|
|||
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: плюсы и минусыРАННЕЕ РАЗВИТИЕ: плюсы и минусы В последнее время среди родителей детей дошкольного возраста стали популярными всевозможные группы раннего развития. Раннее развитие превозносят до небес и ругают, рекламируют и «делают на нем деньги», спорят и экспериментируют. У чуткого и небезразличного к развитию своего ребенка родителя голова кругом идет от обилия предлагаемых образовательных методик, развивающих игр и дидактических материалов. Ребенок растет, время летит, а тебя все вокруг убеждают, что «после трех уже поздно». Вот почему хотелось бы поговорить о раннем развитии и о том, действительно ли оно так уж необходимо ребенку. Под «ранним развитием» обычно подразумевают интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте с рождения до четырех лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, а к шести-семи годам — на 90%, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал. В связи с чем вообще встает вопрос о раннем развитии детей? Ведь 200–300 лет назад люди растили своих детей без каких-либо специальных занятий. Дело в том, что образ жизни людей за последнюю сотню лет резко изменился. Эпоха индустриализации сделала среду для жизни более искусственной. Эта среда максимально защищает ребенка от настоящей жизни: звуков, естественных тактильных ощущений, впечатлений и навыков. Человек оторвался от земли и дома. Раньше малыш рождался и почти сразу входил в естественную среду обитания, имел неограниченный доступ к орудиям труда, разнообразным бытовым предметам, домашним животным — то есть ко всему, что сегодня именуется сенсорными стимулами. Малыш выходил во двор, шлепал босиком по траве, а в это время к коре головного мозга бежали тысячи сигналов с поверхности стопы. Тактильное восприятие развивалось естественно, само собой, плюс происходил массаж всех внутренних органов. Посмотрел налево — увидел красивую бабочку. Зрительное восприятие получило свою стимуляцию. Дошагал до курятника — а там и куры, и утки, и цыплята, которых можно потрогать, послушать, покормить. Эмоциональная сфера, зрительное восприятие, фонематический слух развиваются сами собой естественным образом. А вот мама подошла, взяла малыша на руки и отнесла в дом, посадила рядом и начала что-то готовить — мощнейший стимул для развития обоняния. Современный ребенок «заблокирован» в четырех стенах. Квартира для него — источник опасности и поэтому запретов: она напичкана большим количеством техники и предметов, которые родители вынуждены прятать. Выезд на природу — в качестве исключения или краткосрочного отпуска. А уж про то, чтобы свободно покопаться в грязи или попробовать на вкус кленовые парашютики, и речи быть не может! Зрение, слух и все внимание с самых ранних лет прикованы к монитору, а любимое занятие пальчиков — прикосновение к планшету. В советское время дети имели огромные возможности, так как культура дворовых игр была хорошо развита и распространена. Когда собиралась компания разновозрастных детей и затевала игру по определенным правилам, в маленьких головках шла мощная работа. Также была развита система бесплатных секций и кружков, где ребенок мог попробовать себя в разных видах деятельности. Сегодня родители не без оснований боятся отпускать своих детей играть во двор. Даже если двор благополучен, родители почему-то не догадываются научить своих детей коллективным играм. Мало кто из родителей знает о том, какие бесплатные секции и кружки действуют в их районе (бесплатных секций мало, но они есть). А школы развития или частные дома творчества, которые активно рекламируют свою деятельность, не все могут себе позволить. В результате увеличилось количество гиперактивных, неусидчивых, беспокойных детей с трудностями концентрации внимания. В этих ненормальных условиях раннее развитие детей, нейропсихологическое сопровождение дошкольников — это не просто модная тенденция, это насущная необходимость, труд и творчество одновременно. Каковы основные принципы всех методик раннего развития? - Неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения, что позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть более ловким, сильным, чувствовать себя увереннее. - Специально созданная жизненная среда, наполненная интересными и необычными объектами, которые малыш может изучать и разглядывать. - Разнообразные игрушки, часто из простейших материалов, дающие много самых разных ощущений: тактильных зрительных, звуковых. - Постоянные прогулки и экскурсии, беседы, обсуждения, чтение книг, рисование, музыка и многое другое. Какие существуют мифы, связанные с ранним развитием ребенка? Наверное, вам приходилось слышать такое мнение: «Я со своим ничем не занималась, и ничего – растет не хуже других!». А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше? Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Кроме того, информация для ребенка — это не желание и возможность, а необходимость. Занимаясь с ребенком, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире. Кто-то может сказать: «Пойдет в школу (садик) — там его научат». Так-то оно так, но как говорилось выше, чем позднее начинать, тем труднее будет овладевать знаниями. Представьте себе совершенно неподготовленного ребенка, начавшего с семи лет полный нагрузок процесс учебы, в котором все расписано по плану. Этот процесс требует от маленького человека умения концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое. А во многих современных школах к общим навыкам прибавляется и умение читать и считать, логически мыслить и рассуждать. «У меня нет на это времени». Да, в современной жизни и мамы, и папы чаще всего работают, а дома еще занимаются хозяйством, ссорятся и мирятся, переживают, устают. Конечно, общение с ребенком, особенно развивающее общение, — это работа высокого уровня, требующая и времени, и сил. В то же время психологи утверждают, что для общения с ребенком важно не столько количество проведенного вместе времени, сколько качество. Кроме того, заниматься развитием крохи можно, выполняя рутинную работу по хозяйству. То, что для вас обычная, неинтересная работа, для ребенка — прекрасная возможность познать мир. Моете посуду — дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет ему узнать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Пусть 10-15 минут каждый день, по вечерам, но это время — только для ребенка. «У ребенка должно быть детство». Самый распространенный аргумент противников раннего развития детей. К сожалению, используют его именно те советчики, которые не понимают, что подразумевается под словами «раннее развитие». Видимо, по их мнению, счастливое детство — это беззаботные, не всегда соответствующие возрасту ребенка игры, много игрушек, никаких умственных нагрузок и два основных принципа: «рано тебе еще это знать!» и «пусть лучше побольше гуляет!». Рассказывая о плюсах раннего развития, хочется и предостеречь родителей от некоторых действий. Иногда родители приравнивают понятие «раннее развитие» к понятию «растим гения!». Родители, теша свое тщеславие, готовы буквально после выписки из роддома носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записать ребенка во все группы и школы подряд и требовать, требовать, требовать. Психологи называют такой подход к воспитанию реализацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. Все это не проходит без последствий. Отсюда появляются и нежелание ребенка учиться, и неврозы. Действительно, «пусть уж лучше побольше гуляет и играет». Раннее развитие должно быть гармоничным. Когда усиленно развивается одна из сфер в ущерб другим (например, интеллектуальное развитие доминирует над эмоциональным, или физическое развитие доминирует над развитием интеллекта и эмоций), это может приводить к искажению в развитии ребенка. Итак, подведем некоторый итог. - Заниматься с ребенком не только нетрудно, но и интересно, особенно, если вы будете придерживаться следующих правил: - Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим — испортить характер ребенка. - Никогда не заставляйте малыша заниматься, если ему нездоровится или у него плохое настроение. - Не нагружайте малыша знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас. - Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например, чтения, математики или физического развития в ущерб остальным. Важнее всего — разностороннее гармоничное развитие. - Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, а затем к сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упрощайте задание. - Радуйтесь каждому успеху малыша и обязательно хвалите его! - Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода. - С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания. - Раннее развитие — это не «натаскивание» перед школой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.
|
|||
|