя проводники от прибора к коллекторным пластинам, сообразуясь с типом обмотки. Сопротивление измеряют 3 раза и определяют среднюю величину, которая не должна отклоняться более чем на ±10% от номинального значения. При определении сопротивления по методу амперметра-вольтметра через обмотку пропускают ток и по падению напряжения подсчитывают по закону Ома величину сопротивления, а затем пересчитывают ее для 15° С. Сопротивление изоляции относительно корпуса измеряют мегомметрами типов Ml 101 и Ml 102 или универсальным мегомметром М4121 с питанием от сухих элементов. Корпус машины присоединяют к клемме прибора 3 (земля), а токопроводящие части — к клемме Л. Нулевое показание стрелки указывает на пробой изоляции или механическое повреждение с замыканием на корпус. По ГОСТ 183—66 сопротивление изоляции r обмоток (в Мом) относительно корпуса должно быть не ниже значения, получаемого по формуле
де U — номинальное напряжение обмотки машины, в; Р — номинальная мощность машины, ква. Исходя из условий работы деталей электрических машин, устанавливают определенную норму величины сопротивления. Так, например, для тяговых электродвигателей и генераторов сопротивление изоляции должно быть не ниже 3 Мом (для горячего состояния).
Рис. 182. Схема испытания на межвитковое замыкание обмотки и соединения коллекторных пластин методом падения напряжения: 1 — коллектор; 2 — щетка; 3 — скоба; 4— щуп; 5 — милливольтметр; 6 — сопротивление; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — киперная лента Испытание обмоток якоря на межвитковое замыкание, проверку качества пайки концов обмотки к коллекторным пластинам и исправности уравнительных соединений производят методом милливольтметра (падения напряжения). От аккумуляторной батареи 7 (рис. 182) через сопротивление 6 на щетки 2$ к пластинам коллектора (для простых обмоток) подают ток 10—15 а. Щетки прибора соединены между собой скобой 5, сделанной из изоляционного материала.
К двум смежным пластинам поочередно прикладывают щупы 4, соединенные с милливольтметром 5. Один из щупов пружинный, при помощи которого включают ток во время очередного отсчета. Если показания милливольтметра отличаются друг от друга не более чем на 20% от среднего значения, то это служит признаком исправности обмотки и отсутствия соединения коллекторных пластин. Если милливольтметр не даст показаний, то это указывает на короткое замыкание концов секции или пластин коллектора. Если отклонение стрелки незначительно, то это является признаком межвиткового замыкания; большое отклонение стрелки указывает на плохую пайку в петушках коллектора или излом секции. При обрыве секции милливольтметр попадает под полное испытательное напряжение, поэтому в данном случае его отключают.
Катушки полюсов на отсутствие межвиткового замыкания проверяют при помощи трансформатора с П-образной магнитной системой, имеющей первичную обмотку, питаемую напряжением 220 в, и две одинаковые вторичные обмотки. Во вторичных обмотках индуктируются э. д. с., направленные навстречу друг другу, и поэтому ток в них отсутствует, что можно установить по миллиамперметру. На один из стержней магнитной системы надевают испытываемую катушку. Если она имеет короткозамкнутые витки, то равновесие во вторичных обмотках нарушится и в них появляется ток, наличие которого фиксируется показанием миллиамперметра. Для проверки на отсутствие пробоя и межвиткового замыкания применяют импульсную установку ИУ-57 системы ЦНИИ МПС, состоящую из пульта управления и стойки для якорей с коммутатором. Внутри пульта размещены импульсный генератор, высоковольтный трансформатор, регулируемый автотрансформатор, вольтметр и понижающий трансформатор, питающий канал тиратронов генератора. В качестве индикатора используется электроннолучевая трубка. Проверку ведут по схеме, представленной на рис. 183. На коллектор испытуемого якоря опускают три подвижных электрода, смонтированных на стойке-дуге. Два крайних электрода 1 и 5 расположены симметрично относительно среднего электрода 4. При испытании каждый электрод касается только одной коллекторной пластины. Якорная обмотка при таком методе представляет собой мост, состоящий из четырех ветвей. В одну диагональ моста включен импульсный генератор 5, а в другую — индикатор 2. При исправной обмотке на экране появляется прямая линия (рис. 183, в). При замыкании равновесие моста нарушается, возникает разность потенциалов в диагонали моста, а на экране появляется характерная кривая (рис. 183, г). Поворачивая якорь, проверяют всю обмотку. Для обнаружения замкнутого витка используют стержень (отвертку) с изолированной ручкой, замыкая ею последовательно коллекторные пластины. При замыкании отверткой уже замкнутого витка форма кривой на экране электроннолучевой трубки не изменяется. Расположение электродов относительно коллектора зависит от типа обмотки и подбирается для каждого якоря. Так, для тяговых электродвигателей ЭДТ-200, имеющих простую петлевую обмотку с уравнительными соединениями, наиболее удобными для установки крайних электродов, являются седьмые пластины, считая первой расположенную под средним электродом (схема 1- 7-13). Для главных генераторов МПТ-99/47, имеющих лягушечью обмотку, применяют схему 1-33-65.
Нормы электрической прочности изоляции отдельных частей электрических машин различны и регламентируются ГОСТ 183—66 и Правилами ремонта, которыми предусматривается испытательное напряжение при частичной и полной смене изоляции. Испытания проводят высоким напряжением промышленной частоты в течение 1 мин.
Рис. 183. Схема испытания якорей при помощи импульсной установки ИУ-57: а и б: 1, 4 и 5 — электроды; 2 — индикатор; 3 — импульсный генератор; 6 — вал якоря; в и а — формы изображений на экране индикатора
|