Приложение 1. Частотные диапазоны
Данные приложения к тестовым заданиям по дисциплине «Слуховой анализ звукозаписи», разделу «Слуховая тренировка», могут использоваться студентами в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий, самостоятельной работы, а также контроля умений и навыков на зачётах и экзаменах. Материал может выдаваться студентам на руки в виде печатных листов, либо воспроизводиться любыми средствами видеопоказа (с использованием монитора компьютера, экрана телевизора, видеопроектора).
Приложение 1 используется в качестве вспомогательного материала во время выполнения тестовых заданий по первой теме раздела «Слуховая тренировка» - «Спектральные полосы». Оно представляет собой таблицу, где описываются частотные диапазоны, в пределах которых осуществляется спектральная коррекция. Цель приложения – ускорить и улучшить процесс запоминания различных спектральных областей, показать влияние спектральной коррекции звуковых сигналов на тембры передаваемых в записи источников звука, обозначить критерии оценки качества выполнения заданий студентами.
Приложение 2 используется в качестве вспомогательного материала во время выполнения тестовых заданий по второй теме раздела «Слуховая тренировка» - «Виды обработки сигнала». В нём приводятся все варианты обработок, применяемые в тестовых заданиях. Цель приложения – облегчить студентам выполнение тестовых заданий раздела, систематизировать виды обработок звуковых сигналов, обозначить критерии оценки качества выполнения заданий студентами.
Приложение 1. Частотные диапазоны
№
| Центральная частота
| Диапазон
| Описание
|
| 16 кГц
| 10240-20480 Гц
| Самые высокие частоты, воздушность, свист и шипение. Мало музыкального содержания. Верхняя граница частотного диапазона.
|
| 8 кГц
| 5120-10240 Гц
| Верхние частоты, металлический блеск, музыкальное содержание включает в себя тарелки, самую высокую часть спектра малого барабана, металлических струн гитары и т.д. Иногда характеризуется как яркость.
|
| 4 кГц
| 2560-5120 Гц
| Эффект присутствия, резкость твердых согласных, основной диапазон, отвечающий за разборчивость вокального голоса и слов, верхняя граница частотного диапазона у многих инструментов. Предельная высота музыкальных инструментов и человеческого голоса.
|
| 2 кГц
| 1280-2560 Гц
| «Верхняя середина» частотного диапазона. Распознавание фантомного образа. Жесткость, интенсивность, громкость, разборчивость. Основное средоточие гармоник и формант музыкальных инструментов.
|
| 1 кГц
| 640-1280 Гц
| Средние частоты. Большая часть самых высоких основных тонов музыкальных инструментов. Начало высших гармоник и формант для низких инструментов. Музыкальное содержание включает в себя высоты музыкальных тонов, центральную часть спектра большинства инструментов.
|
| 500 Гц
| 320-640 Гц
| «Нижняя середина». Тело и «жирность» звуков. Полнота и округлость. Ноты первой октавы.
|
| 250 Гц
| 160-320 Гц
| Так называемый «грязный диапазон», промежуточный между низкими и средними частотами. Толщина, грязь и размазанность. Ноты малой октавы.
|
| 125 Гц
| 80-160 Гц
| «Верхний бас». Музыкальный фундамент. Основные резонансы бас-гитары и низких инструментов ударной установки. Критический интервал нижних частот: все громкоговорители его воспроизводят.
|
| 63 Гц
| 40-80 Гц
| «Нижний бас». Звуковой фундамент. Самые низкие основные тоны музыкальных инструментов. Основная энергия баса. Большинство громкоговорителей воспроизводят этот диапазон.
|
| 31 Гц
| 20-40 Гц
| Нижняя граница частотного диапазона. Мало музыкального содержания. Эффекты. Фундаментальная частота большого барабана. Не воспроизводится большей частью громкоговорителей. Очень «атмосферный», экзотический.
| 250 Гц – 20480 Гц: диапазон гармоник музыкальных инструментов.
80 Гц – 1 кГц: диапазон основных тонов музыкальных инструментов
20 Гц – 80 Гц: ультранизкие басовые частоты
|