|
|||
Ритм в живописи
РИТМ В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой. Слово ритм (греческое rhythmos — движение, такт), происходит от rhein — течь. В музыке, поэзии это понятие передаёт "текучесть", напевность мелодии, речи. Ритм является одним из основных элементов выразительности мелодии. Одни ритмы характерны, например, для маршей, другие — для колыбельных и т. д. И в архитектуре ритм — средство воздействия на наши чувства. Например, анфилада, с её ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных вдоль одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов. Примером этого может служить огромная лестница мемориала памяти освободительной русско-турецкой войны, построенного в Болгарии на Шипке. Ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение. В живописи ритм также играет огромную роль. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно действует на него, настраивая на нужный лад. Ритм может быть передан любым из основных элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека. В картине Веласкеса "Сдача Бреды" ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. В картине использован принцип антитезы: противопоставлены друг другу два войска — голландское и испанское. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года. Веласкес с уважением изображает голландских воинов, проявивших стойкость и мужество при длительной обороне своей крепости. Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами. Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени. Основную причину победы испанских войск Веласкес видит в организованности, дисциплине профессиональной испанской армии. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Неорганизованность и стихийность голландского ополчения передана разнообразием одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Несмотря на значительность момента, регламентированность процедуры передачи ключей, голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Напротив, монолитность, дисциплинированность испанской армии, её упорядоченный строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх. Недаром старое название картины — "Копья". В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. При симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость. Поэтому подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Здесь этот ритм подчёркивает торжественность события передачи ключа от Бреды, изображённого как раз в центре картины. Склонённые фигуры полководцев в центре напоминают триумфальную арку, символизирующую победу.
Аналогичный веерообразный ритм использует О. А. Кипренский в "Портрете Е. С. Авдулиной". Склонённой вперед позе Авдулиной вторит наклонённая осыпающаяся веточка гиацинта, линия подоконника, опущенный вниз свёрнутый веер. Этот "падающий" ритм подчёркивает мысль об угасании жизненных сил.
. Ритм в живописи Ритм – один из важнейших способов организации художественного произведения и составляющая композиции. Опираясь на ритмический рисунок картины, мы можем говорить о разных видах композиции. Часто ритм связан с движением в рисунке, с его чередованием и повторением (рефренами) и остановками (паузами). Ритмическая организация всегда взаимосвязана со следующими факторами: · Форматом холста; · Типом композиции; · Движением в картине (статикой или динамикой).
Ритм в живописи является многоплановым и может проявляться в таких аспектах: · В распределении света; · В расположении цветовых пятен; · В технике нанесения красочного слоя (мазка); · В рисунке поз, складок, расположении предметов и фоновых (пейзажных) элементов; · В передаче движения. В ритме передачи движения и основных линий можно определить такие основные типы: · Веерный, диагональный, круговой, линейный – типы ритма, характеризующие рисунок движения; · Геометрический: квадратный, треугольный, круговой – типы ритма, характеризующие статические элементы (позы, складки, предметы и т.д.). Подумайте, каков тип композиции? (симметричность – устойчивость, асимметрия – неустойчивость, центрическая композиция – главный герой в центре произведения, Анализ ритмической организации произведения живописи – самый сложный из этапов стилистического разбора. Он опирается на все предыдущие этапы, и связан в первую очередь с характером композиции и движения в произведении. Поэтому в самом начале мы должны определить тип композиции. Вопрос 2. Есть ли в картине ощущение движения? Как это решает художник? Вопрос 3. Каков характер ритма движения в картине? Вопрос 4. Каков характер ритма поз персонажей и изображенных предметов? ( как располагаются основные линии и каких линий больше – горизонтальных, вертикальных или диагональных; ломаных или закругленных.)
|
|||
|