Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Резолюция. межгруппового заседания Общественного совета. при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка. на тему ««Переход образовательного процесса в дистанционный формат: проблемы и возможные пути их решения»



Резолюция

межгруппового заседания Общественного совета

при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка

на тему ««Переход образовательного процесса в дистанционный формат: проблемы и возможные пути их решения»

Дата проведения: 30 апреля 2020 г.

Количество участников:65 человек

Признавая вынужденную необходимость организации дистанционного обучения по программам начального, основного и среднего общего образования в условиях принятия мер по распространению новой коронавирусной инфекции, Общественный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка определилосновные блоки проблем, возникающих в условиях вынужденного перехода образовательного процесса в дистанционный формат:

1. Проблемы резкого роста угроз физическому и психическому здоровью обучающихся.

2. Проблемы общепризнанного снижения качества образования при использовании существующих дистанционных технологий (вследствие отсутствия единых конкретных требований, неполной реализации образовательных программ, замещения воспитательной работы ее имитацией в отчетах и др.).

3. Социально-экономические проблемы (увеличение фактической нагрузки учителей, отсутствие необходимой материальной базы и умений, навыков педагогических кадров, рост уровня конфликтов в семьях, уровня тревожности детей и др.).

4. Проблемы доступности образования (лишение доступа к образованию в условиях отсутствия интернета или низкого качества связи, материальных, технических проблем).

5. Специфические проблемы отдельных категорий обучающихся (из многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которые требуют особого рассмотрения и дополнительных мер.

 

Общественный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка констатирует нарушения федерального законодательства, влекущие нарушение права несовершеннолетних на общее образование:

1. Временный переход на обязательное использование дистанционных технологий при освоении основных общеобразовательных программ повлек за собой нарушение статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей гражданам РФ бесплатное основное общее образование. Кроме того, в соответствии с ч. 3. статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Однако информационно-образовательные ресурсы общеобразовательных организаций не включены в перечень социально значимых сайтов, к которым основные операторы связи обязаны предоставлять доступ бесплатно. Таким образом, неизбежно возникает платность получения начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2. Нарушение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.10.18, п.10.19), СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и др.

3. ФГОС утверждены по уровням образования: Начальное общее образование (1 - 4 кл.), Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373; Основное общее образование (5 - 9 кл.), Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897; Среднее общее образование (10 - 11 кл.), Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.

ФГОС позволяют использовать дистанционные технологии, однако при этом информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Вместе с тем, реализация основных общеобразовательных программ с использованием лишь дистанционных технологий не позволяет выполнить в полном объеме ФГОС и неизбежно повлечет за собой их нарушение в части нарушения требований к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые должны обеспечивать соблюдение в том числе санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (п. 25 ФГОС НОО, п. 24 ФГОС ООО и ФГОС СОО).

 

В связи с вышеизложенным Общественный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка предлагает:

 

1. Использовать дистанционные образовательные технологии только в следующих случаях при грамотно построенном процессе обучения:

- при согласии родителей либо обучающихся, достигших возраста 18 лет;

- при нахождении ребенка на лечении, на длительном лечении, в том числе в медицинской организации;

- при прохождении ребенком-инвалидом курса реабилитации в стационарной форме, вне зависимости от длительности курса;

- при введении режима «повышенной готовности»;

- при введении режима «чрезвычайной ситуации».

 

2. Проработать комплекс мер по предотвращению нарушений законодательства в случае возникновения необходимости временного введения дистанционного обучения, включая введение требований компенсаций родителям (законным представителям) расходов на доступ в сеть интернет при дистанционном обучении, предоставления обучающимся технических средств, необходимых для дистанционного обучения.

 

3. Провести оценку максимально допустимого времени работы ребенка с электронными средствами взаимодействия для каждой группы возрастов школьников.

 

4. При переходе на дистанционное обучение в связи с введением режимов «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации» уменьшать учебную нагрузку для минимизации негативного влияния на физическое и психическое здоровье детей, психологический климат в семьях.  

 

5. Разработать и ввести в действие критерии оценки качества дистанционного образования для каждой из программ ФГОС, с учетом всех нормативов, и порядок ознакомления родителей и законных представителей с данной оценкой. Также необходимо вменить в обязанность центрам качества образования проведение независимой оценки качества, как выборочно, так и по требованию родителей (законных представителей).

 

6. Обратиться в Министерство просвещения РФ с просьбой разработать методические рекомендации к применению дистанционных образовательных платформ, методов и средств дистанционной формы обучения, а также организации удобной формы обратной связи ученик – учитель, учитывая возможности и ресурсы каждой семьи с детьми школьного возраста и каждой организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учётом возраста обучающихся (начальная, средняя и старшая школа).

 

7. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми школьного возраста, находящихся на учете в субъектах системы профилактики, применяя индивидуальный подход к организации обучения детей в семьях в трудной жизненной ситуации.

 

8. Разработать комплекс мер по совершенствованию практики  использования дистанционного обучения для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

 

9. Рассмотреть возможность сохранения хотя бы частичного контактного обучения (очного преподавания нескольких предметов) внутри организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время режима «повышенной готовности» и режима «чрезвычайной ситуации» в случае перехода данной организации на закрытый тип работы (самоизоляции).

 

10. В условиях наступления летнего периода Общественный совет считает крайне важным принятие комплекса мер по обеспечению летнего отдыха и оздоровления детей. Недопустимой при этом является организация отдыха в дистанционной форме.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.