Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Роль музыки в жизни поколения Z.



 

Драндина, Полобок, СПУ, ГУУ.

«СоциоТандем»

Роль музыки в жизни поколения Z.

Прежде всего, данная исследовательская работа носит в себе не только эмпирическую ценность, но и теоретическую. При помощи различной литературы и анализа разрозненных источников была выведена классификация функций музыки. Музыка выполняет такие функции: воспитательную, ценностную, коммуникативную, идентификационную, а также является средством самовыражения. Целью данного исследования было оценить роль музыки через изучение ее функций и их роли в жизни поколения Z.

Слово «молодежь» в работе не используется, так как это очень обобщенная группа людей, а у термина «поколение Z» есть четкая характеристика: люди, рожденные в период с 1995 по 2012 [1]. В нашей работе была взята за генеральную совокупность группа людей, рожденных в период с 1997 по 2003 года, ибо именно эта часть людей, во-первых, соответствует реальному «поколению Z» в нашей стране (одна из характеристик – пользование новыми технологиями (интернет, виртуальная реальность и пр.), в нашей стране эти технологии пришли позднее), во-вторых, люди, родившиеся позже 2003-го года, скорее всего, не дали бы точных ответов, которые соответствовали бы их личному мировоззрению, у большинства в этом возрасте оно только формируется и часто меняется, в-третьих, мы поместили людей 2000-го года рождения в середину этой генеральной совокупности, так как респондентов этого возраста было предсказуемо больше. При этом были сформированы возрастные группы, где в первой группе были объединены лица, родившиеся в промежуток от 1997-го до 1999-го года включительно, во второй группе люди, рожденные в 2000-ом году, а в третьей – в промежуток от 2001-го до 2003-го года включительно. Что касается состава респондентов по половому признаку, то после ремонта выборки соотношение стало равным. В общей сложности было опрошено 176 респондентов. Глубинное интервью было проведено с 10-ю людьми.

Анализ анкетного вопроса и глубинного интервью предоставляется совместный, так как при помощи результатов интервью удалось «прокомментировать» результаты опроса. Изначально, исходя из задач, и анкетный опрос, и интервью, и теоретический анализ делились на смысловые блоки, поэтому нарушать этот ход не будем и тут. Каждый блок или подблок соответствует функции музыки или части функции. Чтобы не утомлять огромным количеством цифр и переменных, тут также будут приведены графики с основными показателями.

При изучении ценностной функции были изучены музыкальные традиции и их роль в жизни поколения Z, а также выражение ценностей при помощи музыки. На данном графике видно, что, несмотря на то, что более половины музыкальные традиции знает, лишь около десятой опрошенных их соблюдает. Можно сделать вывод, что традиции для данного поколения не так актуальны.

 

К выражению ценностей при помощи музыки большинство относится положительно или нейтрально. Данный вопрос был раскрыт при помощи глубинного интервью, потому стали ясны обоснования тех или иных мнений. Мнение тех, кто относится положительно, заключается в том, что это действительно хороший способ донести до людей свою позицию, также это дает человеку, который слушает, ощущение, что у него есть поддержка, если мнения у автора и у слушателя совпадают, кроме того, по мнению некоторых именно для этого музыка и создана. Те, кто относится нейтрально, считают, что каждый вправе творить, как хочет, и без тематических ограничений, что главное – качество. Сторонники негативного отношения говорят о том, что музыка должна, наоборот, отвлекать от внешнего мира. Некоторые отмечают, что выражение ценностей при помощи музыки бесполезно и что все исполнения таких идей, которые они слышали, им качественными не показались. Можно сказать, что данный аспект этой функции действительно играет роль в жизни поколения Z.

 

Следующая функция, коммуникативная, как и предполагалось, не играет большой роли в жизни респондентов. По первым трем столбцам видно, что у многих музыкальные вкусы с друзьями совпадают, однако большинство отмечает, что музыка в их общении роли не играет, это видно по столбцам фиолетового цвета.

 

Идентификационная функция включает в себя понятие музыкальных субкультур. Как можно заметить, большинство респондентов не относит себя к представителям музыкальных субкультур. Возможно, это связано со стереотипным восприятием термина «музыкальная субкультура». Это можно дополнить результатами глубинного интервью, так как некоторые респонденты говорили, что для причисления себя к членам субкультуры надо по-особенному выглядеть, соответствовать визуальной стереотипной картинке.

 

Кроме того, несмотря на то, что большинство либо общаются с представителями музыкальных субкультур или были бы не против такого общения, есть также процент людей, который не хотел бы такого общения. В связи с результатами по этим двум вопросам было проведено исследование стереотипов о музыкальных субкультурах.

 

На данном графике можно увидеть отношение респондентов к представителям перечисленных музыкальных субкультур. Из количественных данных было ясно, что лучше всего относятся к рэперам, хип-хоперам, также к поклонникам классической музыки, джаза и блюза, а хуже всего – к готам, эмо и поклонникам музыки стран Азии. По результатам интервью также выяснилось, что наиболее положительные стереотипы у респондентов именно по отношению к рэперам, хип-хоперам, они охарактеризованы как активные, веселые люди, а наиболее отрицательные – к готам, эмо, они охарактеризованы как депрессивные, и поклонникам музыки стран Азии, они ассоциируются с излишне эмоциональными девочками.

Таким образом, несмотря на то, что сами респонденты в большинстве не связывают себя с определенной музыкальной субкультурой, они могут иметь определенные стереотипы, которые также влияют на их жизнь. Они могут предвзято относиться к представителям музыкальных субкультур и ставить себя в противовес им.

Самовыражение при помощи музыки делится на выражение своего эмоционального состояния, настроения, и на непосредственное творчество.

На данном графике можно увидеть, что некий процент людей занимается музыкальным творчеством, не имея музыкального образования. По результатам опроса, большинство респондентов занимаются пением или сочинением песен. Кроме того, большинство отмечает, что на творчество их часто вдохновляет эмоциональное состояние, у большинства это грусть и мечтательность.

 

 

На данном графике видно, что абсолютное большинство считает, что музыка помогает в контроле эмоций. При этом по результатам интервью, многие респонденты отметили, что музыка становится их поддержкой в тяжелые времена, может помочь повысить продуктивность. Многие также отмечают, что музыка часто соответствует их настроению. Следовательно, данная функция действительно играет важную роль в жизни поколения Z.

 

В целом, большинство респондентов отмечает, что музыка играет важную роль в их жизни. Кроме того, большинство респондентов – меломаны, слушают разную по жанрам музыку. Был также проведен анализ по возрастным категориям и по полу, выяснено, что в данной теме существенных различий между полами и возрастами не отмечается. Есть различия только в предпочтениях в музыке, девушки больше склонны слушать поп-музыку или быть меломанами, остальные жанры больше слушают молодые люди. Также было проведено сравнение результатов с исследованием десятилетней давности, выявлено, что в то время также большинство было меломанами, также отмечало важную роль музыки в их жизни.

 

В целом, представители поколения Z считают, что музыка играет важную роль в их жизни. Музыка становится для них каналом самовыражения, причем они не только занимаются творческой деятельностью, но и выражают свое эмоциональное состояние при помощи музыки. И хотя большинство людей не отождествляют себя с представителями музыкальных субкультур, данное явление все равно играет роль в их жизни, так как образуются стереотипы, а значит, влияние на общение между людьми и группами все равно присутствует. Можно сказать, что люди относятся к музыкальным субкультурам не как к возможности примкнуть к ним, а как к возможности показать свое неучастие в них, поскольку большинство музыкальных субкультур оценивается представителями данного поколения негативно, существует много негативных стереотипов. Кроме того, представители поколения Z положительно относятся к выражению ценностей при помощи музыки, многие считают, что это продуктивный канал влияния или получения поддержки от других.

 

Список литературы

1. Generations X,Y, Z and the Others // socialmarketing.org URL: http://socialmarketing.org/archives/generations-xy-z-and-the-others/

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.