|
|||
Введение. Система сертификации ГОСТСтр 1 из 6Следующая ⇒ Введение Сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров[1]. Сертификация проводится органом по сертификации, которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные (официально признанные органом по аккредитации компетентными выполнять работы в определенной области оценки соответствия) в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Сертификация проводится по специально разработанным схемам. Результатом проведения процедуры по сертификации является получение заявителем сертификата соответствия, выдаваемого сертификационным органом. Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Целью данной работы является изучение сертификации туристских услуг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить систему сертификации ГОСТ; 2. Изучить обязанности органа по сертификации; 3. Рассмотреть этапы сертификации туристских услуг; 4. Рассмотреть схемы сертификации. Теоретической базой послужили труды российских ученых, постановления Госстандарта России, Федеральный закон.
1. Система сертификации ГОСТ
Сертификация туристских услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований (стандартов) к выполнению работ или оказанию услуг (в том числе туристских), а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Важным элементом в системе технического регулирования является такая категория, как технический регламент. В Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. технический регламент рассматривается как документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам, подлежащим техническому регулированию. Данный документ принимается международным договором РФ, ратифицированным в определенном порядке, который (порядок) устанавливается законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ. Согласно ст. 44 Федерального закона «О техническом регулировании», технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила и нормы стандартизации, информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Данный информационный фонд является государственным информационным ресурсом. Согласно гл. 2 «Технические регламенты» Федерального закона «О техническом регулировании», основными целями принятия технических регламентов являются: о защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; о охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений; о предупреждение действий, которые могут способствовать заблуждению потребителей и покупателей. В иных целях принятие технических регламентов не допускается. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также нормам и правилам, установленным международными стандартами. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна опубликовываться после каждого ежегодного уточнения. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан. В этих случаях технический регламент требует информирования приобретателей о вероятном вреде и о факторах, от которых он зависит. Основными принципами технического регулирования отношений в области предоставления туристских услуг являются: Ø о применение единых правил установления требований к выполнению работ или оказанию услуг клиентам туристских компаний; Ø о соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы; Ø независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей туристских услуг; Ø единство требований технических регламентов независимо от видов сделок; недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении сертификации; Ø недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации; Ø недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; Ø недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований регламентов. Требования технических регламентов не могут препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности, они имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент. Сертификация туристских услуг и услуг гостиниц является одним из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, дающих возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», применяемому при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к выполнению работ или оказанию услуг (в частности, услуг туристам), под сертификацией понимается форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Система сертификации представляет собой совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Индустрия туризма введением стандартов на туристское обслуживание, применением сертификации услуг определяет способы и критерии качества своей деятельности и позволяет создать у потребителей уверенность в том, что удобства или услуги предоставляются туристу и экскурсанту в рамках четко определенных норм и правил. Поскольку туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта, то вопрос сертификации турпродукта рассматривается на основании законодательства по сертификации услуг[2]. До принятия ФЗ «О техническом регулировании» сертификация туристского продукта являлась обязательной процедурой, а предоставление сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности являлось одним из основных условий получения лицензии на туроператорскую или турагентскую деятельность. Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия. Исходя из п. 2 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании», обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции. Согласно п. 1 ст. 21 этого же закона, работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения соответствия. Добровольное подтверждение соответствия турпродукта – это добровольное документальное удостоверение соответствия оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров[3]. Процедура подтверждения соответствия турпродукта проводится в следующих целях: Ø удостоверение соответствия услуг техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; Ø контроль безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей; Ø содействие приобретателям в компетентном выборе услуг; Ø повышение конкурентоспособности услуг на российском и международном рынках; Ø создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. Таким образом, на сегодняшний день сертификация продукта туристической сферы является не обязательной, а добровольной и проводится в соответствии с Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 года № 17. Работа по сертификации туристических и экскурсионных услуг проводится в соответствии с Перечнем туристических услуг и услуг средств размещения, их характеристик и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация.[4] Объектами сертификации в сфере туризма являются туристические услуги и услуги средств размещения, которые оказываются туристической фирмой независимо от того, какую организационно-правовую форму и форму собственности при регистрации выбрали ее владельцы. Согласно Перечню туристических услуг и услуг средств размещения добровольному подтверждению соответствия могут быть подвержены следующие составляющие туристского продукта: Ø услуги туроператора по организации внутреннего туризма; Ø услуги туроператора по организации выездного туризма; Ø услуги туроператора по организации въездного туризма; Ø услуги турагента; Ø отдельные услуги туроператора и турагента (для въездного и внутреннего туризма); Ø обучение основам туристических и альпинистских навыков; Ø организация экскурсий (для въездного и внутреннего туризма); Ø услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги специализированных средств размещения. В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании» добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя. Условия проведения процедуры подтверждения соответствия определяются договором между заявителем и органом по сертификации.
|
|||
|