Очаговая пневмония
ГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра патологической анатомии
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
Д.м.н., проф. ____________ Л.М. Гринберг
«____» ______________________ 20___ год
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ для студентов
(учебное задание)
ООП специальности 060103 ПЕДИАТРИЯ
Дисциплина С-2.Б.13 – патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия
1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ПНЕВМОНИИ. МОРФОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.
2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучение клинико-морфологической сущности пневмоний, дыхательной недостаточности.
3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
По окончании занятия студент должен знать:
- Этиологию и патогенез пневмоний, дыхательной недостаточности
- принципы классификации пневмоний, дыхательной недостаточности
- особенности их макроскопического и гистологических изменений при различных формах/ стадиях пневмоний, дыхательной недостаточности
- клинико-морфологические особенности течения при различных стадиях/ формах пневмоний, дыхательной недостаточности
- Осложнения и причины смерти при пневмониях, дыхательной недостаточности
Студент должен уметь:
- диагностировать пневмонии, дыхательную недостаточность
- проводить дифференциальную диагностику пневмоний, дыхательной недостаточности
шифр
| Содержание компетенции
| знать
| уметь
| владеть
| ОК-№1
| способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| - анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;
- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;
- функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии;
- структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем
| - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- работать с увеличительной техникой (микроскоп);
- оценить гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур при пневмониях, дыхательной недостаточности;
- описывать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов пневмоний, дыхательной недостаточности;
- визуально оценивать и протоколировать изменения в органах и тканях трупа, обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления; дать заключение о причине смерти и сформулировать патологоанатомический диагноз;
- заполнять медицинское свидетельство о смерти
| - медико-функциональным понятийным аппаратом;
- навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов пневмоний, дыхательной недостаточности;
- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов
- навыками сопоставления морфологических и клинических проявлений болезни;
- методами клинико-анатомического анализа вскрытия, исследования биопсийного и операционного материала
| ОК №2
| способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем,основных философских категорий, к самосовершенствованию
| ОК №4
| способность и готовность понимать и анализировать экономические и социальные проблемы и общественные процессы, использовать консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики, социального статуса общества и т.д.
| ОК №7
| готовность и способность использовать методы управления; организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
| ОК-№8
| способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией
| ПК-№3
| способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации с опорой на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| ПК-№5
| способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка
| ПК-№6
| способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половой специфики групп пациентов (дети, подростки)
|
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 3 часа
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
Для успешной работы на практическом занятии необходимо:
5.1 Проработать тренировочные тесты по теме занятия на сайте кафедры.
5.2 Диагностировать микропрепараты по теме занятия на сайте кафедры.
5.3 Знать теоретический материал:
· Пневмонии, определение, этиология, патогенез, принципы классификации.
· Крупозная пневмония, патанатомия, осложнения, исходы
· Очаговая пневмония. Этиология, морфологическая характеристика, осложнения, исходы.
· Патоморфоз пневмоний
6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
На занятии студенту необходимо выполнить:
6.1. Ответить на входного тест-контроля
6.2. Ответить на вопросы преподавателя
6.3. Принять участие в обсуждении
6.4. Таблицы: 3, 4, 41, 42
6.6. Макропрепараты: 145 – постпневмонический абсцесс, 138/139 – крупозная пневмония, 140 – бронхопневмония, 141 – бронхопневмония с абсцедированием, 142 – очаговая сливная пневмония, 115 – волосатое сердце, 121 – фибринозный плеврит
6.6. Микропрепараты
№ 246. Очаговая пневмония
Гистологическая структура легкого изменена за счет очагов и ателектаза, среди которых лежат воздухосодержащие альвеолы. Кровеносные сосуды полнокровные. На большем увеличении — в очагах воспаления экссудат фибринозный, мелкозернистый, сиреневато-розового цвета, с примесью нейтрофильных лейкоцитов и спущенных клеток альвеолярного эпителия.
Существенные элементы: 1. фибринозно-гнойный экссудат в альвеолах
2. полнокровные сосуды
№ 247. Стафилококковая очаговая пневмония Легкое маловоздушное за счет пневмонических очагов. На большем увеличении — в центре очагов некроз и нагноение, скопления колоний стафилококка, окрашенных в темно-синий цвет. В окружающих альвеолах белковая жидкость, капилляры межальвеольярных перегородок полнокровны. В мелких бронхах гной, эпителий слущен и разрушен, стенка инфильтрирована лейкоцитами — панбронхит.
Существенные элементы: 1. пневмонические очаги
2. зона некроза
3. гнойная инфильтрация
4. колонии стафилакокка
5. панбронхит
|