![]()
|
|||
Особенности технического регулирования в Российской Федерации на современном этапе.1. Особенности технического регулирования в Российской Федерации на современном этапе. Через деятельность государства в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием понимаются действия государства, организующие с помощью установленных норм и правил поведение на рынке хозяйствующих субъектов. На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении: - обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законадательстве; - рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции; - подтверждения соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к безопасности и качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия. Техническое законадательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствия являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием. Иначе говоря, техническое регулирование – это правовое регулирование в трех областях: техническое законадательство, стандартизация, оценка соответствия. Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем пути различного рода барьеры, и, прежде всего тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные). Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок. Одним из основных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение национального законадательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений. В настоящее время по правилам ВТО осуществляется примерно 95% всей мировой торговли. ВТО является приемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Необходимо указать три основные цели ВТО: 1. Основная задача – содействие беспрепятственной международной торговле, недопущение при этом злоупотреблений и отрицательных последствий. Это означает, что отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами международной торговли и уверены в том, что эти нормы не изменятся резко и без предупреждения. Иными словами, правила должны быть совершенно ясными, а их применение последовательным. 2. Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются сообществом стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают значительные дебаты и споры. В связи с этим одна из основных функций ВТО заключается в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах. 3. Третьим важным аспектом работы ВТО является урегулирование споров. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разные цели. Соглашения и контакты, включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО, часто нуждаются в последующем толковании. Лучше всего решать спорные вопросы в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающем сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений ВТО включен пункт о правилах урегулирования споров. Структура ВТО с точки зрения ее правовой организации очень сложна. Заключительный пакет договоренностей содержит документы, различные по своей правовой и экономической значимости: от договоренностей, имеющих скорее технический характер, регулирующих частные вопросы, до самых сложных многоплановых документов, которые могут стать правовой основой мировой торговли товарами и услугами ближайщих десятилетий. По мнению специалистов, Россия вступит в ВТО в течение ближайших двух лет. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: - получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; - доступ к международному механизму разрешения торговых споров; - создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законадательной системы в соответсвии с нормами ВТО; - расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности в банковской сфере; - создание условий для повышения качества конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров и инвестиций на российский рынок; - участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; - улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. Следует также отметить, что присоединение к ВТО принесет и много трудностей, имеется серьезный риск для ряда отраслей промышленности, в том числе и текстильной. Но, несмотря на трудности, вопрос о вступлении в ВТО является приоритетным направлением в политике нашей страны и поэтому он потребует значительных перемен, в том числе и в области технического регулирования.
|
|||
|