Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Викторина



 

Тема: Путешествие в шахматное королевство

Цели и задачи :

· повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.

· вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие.

1.Отгадайте загадку.

1. Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Она как гадким утенок может превратиться в прекрасную лебедь, стоит ей дойти до горизонтали 8 - для белых, 1 - для черных. Она ходит только вперед и прямо, и не делает ни шагу назад. Она может сделать ход сразу на два поля - клетки вперед, а потом ходит только вперед на одно поле. Берет наискосок: влево или вправо (Пешка).

 

2. Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (Конь)

В начальном положении стоит между ладьей и слоном. Он любит прыгать буквой Г - на два поля в сторону и на одно вперед, или на два поля вперед и на одно в сторону. Он может перескакивать через свои и фигуры противника. Наибольшее число ходов у него 8.

 

3. “Не люди, не звери, не часы, а ходят?”(Шахматные фигуры)

Не звери, но приходится по клеткам им ходить, и не настенные часы, но тоже могут бить.

 

4. Я смел, и строен, и высок:

  Предпочитаю ходить и бить

  Всегда по-своему: наискосок. (Слон)

 Ходит только по диагонали в любую сторону и на любое расстояние свободным от своих и фигур противника. 13 ходов центрального поля

 

5 Стою на самом краю,

Путь откроют- пойду.

Как зовут, не скажу (Ладья).

У нее прямой характер. Эта фигура ходит по горизонталям и вертикалям, во все стороны на любые расстояния. Она стоит по углам доски. Наибольшее число ходов - 14.

 

6. Всех он смелее и сильней,                 

И не узнать его нельзя,                 

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (Ферзя)

Самая сильная фигура. Стоит рядом со слоном на поле своего цвета. Он может ходить, как ладья и как слон. 27 ходов с центрального поля .(Ферзь).

 

7 .Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

 Король ходит во все стороны, но только на одно поле. Нельзя короля ставить на атакованное поле. Королю делают шах и ставят мат.

 

2. Викторина

1. Как ходит пешка? (вперед по вертикали).

2. Какие фигуры остаются на доске до конца игры? (короли).

3 Почему король слабее ферзя, но главнее его (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).

4 Сколько всего шахматных фигур 32

5. Является ли рокировка обязательной? (нет).

6. Между какими фигурами на доске стоит король? (между ферзей и слоном).

7 Почему слон и конь называются легкими фигурами? (подвижные малоценные фигуры расчищают путь ценным фигурам).

8 Сколько клеток на шахматной доске- 64

9 Может ли ладья побить 2 пешки (нет).

10 Почему фигура называется слон, если нисколько не похожа на него? (Шахматы возникли в V веке в Древней Индии. Шахматные фигуры вырезали из слоновой кости, из бивня, в виде маленького слоника).

11. Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой? (Слон контролирует половину доски, поэтому он слабее, легче ладьи. Слон оценивается в 3 очка, а ладья в 5 очков. По своей подвижности слон опережает ладью. Как правило слон выводится в игру раньше).

12 Почему ферзь как правило, не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура? (Это самая сильная и ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорее уничтожить и тем самым ослабить соперника).

13 . Чем конь отличается от остальных всех фигур? (1.Конь ходит по особенному, его ходы напоминают букву Г по-разному повернутую).

14. Заповеди игры.

1 В бой сначала вступают пешки.

2 Легкие фигуры - слон, конь. Они расчищают путь более ценным фигурам.

3 Тяжелые фигуры - ферзь и ладья.)

15 При соблюдении каких условий можно выполнить рокировку?

(1-е условие. Если король и ладья не трогались с места.

2-ое условие. Если между королем и ладьей нет фигур.

3-е условие. Король во время рокировки не находится под шахом.)

  Показать короткую и длинную рокировку.

16. Как правильно сесть за шахматную доску? (Правое угловое поле должно быть белым).

 

3.  Игра «Поставь детский мат»

Путешествуя по сказочной шахматной стране ранним утром, вы узнали, что иногда король противника попадает в плен внезапно, буквально через три хода, а игра, едва успев начаться, уже заканчивается. Как называется в шахматах такая ситуация: Выбери правильный ответ:

а) взрослый мат;

б)быстрый мат;

в)детский мат.

А теперь задание: Кто первым сможет поставить детский мат противнику,

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.