|
||||||||||
Реформы в области просвещения.СЕНАТ (Высшая судебная инстанция)
Мировой суд Общий суд ( рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата городах и уездах ;мировой судья (члены данного суда (рассматривала вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных ценз). участием 12 присяжных преступлениях в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).
Новое судопроизводство означало: > одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, независимо от того, к какому сословию они принадлежали; > суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах; > вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат; > присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кроме рабочих и прислуги), — 12 человек определяли виновность или невиновность подсудимого; > меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смертной казни могли приговорить только специальные органы (военный суд или Сенат); > судьи назначались правительством, но уволить их можно было только по суду — это важнейший принцип судебного устройства, принцип несменяемости судей. 3.Военная реформа. Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель. Военная реформа проводилась до 1874 г. Милютин исходил из принципиального положения о необходимости сокращения армии в мирное время и ее значительного увеличения во время войны за счет обученных резервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Военная юридическая и Морская академии. В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к службе по здоровью. Срок службы в армии был значительно сокращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, во флоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, единственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имеющих высшее образование служба составляла полгода, для выпускников гимназий — полтора года, для окончивших городскую школу — до трех лет, для получивших начальное образование — до четырех лет. Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии. Итог: В результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа. 4. Реформы в области просвещения. Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Система образования после 1864 года: начальное образование среднее образование высшее образование (начальные школы различных типов: гимназии государственные, земские, церковно- приходские, воскрес- классические реальные Университеты ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый 3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав, дежь для пос- личным отраслям который восстановил их тупления в уни- промышленности автономию). верситеты). и торговли; доступ в университеты для их выпускников был закрыт).
Принимали детей всех сословий, но была высокая плата за обучение
|
||||||||||
|