Месяц
| Тема
| Задачи
| Дидактическая игра,
игры - задания
| Заучивание стихотворений
|
Октябрь
| 1 неделя
«Шахматное королевство»
| Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
|
| «Шахматная доска и расстановка фигур» Прежде чем игру начать, Много правил надо знать! Знай, что справа от тебя Клетка белой быть должна. Приготовь всё для игры: По краям поставь ладьи Рядом конница шагает, Слон коней тех охраняет. Вот осталось поля два Для ферзя и короля. Пешки – смелые натуры, Прикрывают все фигуры. Заняли свои места, Начинается игра!
|
2 неделя
«Шахматные фигуры»
| Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
| «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка», «Куча мала».
|
3 неделя
«Удивительные клетки»
| Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
| «Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска».
|
4 неделя
«Шахматные фигуры»
| Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
| «Полна горница», «Прятки», «Что общего?».
|
Ноябрь
| 1 неделя
«Начальное положение»
| Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
| «Войско из мешочка», «Соседи», «Лови – не лови», «Шахматные классики».
| «Ладья» А ладья – то тяжела. Раньше башнею была. Сверху лучник там стоит, Королевство сторожит. Ходит вдоль и поперёк. Шаг ладьи тяжёл и строг. Может сделать рокировку – Короля упрятать ловко. Будет домик охранять, Часовым в дверях стоять.
|
2 неделя
«Шахматная фигура Ладья»
| Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
| «На одну клетку», «Через клетку», «Через 2 клетки».
|
3 неделя
«Шахматная фигура Ладья»
| Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.
| «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».
|
4 неделя
«Шахматная фигура Ладья»
| Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
| «Туда - сюда», «Длинный ход», «По всем углам».
|
Декабрь
| 1 неделя
«Шахматная фигура Слон»
| Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
| «Выложи из кубиков косую дорожку - диагональ»
| «Слон»
Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.
|
2 неделя
«Шахматная фигура Слон»
| Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.
| «Раскрась в клетчатой тетради чёрную диагональ из 2, 3, 4 клеток».
|
3 неделя
«Ладья против слона» (игровая практика)
| Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.
| «Восемь на восемь полей»
|
|
4 неделя
«Шахматная фигура Ферзь»
| Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
| «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки».
| «Ферзь»
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
|
Январь
| 2 неделя
«Шахматная фигура Ферзь»
| Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.
| «Большой прыжок», «Поворот», «Задача направления».
|
3 неделя
«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)
| Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
| «Туда - сюда», «Длинный ход», «Прямо и наискосок».
|
4 неделя
«Шахматная фигура Конь»
| Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.
|
| «Конь» Конь – коварная фигура. У него своя натура. Прыг да скок, и сразу в бок, Через головы прыжок! Делает такой кульбит- Взвиться в небо норовит! Вот стоял на поле белом, Перепрыгнул между делом- Поле чёрное под ним. За конём следи чужим!
|
Февраль
| 1 неделя
«Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)
| Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
|
2 неделя
«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)
| Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.
|
3 неделя
«Пешка»
| Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
| «Чемпион», «Кто первый?»
| «Пешка»
А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.
Лишь однажды, первым ходом,
Через клетку переходит.
На проходе может сбить.
Будут знать куда ходить!
|
4 неделя
«Шахматная фигура Пешка»
| Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.
| «На второй и третьей», «Весь отряд – восемь в ряд».
|
Март
| 1 неделя
«Шахматная фигура Король»
| Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
| «Поворот», «Задача направления».
| «Король»
Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
Лишь дебют закончит ловко
Может сделать рокировку.
А без войска остаётся,
То врагам он не сдаётся.
В рукопашную идёт,
Лично всем отпор даёт.
|
2 неделя
«Шахматная фигура Король»
| Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
| «Туда - сюда», «по всем углам», «Прямо и наискосок».
Разыгрывание положения 1 – 21.
|
3 неделя
«Шах»
| Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
|
| «Шах и мат»
Шах и мат не путай брат.
Знает каждый – стар и млад:
Если спасся падишах-
Это будет только шах.
Если ж королю не скрыться,
Перекрыты все границы,
Значит это точно мат.
А противник будет рад!
|
4 неделя
«Шах и мат»
| Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
|
Апрель
| 1 неделя
«Ничья и пат»
| Познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
|
|
2 неделя
«Рокировка»
| Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
| «Рокировка»
Рокировку делай смело:
Шаг, ещё один шажок
Короля уводим в бок.
А теперь ладьёй шагаем,
Короля так прикрываем,
Чтобы он спокоен был –
Домик штабом послужил.
|
3 неделя
«Шахматная партия»
| Познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
| За шахматной доскою
Я целый час сижу.
Игра ведь не простая,
Но я её люблю!
|
4 неделя
«Шахматная партия»
| Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий
|
Май
| 1 неделя
«Шахматная партия»
| Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
|
2 неделя
«Шахматные часы»
| Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии.Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
| «Шахматные часы»
А еще нужны часы нам,
Чтобы время узнавать,
Не успеешь мат поставить,
Значит можешь проиграть!
|
3 неделя
Шахматный досуг
| Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
|
|
4 неделя
Шахматный карнавал
| Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.
|
|
1. И.Г.Сухин «Шахматы для самых маленьких»
2. Ференц Халанс, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве»
3. Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн:[сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.