Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мотивы обучения



Мотивы обучения

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

1. ТЕСТ ПАВЛОВА И.П.

(Определение функциональной асимметрии полушарий)

Возрастная категория: с 1 по 4 класс.

Время, затрачиваемое на проведение: 5 - 7 минут.

Время на обработку одного класса: 10 минут.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представления о трех типах: «мыслительном», «художественном» и среднем, промежуточном. По представлению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которые существует в их совместной деятельности

Инструкция: разложи карточки 3 на 3 группы так, чтобы в каждой было что-то общее.

Наглядный материал: 9 карточек, на каждой написано по одному слову:

«КАРАСЬ», «ОРЕЛ», «ОВЦА», «ПЕРЬЯ», «ЧЕШУЯ»,

«ШЕРСТЬ», «ЛЕТАТЬ», «ПЛАВАТЬ», «БЕГАТЬ»

Оценка результатов:

1 ВАРИАНТ

1-я группа карточек: «карась», «орел», «овца»

2-я группа карточек: «бегать», «плавать», «летать»

3-я группа карточек: «шерсть», «перья», «чешуя»

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает 2-я сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

2 ВАРИАНТ

1-я группа карточек: «карась», «плавать», «чешуя»

2-я группа карточек: «орел», «летать», «перья»

3-я группа карточек: «овца», «бегать», «шерсть»

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает 1 сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

3 ВАРИАНТ

Одновременное выполнение 1, 2 варианта теста. Смешанный тип.

2. Теоретическое сопровождение диагностика и мониторинг

«Основные типы функциональной организации мозга».

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ ТИП - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел, классическая посадка за партами.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ ТИП - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: гештальт, творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска - темный мел. для организации невербального общения правополушарных учащихся в классе их необходимо посадить полукругом.

РАВНОПОЛУШАРНЫЙ ТИП - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Однако врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое, причем межполушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого с левым. Поэтому при активизации левого полушария правое вовлекается в работу.

3. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА»

Возрастная категория: с 1 по 11 класс.

Время, затрачиваемое на проведение: 10 - 15 минут.

Время на обработку одного класса: 10-15 минут.

I. Для определения ведущей руки используются следующие способы:

Способ Тодора и др.: измерить скорость выполнения какого-либо задания каждой рукой, потом двумя одновременно (например, как можно быстрей ставить точки карандашом на бумаге в течение фиксированного отрезка времени). Ведущая рука работает быстрее.

Способ Чернашека: перед ребенком - лист бумаги. В каждой руке - по карандашу. С закрытыми глазами ребенок рисует правой рукой квадрат, левой круг (затем: треугольник-квадрат, круг-треугольник и т.д. до восьми раз). При этом следует поторапливать ребенка. Не ведущая рука или повторяет движения ведущей или выполняет задания с опозданием.

Способ Членова: длина руки до конца третьего пальца больше на ведущей руке.

 Способ Сильвера: закрыть глаза, вытянуть руки горизонтально перед собой, ведущая рука выше.

Другие способы:

1. Аплодирование (ведущая рука - сверху).

2. Нанизывание бус на леску (активная рука ведущая).

3. Отвинчивание крышки у бутылки (активная рука - ведущая).

4. Попадание ниткой в игольное ушко (активная рука - ведущая).

5. Бросание мяча (ловит ведущей рукой).

6. Пользование расческой (активная рука - ведущая).

7. Открытие коробки с крышкой (активная рука - ведущая).

8. Завязывание узла (активная рука - ведущая).

9. Раздача карт (активная рука - ведущая).

Интерпретация: подсчитывается степень асимметрии по формуле: число проб, выполненных правой рукой минус число проб левой рукой, деленное на сумму проб и выраженное в процентах. При значении более +20% - преобладает правая рука, при значении менее - 20% - левая. При промежуточном значении - амбидекстрия.

II. Для определения ведущего глаза использовался следующий способ:

способ Фридляндера: ребенок берет в вытянутые руки карту с дыркой (диаметр не более 2-х см) и смотрит тестирующему, стоящему от ребенка не ближе чем 2 метра, в переносицу. Тестирующий видит в дырке ведущий глаз.

III. Для определения ведущего уха использовались следующие способы:

способ Бермана: прямо перед ребенком положить часы. Попросить наклониться к ним и послушать, тикают они или нет. Ухо, которое ребенок наклоняет к часам, является ведущим (повторить три раза);

способ Лурия: на просьбу прислушаться к шуму за стенкой (на улице) ребенок разворачивается ведущим ухом.

IV. Для определения ведущей ноги использовались следующие способы:

способ 1: попрыгать на одной ноге. Используется ведущая нога;

способ 2: «Какой ногой забиваешь гол в футболе?» Активная (в том числе и толчковая) нога – ведущая;

способ 3: «Закинь ногу на ногу». Ведущая нога сверху.

Группы риска

Особое внимание всегда требуется детям "группы риска", а это следующие категории:

Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь - дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.