Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Путешествие в деревню ЧУНОВО. Часть 1.



Путешествие в деревню ЧУНОВО. Часть 1.

Предлагаем читателям совершить путешествие по забытым нашим деревенькам, вспомнить их прошлое, узнать о настоящем.
В тёплый солнечный день отправились мы в деревню Чуново. До чего же приглянулась нам эта деревенька. Домики стоят дружно, тесно на высоком холме. У подножья холма течёт безымянный ручей, бурный – с водопадом.
Старые дома в деревне, из круглого, почерневшего от времени леса, стоят лицом к солнышку, на солнечной стороне участков раскинулись и огороды, у кого побольше, у кого поменьше. Вдоль единственной деревенской улицы важно шествуют журавли-колодцы. «Люди здесь селились не из-за воды, а из-за земли, - рассказывает нам один из немногих оставшихся здесь местных жителей Василий Ильин, - земля здесь хорошая, сухая. Не болото. Нет сильных ветров, дома не продувало, как на берегу озера, потому их и не обшивали. Вода из колодцев чистая и прозрачная, но жёсткая.» Деревенская улица тоже чистая, прибранная.

Деревня Чуново.

Деревня Чуново.

Кое-что осталось в деревне от былой цивилизации. Магазин «за семью замками» (давно закрыт). Когда-то разобрали за ручьём часовню, сначала построили из неё амбар, а потом из амбара - этот магазин. Больница - так уважительно называют местные жители дом, в котором размещался когда-то ФАП (фельдшерско-акушерский пункт.) Работала в больнице фельдшер Мария Фёдоровна Тимонина, которая “всю войну прошла”, одна обслуживала деревни Чуново, Хмелевик и Юги - справлялась. В любое время дня и ночи пешком отправлялась на вызовы, спешила оказать помощь больным. Умела всё, сама принимала роды, сегодняшние дачницы -пенсионерки вспоминают о том, что появились на свет с её помощью. Осталась от прошлого Чуновская ферма и дорога по деревне, которую «строил Бганцев». Конечно, дорогу строили не только для жителей деревни, но и потому что здесь работала бригада совхоза «Пашский», ходила техника, до самой деревни простирались совхозные поля, их обрабатывали, вывозили осенью урожай. Строили дорогу от моста через реку Воронежку до самой деревни Чуново и через всю деревню. До строительства этой дороги из Потанино до Чуново доехать было невозможно, да и по деревенской улице чуновцы пробирались с трудом. По профессии был Бганцов мастером по строительству дорог, в своё время окончил автодорожный техникум в Куйбышеве. Грунта на дорогу не жалел. Возили землю самосвалами. Мастер допустил перерасход материалов, за что и получил замечание от руководства совхоза. Но чуновцы благодарны ему: дорога есть и служит людям.

О деревенской жизни и её традициях рассказывали нам разные люди: Анна Ивановна Архипова и Людмила Петровна Бганцова, жительницы Паши, когда-то жившие в Чуново и Югах. Людмила Сергеевна Антонова, Нина Марковна Кузьмина и Анатолий Игоревич Антонов - уроженцы этой деревни.

В послевоенные годы в центре деревни был клуб, находился он в обычном деревенском доме. Развлечением для молодёжи служили танцы под гармонь. В Святки наряжались, ходили ряжеными по деревне, заходили и в клуб.

Было в деревне многолюдно и шумно, в каждом доме подрастали ребятишки: два-три и более. В семье Марка Емельяновича Саранчи росло пятеро детей.

Работала школа, стояла она на том краю деревни, что ближе к Хмелевику. Учила деревенских ребятишек Таисия Сергеевна Власова.

О себе Таисия Сергеевна рассказывала:

”Родилась я 8 октября 1925 года в деревне Сермакса Пашского района. Родители: Вера Михайловна и Сергей Фёдорович – крестьяне. Училась в начальной Сермакской школе, затем в Доможировской. В 1939 году поступила в Лодейнопольское педучилище, проучилась два года, и началась война. В училище нам выдали справки о том, что мы – учащиеся педучилища, и мы пошли домой.

Наша деревня не была захвачена немцами, но обстреливалась из миномётов. Немцы быстро подошли к городу Лодейное Поле. Из своей деревни мы вынуждены были перебраться в Доможирово, но через некоторое время вернулись обратно. Сразу же поступил приказ об эвакуации населения, нашу семью отправили в деревню Кондега, где мы прожили зиму, после чего вернулись домой. Позднее всех нас эвакуировали в Сибирь. Ехали долго, есть было нечего, парили зерно, его и ели.

На одной из станций вагон, в котором мы ехали, случайно отцепили, а наш эшелон продолжал путь в Новосибирскую область. Всех пассажиров нашего вагона погрузили на машины и привезли в село, находящееся в двухстах километрах от города Омска. Мы бедствовали, зиму пережили с трудом: дров не было, так как здесь нет леса, питались кое-как.

Я начала работать в школе, работала в ней с 1943 по 1946 год. Когда поступил приказ о возвращении всех эвакуированных домой, то меня не отпустили с работы, поэтому я вернулась домой только в 1946 году. В Пашском РОНО меня сразу же направили в Чуново, в Чуновской школе я работала до 1972 года.

С 1972 года перевели меня в Потанинскую школу воспитателем в пришкольном интернате. Интернат был лучшим в районе.

Вырастили с Григорием Михайловичем двоих детей.”

Школы в деревне давно нет, после её закрытия ходили дети учиться в соседнюю деревню - Хмелевик. Там стояло большое двухэтажное школьное здание для начальных классов. Работали в школе две учительницы: Серафима Ивановна Люлина (“Очень хороший педагог!- говорят её ученицы) и Нина Борисовна (учительница была не из местных, фамилия её подзабылась). Серафима Ивановна жила в школе, так было принято: квартира учителя находилась здесь же. Школы и в Хмелевике нет уже лет сорок. Как память о ней остался проржавевший дорожный знак с бегущими детьми на обочине дороги. Чтобы окончить семилетку, нужно было ходить в Подбережскую (Потанинскую) школу. Из дома отправлялись дети в половине восьмого, чтобы прийти к девяти часам. Зимой дорогу не чистили, брели все по колено в снегу. Подойдя к школе, падали в снег на спину, вытряхивали из валенок набившийся туда снег, только потом заходили в школу.

Стояла ещё в то время в деревне часовня. Праздновали чуновцы Ильин день, Михайлов день. Ходили на праздники и в соседнюю деревню Юги. Здесь отмечали Сретенье, Рождество Богородицы. Была часовня и в деревне Хмелевик.

Но главная достопримечательность нашей деревеньки – старинный дом, известный под именем дома Потаповых. Памятник деревянного зодчества, разрушаемый временем и людьми. Пока ещё он стоит, силуэт его бросается в глаза, как только въезжаешь на деревенскую улицу. Замираешь, ошеломлённый этим чудом, и думаешь: как плохо сберегаем мы всё, что у нас есть. Не так давно ещё можно было войти в дом, подняться на второй этаж, увидеть там богатую библиотеку и картины на стенах. Сегодня ничего из этого уже нет. Да и в дом заходить опасно.

"Дом Потаповых" в д. Чуново.

Кто же бывший хозяин этого большого и когда-то красивого дома ? Те, кто жил в деревне в 50-х годах, вспоминают, что Потаповых в деревне было много. Одни старожилы говорят, что в этом доме когда-то жила большая семья, какое-то время была начальная школа. Потом остались в доме дед (Иван Михайлович Потапов) с женой Анной Яковлевной. Другие рассказывают:”Жила в доме Потаповых после войны мать-одиночка, когда она умерла, дом опустел.”

Не в этом ли доме родился Николай Петрович Потапов? На наш взгляд, вполне возможно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.