Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды строевых упражнений. Построение в колонну по одному.. Построение в пары(парами).. Построение в одну шеренгу.



 

Рис.1. Схема зала и название его частей

 

1.2 Виды строевых упражнений

Построение-действия детей для размещения в том или ином строю. К ним относится построения в колонну по одному, парами, в одну шеренгу, в круг, несколько кругов, полукругом, в рассыпную.

Построение в колонну по одному.

Колонна– строй, в котором дети расположены в затылок к друг другу на дистанции (расстоянии) одного шага или вытянутые вперед руки.

Построение в пары(парами).

 В младших группах, каждый ребенок находит себе партнера, берет его за руку и оба встают на указанное место. Следующая пара встает за предыдущей. Как только все пары займут места в строю, воспитатель предлагает опустить руки и подравняться, смотря в затылок впереди стоящему ребенку. В старших группах построение в пары(в колонну по два) проводится путем перестроения из колонны по одному ( как на месте, так и во время ходьбы).

Построение в одну шеренгу.

Шеренга-строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону. Интервал (расстояние) между детьми (от локтя до локтя) равен ширине ладони. Такой строй называется сомкнутым. Разомкнутый строй, когда интервал между детьми равен одному и более шагам.

При построении в кругдети стоят один возле другого на интервал между локтевыми суставами, равным ширине ладони, лицом к центру приняв основную стойку. Выполняется по команде «В круг – становись!».

 Для построения в круг из шеренги возможны два способа:

 а) дети берутся за руки (рисунок. а);

б)ребенок в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг педагога(рисунок.б).

 

а б

Рис.: Построение в круг

 

Для построения двух, трех, четырех и более кругов вначале целесообразно пользоваться зрительными ориентирами. Детей делят на 2,3, 4 подгруппы.

Перестроение из одного круга в два возможно двумя способами:

 а) выполняется после предварительного расчета «по три» по команде «В два круга - стройся!» первыеномера стоят на месте, вторые выходят вперед к центру круга на два шага, третьи делают пол шага вправо по кругу. Обратное перестроение выполняется по команде «В один круг – стройся!» первые номера стоят на месте, вторые делают два шага назад, третьи – полшага влево; б) действия детей при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две.

Перестроение из одного круга в три возможно двумя способами а) выполняется после предварительного расчета «по семь» по команде «В три круга – стройся!». По этой команде первые, третьи и пятые номера стоят на месте; вторые и шестые делают два шага к центру круга; четвертые – выходят вперед на четыре шага; седьмые – полшага вправо.

 Обратное перестроение выполняется по команде «В один круг – стройся!»: первые, третьи и пятые стоят на месте; вторые и шестые делают два шага назад; четвертые – четыре шага назад; седьмые – полшага влево, б) действия детей при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в три.

Построение в рассыпную-это размещение занимающихся в разных местах зала без точно установленного между ними интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук.

Перестроения –переходы из одного строя в другой.

 Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги — стройся!» По этой команде первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают за вторым номером (рисунок 6). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу — стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.

 

Рис. Перестроение из одной шеренги в две

 

Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета «по три». Для этого подается команда: «В три шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают за вторым номером. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую — на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и вторых номеров происходит одновременно (рисунок ). Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу — стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.

Рис. Перестроение в три шеренги

 

Перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде: «В колонну по два - стройся!» Действия детей при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две. Предварительно производится расчет на «первый-второй», затем подается команда. По исполнительной части команды вторые на счет «раз» делают левой ногой шаг влево; на счет «два», не приставляя правую, - шаг вперед, чтобы выровняться с первым номером; на счет «три» приставляют левую ногу. Обратное перестроение выполняется по команде «В одну колонну – стройся!». По этой команде вторые номера на счет «раз» делают шаг левой назад; на «два» - шаг правой, встав в затылок первым, и на «три» приставляют левую ногу.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три производится по команде: «В колонну по три - стройся!». Действия детей при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в три. Предварительно производится расчет по три. По исполнительной команде вторые номера стоят на месте; первые делают шаг влево - назад и встают рядом со вторыми слева от них; третьи делают шаг вправо - вперед и тоже встают рядом со вторыми, но справа от них. Перестроение из колонны по три в одну колонну выполняется в обратной последовательности.

Для перестроения в движении, из колонны по одному в колонну по три (четыре) одновременным поворотом налево (направо) подается команда: «Налево (направо) в колонну по три (четыре) — марш!». Исполнительная команда «марш!» подается под левую (правую) ногу. После поворота первой тройки (четверки) последующие выполняют его на том же месте; команду «марш!» подает замыкающий каждой тройки. При перестроении таким способом педагог может попутно дать указания об интервале и дистанции (рисунок-а). Для обратного перестроения детей поворачивается налево (направо) и подается команда: «Справа (слева) в обход налево (направо) в колонну по одному шагом — марш!» (рисунок-б).

 

Рис.-Перестроение группы из колонны по одному в колонну

по три «поворотом в движении» (а); с последующим

перестроением в колонну по одному (б)

 

Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении. Для этого подается команда: «Через центр — марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «В колонну по одному направо и налево в обход — марш!» (дробление, рисунок- а). При встрече колоннподается команда: «Через центр в колонну по два — марш!» (сведение, рисунок-б).

 

а б

Рис.- Способы перестроения

а – дроблением; б – сведением

 

Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить детей в колонну по четыре, восемь и т.д.

Обратное перестроение разведением и слиянием производится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход — марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два — марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить детей в колонну по одному (рисунок- а, б)

 

а б

Рис. - Способы перестроения

а – разведением; б – слиянием

 

Размыкание и смыкание.

Размыкания-способы увеличения интервала или дистанции строя.

 Смыкания –приемы уплотнения разомкнутого строя. Эти движения применяются при подготовке к выполнению упражнений и после их окончания и проводятся как с места, так и в движении, в различных построениях.

При смыкании нужно обязательно указать, в какую сторону сомкнуться, каким способом и сколько сделать шагов или прыжков. Смыкание дети начинают все дети одновременно. Для смыкания в колонне применяется команда «Вперед(назад) сомкнись!» («Вперед на два шага сомкнись!»).

Размыкание в круге, полукруге проводится на вытянутые в стороны руки, и дети делают шаги назад «На два шага разомкнись!».

 При смыкании «В круг сомкнись!» шаги выполняются вперед, и после этого руки опускаются вниз.

При построении врассыпную, размыкание производится на вытянутые вперед и в стороны руки «На вытянутые руки вперед разомкнись».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.