4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачётных единицы, 180 часов.
4.1 Распределение часов по учебному плану
Курс | Семестр | Трудоемкость | Виды контроля | |||||||||
Зачетные единицы | Всего | Лекции | Лаборат. занятия | Практич. занятия | Конс. | СРС | Промежу-точный контроль | Экзамен | Зачет | Задание | ||
- | + | - | + |
4.2 Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Лаборат. занятия | Практ. занятия | Конс. | СРС | |||||
1. | Физические свойства влажного воздуха | 1-2 | - | прием индивидуальных задач | |||||
2. | Системы и установки кондиционирования воздуха | 3-6 | - | прием индивидуальных задач и рефератов | |||||
3. | Системы отопления и вентиляции | 7-8 | - | прием рефератов | |||||
4. | Построение процессов обработки воздуха в СКВ | 9-12 | - | прием индивидуальных задач и рефератов | |||||
5. | Выбор оборудования СКВ | 13-15 | - | прием индивидуальных задач и рефератов | |||||
6. | Расчетно-графическое задание | 16-17 | защита РГЗ | ||||||
7. | Итоговый контроль | - | Экзамен |
4.3. Содержание дисциплины
4.3.1. Лекционные занятия
4.3.2. Практические занятия
Задача практических занятий заключается в освоении студентами на конкретных примерах основных методов расчета систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Студентам предлагается выполнить курсовую работу на тему: «Проектирование систем кондиционирования воздуха» по дисциплине «Вентиляция и кондиционирование воздуха».
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Физические свойства влажного воздуха | Определение абсолютной и относительной влажности влажного воздуха, его плотность и влагосодержание (4) | |
Системы и установки кондиционирования воздуха | Изучение конструкции и принципа действия основных элементов кондиционера БК-1500 (2). Изучение схем центральных СКВ (4) | |
Системы отопления и вентиляции | Аэродинамический расчет воздуховодов (4) |
Модуль 2. Проектирование систем кондиционирования воздуха
Структура модуля 2
№ п/п
| Раздел дисциплины | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов |
Промежуточный контроль. Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | ||||
Лекции | Лаборат. занятия | Практ. занятия | ИРС | СРС | ||||
1. | Построение процессов обработки воздуха в СКВ | 9-14 | - | 10, 12, 14 недели – прием индивидуальных задач и рефератов | ||||
2. | Выбор оборудования СКВ | 15-17 | - | 15, 17 недели – прием индивидуальных задач и рефератов | ||||
3. | Курсовая работа | 10-16 | 17 неделя – защита курсовой работы | |||||
4. | Экзамен | + |
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВО при изучении дисциплины «Системы обеспечения жизнедеятельности» предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины). Во время лекций и практических занятий предусмотрено активное участие студентов и анализ понимания ими рассматриваемых тем.
В учебном процессе широко используются как традиционные, так и интерактивные формы проведения аудиторных занятий. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует более успешному формированию и развитию у обучающихся соответствующих компетенций. В целом интерактивные занятия составляют 44% объема аудиторной работы.
Побригадное групповое обсуждение наиболее эффективно при проведении лабораторных занятий – практика показала, что оно не только помогает осваивать изучаемый материал, но и значительно сокращает временные затраты как на выполнение лабораторных работ, так и на их защиту.
Метод деловых игр можно использовать косвенно в виде модели научного обсуждения на семинарах. Это развивает способность студента к коллективному мышлению и совместной выработке решения. В качестве темы игры рекомендуется установить соответствие между хорошо знакомым явлением и изученным физическим законом.
Разбор конкретных ситуаций можно использовать на семинарах, как и предыдущий метод, а также при защите лабораторных работ. В качестве обсуждаемой проблемы здесь отлично выступает та или иная ситуация, имевшая место при решении научной либо научно-практической задачи, а также при эксплуатации того или иного оборудования. Вместе с тем такие приемы рекомендуются применять в первую очередь с наиболее успевающими студентами (прежде всего для выявления склонности к научной работе).
Ниже приведено распределение интерактивных технологий по видам учебных занятий, а также общее соотношение занятий, проводимых в традиционной форме и с использованием интерактивных технологий.
Семестр | Распределение нагрузки в часах по видам учебной работы | Итого аудиторной работы за семестр | ||||||
Лекции, час | Лабораторные занятия, час | Практические занятия, час | ||||||
Всего | Из них с использованием интерактивных технологий | Всего | Из них с использованием интерактивных технологий | Всего | Из них с использованием интерактивных технологий | Всего | Из них с использованием интерактивных технологий | |
- | - |
Семестр | Неделя | Лекции | Практические занятия |
Физические свойства атмосферного воздуха. Основные процессы изменения состояния влажного воздуха и их изображение в H-d диаграмме. | Разбор конкретных ситуаций | ||
Тепловлажностное отношение, угловой масштаб тепловлажностного отношения. Возможные процессы взаимодействия влажного воздуха с водой. | Метод деловых игр | ||
Краткая история и особенности развития отопительно-вентиляционной техники в России и за рубежом. | Разбор конкретных ситуаций | ||
Классификация СКВ. Конструкции местных кондиционеров. | |||
Центральные кондиционеры и их элементы. | Побригадное групповое обсуждение | ||
СКВ с рециркуляцией воздуха. | Метод деловых игр | ||
Общие сведения о системах отопления. Назначение систем отопления и требования к ним. Системы воздушного, лучистого, электрического отопления. Нагревательные приборы и другое оборудование систем центрального и местного отопления. | Разбор конкретных ситуаций | ||
Промышленная вентиляция. Гигиенические и технологические задачи вентиляции. Аэрация промышленных зданий, воздушные души, завесы. Конструктивные элементы систем вентиляции. | Метод деловых игр | ||
Технико-экономическое задание на проектирование СКВ. | Побригадное групповое обсуждение | ||
Расчетные параметры наружного и внутреннего воздуха. Составление балансов по теплу, влаге, вредным выделениям и пыли в помещениях. Построение процессов изменения состояния воздуха. | Побригадное групповое обсуждение | ||
Определение необходимого количества воздуха и кратности воздухообмена. Рабочая разность температур. | Разбор конкретных ситуаций | ||
Анализ работы прямоточной СКВ для зимнего, летнего и промежуточного периодов года. Определение тепловой нагрузки на основное оборудование. | |||
Работа СКВ с одной и двумя рециркуляциями. Центральные СКВ с зональными воздухонагревателями. Двухканальные СКВ. | Побригадное групповое обсуждение | ||
Центрально-местная система кондиционирования воздуха. СКВ с эжекционными и вентиляторными доводчиками. | |||
Выбор и расчет калориферов первого и второго подогревов, камеры орошения, оборудования холодильной машины и другого оборудования. | Разбор конкретных ситуаций |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебное методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Индивидуальное домашнее задание
Студенты выполняют индивидуальные задания. Прием заданий и рефератов проводится на основе индивидуального собеседования.
Курсовая работа к модулю 2 – Расчет центральной системы кондиционирования воздуха для прямоточной схемы и с рециркуляциями.
6.2. Вопросы к экзамену
Перечень вопросов к экзамену
1. Физические свойства воздуха.
2. Устройство H – d диаграммы влажного воздуха.
3. Основные процессы изменения состояния влажного воздуха и их изображение в H – d диаграмме.
4. Тепловлажностное отношение. Угловой масштаб тепловлажностного отношения.
5. Построение процессов взаимодействия воздуха с водой.
6. Классификация систем кондиционирования воздуха. Назначение, области применения.
7. Системы и установки кондиционирования воздуха.
8. Центральные и местные СКВ.
9. Принципиальные схемы СКВ
10. .Конструкция и принцип действия местного кондиционера БК-1500.
11. Центральные однозональные прямоточные СКВ. Изображение процесса обработки воздуха в H – d диаграмме.
12. Центральные одноканальные СКВ с одной рециркуляцией.
13. Центральные одноканальные СКВ с двумя рециркуляциями.
14. Определение тепловой нагрузки на основное оборудование СКВ.
15. Центральные многозональные одноканальные прямоточные СКВ.
16. Центральные многозональные двухканальные прямоточные СКВ.
17. Центральные многозональные двухканальные прямоточные СКВ с рециркуляцией.
18. Конструкции поверхностных воздухонагревателей. Последовательность их расчета.
19. Конструкция и принцип действия оросительных камер.
20. Последовательность расчета оросительных камер. Коэффициент орошения.
21. Увлажнение, охлаждение и осушка воздуха в оросительных камерах.
22. Фильтры, применяемые в СКВ.
23. Клапаны, применяемые в СКВ.
24. Шумоглушители, применяемые в СКВ.
25. Вентиляторные установки в СКВ.
26. Центральные кондиционеры. Типы и серии.
27. Технико-экономическое задание на проектирование СКВ.
28. Выбор расчетных параметров наружного воздуха.
29. Выбор расчетных параметров внутреннего воздуха.
30. Тепловой баланс кондиционируемого помещения.
31. Баланс по влаговыделениям в кондиционируемом помещении.
32. Балансы по пыли и вредным газовыделениям в кондиционируемом помещении.
33. Определение количества приточного воздуха.
34. Тепловлажностный режим кондиционируемого помещения.
6.3. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины. Сроки и формы контроля компетенций
№ | Компетенция | Форма контроля |
ПК-1 | способность участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования энергоообъектов и их элементов в соответствии с нормативной документацией | Доклад. 1 теоретический вопрос. |
ПК-2 | способность проводить расчеты по типовым методикам, проектировать технологическое оборудование с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием | Доклад. 1 теоретический вопрос. |
ПК-3 | способность участвовать в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных разработок энергообъектов и их элементов по стандартным методикам | Доклад. 1 теоретический вопрос, 1 практический вопрос. |
6.4. Рейтинговая система оценки знаний
Практические занятия – 40 баллов.
Расчетное задание – 60 баллов.
Зачет: теоретический вопрос – 50 баллов;
практический вопрос – 50 баллов.
6.5. Обеспечение самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы | Подготовка к лекциям | Подготовка к практическим занятиям | Подготовка к лабораторным занятиям | Выполнение задания |
Объем за семестр в соответствующих единицах | - | 1 (курсовая работа) | ||
Нормировка на единицу | 0,5 часа на 1 час | 1 час на 1 час | 0,5 час на 1 час | 2 час на 2 листа |
Требуемый объем | - | |||
Всего за семестр | Не менее 91 | |||
СРС по плану |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература:
1. Погодина, Л.В. Инженерные сети, инженерная подготовка и оборудование территорий, зданий и стройплощадок [Текст] : учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К », 2008.- 476с.
2. Инженерные сети, оборудование зданий и сооружений [Текст]: учебник / Е.Н.Бухаркин, К.С.Орлов, О.Р.Самусь и др.; Под ред. Ю.П.Сосина. - М.: Высш. шк., 2008.- 415с.
3. Свистунов В.М., Пушняков Н.К. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха объектов агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, СПб.: Политехника, 2004. – 423с.
б) Дополнительная литература:
1. Сибиркин Ю.Д. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
2. Свистунов В.М., Пушняков Н.К. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха объектов агоропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, СПб.: Политехника, 2004. – 423 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Факультетский компьютерный класс для самостоятельной работы; пакет программ MS Excel, AutoCad, Revit и т.д., доступ к сети Интернет во время самостоятельной подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 13.03.01 – «Теплоэнергетика и теплотехника» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2014 г. № 1499, требованиями, предъявляемыми к содержанию дисциплины, и с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса в Липецком государственном техническом университете.
Для категории маломобильных граждан предусмотрено проведение лекционных занятий в корпусе №9 университета, который оборудован пандусом на входе, а также лифтами.
Лица с нарушением слуха имеют возможность посещать лекции в аудиториях, оснащенных звукоусиливающей аппаратурой, а также пользоваться электронными материалами, размещенными в репозитории ЛГТУ.
Для слабовидящих студентов предусмотрены электронные лекционно-методические материалы с укрупнённым шрифтом.
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ОПОП ВО (при наличии) по направлению и профилю подготовки 13.03.01. «Теплоэнергетика и теплотехника».
Автор ________________________ Шарапов А.И.
Эксперт ________________________
Программа одобрена на заседании кафедры промышленной теплоэнергетики «___»_____________201__ года, протокол №__.
Председатель ОПН ______________ Губарев В.Я.
«___» _______________20___г.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|