Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Принципы проведения сертификации продукции



Принципы проведения сертификации продукции

В начале 90-х годов российский внутренний рынок стреми­тельно заполнялся различными товарами, в основном зарубеж­ного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответ­ствия их качества российским требованиям и нормам, а также и недоброкачественность. Такая ситуация потребовала дейст­венных мер, и как единственная форма подтверждения соот­ветствия была введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков российской системы сертификации. Но следует учесть, что если сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России ее возраст исчисляется девятью годами. Потребность общества в радикальных переменах в эконо­мике, форсируемый переход к рыночным отношениям не дава­ли возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так и нормативное базирова­лось на рекомендациях и руководствах ИСО/МЭК. В послед­ние годы стало очевидным, что отставание практики россий­ской сертификации, ее организации, применение сертифика­ции в качестве единственного способа подтверждения соответ­ствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением в ВТО, также касались и сертификации.
Для решения данной проблемы разработаны меры, изло­женные в Концепции совершенствования системы сертифика­ции и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реа­лизация концепции дает возможность:


• найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию,


• создать благоприятный климат для добросовестных и за­конопослушных производителей и

поставщиков товаров,


• обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.


Положительным итогом сертификации в России является создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно потому, что переход к подтверждению соответствия пу­тем декларации изготовителя, по мнению специалистов Гос­стандарта, не потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время и осознание изготовителями их полной ответст­венности за свои заявления и декларации, что, видимо, и со­ставляет основную проблему. Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополне­ний и изменений во все законодательные акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы сертификации и внедрения ее в практику. Конечно, для этого потребуется определенный период, в течение которого будет действовать нормативная база, обеспечивающая серти­фикацию, введенную в России в 1992 г.
Рассмотрим ее организационные и методические принципы:


• обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;


• объективность и независимость от изготовителя и потре­бителя;


• профессиональность испытаний;


• исключение дискриминации по отношению к иностран­ным заявителям;


• право заявителя выбирать орган по сертификации и ис­пытательную лабораторию;

ответственность участников сертификации;


• открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответ­ствия;


• многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;


• использование в деятельности по сертификации реко­мендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организа­ций, положений международных стандартов и других международных документов;


• признание аккредитации зарубежных органов по серти­фикации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;


• соблюдение конфиденциальности информации, состав­ляющей коммерческую тайну;


• привлечение в необходимых случаях к работам по серти­фикации обществ потребителей.


На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции.
По данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасной продукции составляет 90%. Если базироваться на этих данных, то масштаб обязательной сертификации в России при­обрел бы совершенно несоизмеримую с мировой практикой ве­личину не только по объему, но и по затратам. Согласно зада­чам, которые определены Концепцией, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, теперь будут отнесены только те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их выявления необходимо провести соответ­ствующую работу. На сегодняшний день в номенклатуру про­дукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены только те объекты, которые в соответствии с законо­дательством проходят сертификацию в системе ГОСТ Р под ру­ководством Госстандарта РФ. В номенклатуру входят товары для личных нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и услуги тех же профилей. Головной организацией, которая составляет номенклатуру и вносит в нее требуемые коррективы, является ВНИИС.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.