Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Интеграция на постсоветском пространстве.



Интеграция на постсоветском пространстве.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами - членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное - со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран - членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно р подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран.

В соответствии с уставом СНГ возникла разветвленная структура органов Содружества:

С о в е т г л а в г о с у д а р с т в, в функции которого входит принятие основополагающих решений на уровне глав государств;

С о в е т г л а в п р а в и т е л ь с т в, координирующий сотрудничество органов исполнительной власти;

С о в е т м и н и с т р о в и н о с т р а н н ы х д е л, который согласовывает позиции стран - членов СНГ в отношениях с третьими странами в том случае, если правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования. Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма отношений в рамках Содружества;

С о в е т м и н и с т р о в о б о р о н ы, занимающийсярешением вопросов взаимоотношений стран - членов СНГ в военной сфере, в том числе касающихся общих операций по поддержанию мира, помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных отношений в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений и материалов;

М е ж п а р л а м е н т с к а я а с с а м б л е я состоит из представителей парламентов стран - членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации законов стран-членов, затрагивающих взаимные связи, организует обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках СНГ.

 

Э к о н о м и ч е с к и й с у д призван разрешать межгосударственные споры между странами - членами СНГ, возникающие в процессе хозяйственных отношений.

К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли.

Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки.

Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами - членами СНГ с разной степенью интегрированности и с разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.

Сою́зное государство Белару́си и Росси́и) — политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного в 1996 для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. С 2000 официальное название Союза — Союзное государство. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией.

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Евразийское экономическое сообщество было образовано на основе созданного в 1995 году Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. С инициативой преобразования Таможенного союза в новую международную экономическую организацию в мае 2000 года выступил президент России Владимир Путин.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению ЦАС между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Создана в 2002 году. Заявленные цели — взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства.Первоначальные члены ЦАС — Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. В 2004 Россия присоединилась к этой организации. Была подтверждена ее главенствующая роль. В 2005 было принято решение подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1997 году республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ. Провозглашено развитие практического субрегионального сотрудничества в экономической и военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы и стремящихся к углублению интеграции. В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооружённых контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ.

 

Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ

ГУАМ — межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

В институциональном становлении ГУАМ прошла несколько этапов.

І. Консультативный форум ГУАМ. Был основан 10 октября 1997 года в рамках Саммита Совета Европы в г. Страсбург.

ІІ. Объединение ГУАМ. Было основано 7 июня 2001 г. с подписанием Ялтинской Хартии ГУУАМ в рамках Саммита глав государств.

ІІІ. Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ.

Создана 23 мая 2006 г. на Киевском саммите ГУАМ, в ходе которого главы государств подписали Устав Организации. Основными целями ГУАМ являются: - утверждение демократических ценностей, обеспечение верховенства права и уважения прав человека; - обеспечение устойчивого развития; - укрепление международной и региональной безопасности и стабильности; - углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; - развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; - активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес.

В соответствии с решениями Киевского саммита ГУАМ в Киеве создается постоянно действующий Секретариат Организации, возглавляемый Генеральным секретарем. До создания Секретариата его функции исполняет Информационный офис ГУАМ в Киеве.

С целью развития сотрудничества деловых кругов в Организации действует Деловой совет ГУАМ.

В 2004 году учреждена Парламентская Ассамблея ГУАМ, в состав которой входят три комитета: политический; торгово-экономический; по вопросам науки, культуры и образования.

Государства-члены ГУАМ взаимодействуют в рамках международных организаций, в частности ООН и ОБСЕ. ГУАМ активно сотрудничает с другими государствами. В соответствии с Рамочной программой ГУАМ-США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков . В ГУАМ существует статус наблюдателя и партнера. Организация заявляет про свою открытость к сотрудничеству с третьими государствами и международными организациями, которые разделяют ее цели и принципы, а также готовы участвовать в реализации совместных инициатив.

СНГ

Решение о создании СНГ было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991г. Государства СНГ признали, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой через общие координирующие институты Содружества, относятся:

- координация внешнеэкономической деятельности;

- сотрудничество в формировании общего экономического пространства, -общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

- вопросы миграционной политики;

- борьба с организованной преступностью.

Соглашении о создании СНГ было ратифицировано Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991г. В тот же день Верховный Советом РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР 1922г.

21 января 1992г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на встрече в Алма-Ате приняли Декларацию, в которой было подтверждено прекращение существования СССР и образование СНГ. Тогда же, в соответствии с Соглашением о координационных институтах СНГ, было принято решение о создании высших органов Содружества – Совета глав государств и Совета глав правительств.

Целями Содружества являются:

- осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;

- развитие государств-членов в рамах общего экономического пространства;

- обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

- свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;

- правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;

- мирное разрешение споров между государствами – членами СНГ.

Органы СНГ:

Совет глав государств

Совет глав правительств

Совет министров иностранных дел

Координационно-консультативный комитет

Совет министров обороны

Совет командующих Пограничными войсками

Экономический суд

Местопребывание Исполнительного секретариата СНГ – г.Минск.

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

- межгосударственная ассоциация свободной торговли;

- таможенный союз;

- общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- валютный союз.

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992г. в Ташкенте главами 6 государств СНГ – России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. Впоследствии к нему присоединились Азербайджан (24 сент. 1993) и Белоруссия (31 дек. 1993) Известен также как «Ташкентский договор».

Государства–участники берут обязательство « воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами».Оказывать помощь государству- участнику Договора в случае совершения против него акта агрессии в порядке осуществления права на коллективную оборону.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на 5 лет с последующим продлением. Протокол о продлении Договора 2 апреля 1999 г. подписали 6 государств (кроме Грузии, Азербайджана и Узбекистана).

1 ноября договор зарегистрирован в секретариате ООН.

Основным органом ДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ).

Консультативными органами СКБ являются Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств-участников и Комитет секретарей советов безопасности государств- участников.

28 апреля 2003 г. на саммите Росси, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Беларусь официально объявили о создании Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).Задачи организации: «государства – члены ОДКБ объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, организованной транснациональной преступностью и др. угрозами безопасности».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.