Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Участники проекта



Участники проекта

                                                        

                                                                    

                                                                                

Необходимые условия и материалы для реализации проекта

№ п/п Наименование оборудования и материала Источник получения
1. Методическая литература. Библиотечный фонд группы
2. Шахматная доска Обеспечение группы
3. Шахматные фигуры Обеспечение группы

 

Перспективное планирование

 

Месяц Тема Задачи Дидактическая игра, игры - задания Заучивание стихотворений

Октябрь

1 неделя «Шахматное королевство» Познакомить детей с историей возникновения шахмат. Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.  

«Шахматная доска и расстановка фигур»
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

2 неделя «Шахматные фигуры» Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка», «Куча мала».
3 неделя «Удивительные клетки» Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. «Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска».
4 неделя «Шахматные фигуры» Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. «Полна горница», «Прятки», «Что общего?».

Ноябрь

1 неделя «Начальное положение» Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий. «Войско из мешочка», «Соседи», «Лови – не лови», «Шахматные классики».

«Ладья»
А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять.

2 неделя «Шахматная фигура Ладья» Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». «На одну клетку», «Через клетку», «Через 2 клетки».
3 неделя «Шахматная фигура Ладья» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр. «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».
4 неделя «Шахматная фигура Ладья» Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. «Туда - сюда», «Длинный ход», «По всем углам».

Декабрь

1 неделя «Шахматная фигура Слон» Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона. «Выложи из кубиков косую дорожку - диагональ»

«Слон»

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

2 неделя «Шахматная фигура Слон» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. «Раскрась в клетчатой тетради чёрную диагональ из 2, 3, 4 клеток».
3 неделя «Ладья против слона» (игровая практика) Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. «Восемь на восемь полей»  
4 неделя «Шахматная фигура Ферзь» Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя. «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки».

«Ферзь»

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

Январь

2 неделя «Шахматная фигура Ферзь» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».
3 неделя «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика) Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. «Туда - сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок».
4 неделя «Шахматная фигура Конь» Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

 

«Конь»
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!

Февраль

1 неделя «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы) Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
2 неделя «Шахматная фигура Конь» (игровая практика) Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.
3 неделя «Пешка» Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. «Чемпион», «Кто первый?»

«Пешка»

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

4 неделя «Шахматная фигура Пешка» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. «На второй и третьей», «Весь отряд – восемь в ряд».

Март

1 неделя «Шахматная фигура Король» Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие. «Поворот», «Задача направления».

«Король»

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Лишь дебют закончит ловко

Может сделать рокировку.

А без войска остаётся,

То врагам он не сдаётся.

В рукопашную идёт,

Лично всем отпор даёт.

2 неделя «Шахматная фигура Король» Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. «Туда - сюда», «по всем углам», «Прямо и наискосок».  Разыгрывание положения 1 – 21.
3 неделя «Шах» Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

 

«Шах и мат»

Шах и мат не путай брат.

Знает каждый – стар и млад:

Если спасся падишах-

Это будет только шах.

Если ж королю не скрыться,

Перекрыты все границы,

Значит это точно мат.

А противник будет рад!

4 неделя «Шах и мат» Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Апрель

1 неделя «Ничья и пат» Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.  
2 неделя «Рокировка» Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий. «Рокировка» Рокировку делай смело: Шаг, ещё один шажок Короля уводим в бок. А теперь ладьёй шагаем, Короля так прикрываем, Чтобы он спокоен был – Домик штабом послужил.
3 неделя «Шахматная партия» Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

За шахматной доскою

Я целый час сижу.

Игра ведь не простая,

Но я её люблю!

4 неделя «Шахматная партия» Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий

Май

1 неделя «Шахматная партия» Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
2 неделя «Шахматные часы» Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии.Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени». «Шахматные часы» А еще нужны часы нам, Чтобы время узнавать, Не успеешь мат поставить, Значит можешь проиграть!
3 неделя Шахматный досуг Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.  
4 неделя Шахматный карнавал Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.  

Список литературы:

1. И.Г.Сухин «Шахматы для самых маленьких»

2. Ференц Халанс, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве»

3. Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа

Интернет-ресурсы:

1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн:[сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.