Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Потребительская кооперация.. Володин Н.В.



Потребительская кооперация.

Володин Н.В.

ИМХК - 5

Начало полноценного развития потребительской кооперации в условиях нэпа было положено декретом правительства от 7 апреля 1921 г. «О потребительской кооперации»[1]. Этим декретом потребительской кооперации предоставлялось право самостоятельных заготовок и сбыта продуктов, организации своих промышленных предприятий при сохранении за кооперацией почти монопольного распределения всех потребительских промтоваров и обязательного выполнения заданий госорганов. В литературе отмечалось, что указанный декрет носил переходный характер: в нем делался первый шаг по пути создания потребительской кооперации, построенной на принципе добровольности членства. Восстанавливая вступительные взносы и паи, выборность органов, декрет сохранял обязательную приписку граждан к распределительным пунктам. Параллельно с этим была допущена и новая форма организации – «добровольные потребительские объединения».

Декрет СНК от 9 апреля 1921 г. предоставил потребительской кооперации широкие возможности в заготовках и обмене излишков сельскохозяйственной продукции и кустарно – ремесленных изделий. Была сохранена обязательная приписка граждан к потребительской кооперации. Потребительская кооперация по - прежнему должна была выполнять директивные задания продовольственных органов[2]. Декретом Совнаркома от 26 октября 1921 г. потребительским кооперативам возвращено всё ранее отнятое имущество: дома, складские помещения, предприятия[3].

 

В результате развитие потребительской кооперации было направлено по двум направлениям: с одной стороны, она охватывала в обязательном порядке все население в кооперативную систему Центросоюза, внутри которой по мере постепенного отмирания системы государственного снабжения продуктами широкого потребления накоплялся кооперативный капитал и кооперативный опыт; с другой стороны, путем образования мелких первичных кооперативов на принципах добровольности подготовлялись основы для выхода к широкой кооперативной самодеятельности. Тем не менее, в литературе по истории потребительской кооперации подчеркивается, что в первый период своего развития в условиях нэпа (1921-1923) этот вид кооперации продвигался по пути своего укрепления и оздоровления с большим трудом, крайне неравномерно и стихийно. В печати указывалось, что сложные экономические условия, отсутствие достаточных материальных и финансовых ресурсов привели к тому, что в этот период кооперация «не в состоянии была выполнить для промышленности роль основной товаропроводящей цели, - тем более что никакого плана и порядка в ней не было». Кроме того, отмечались такие недостатки, как громоздкость и излишняя многоступенчатость кооперативной сети, высокие накладные расходы, господство бюрократизма, часто совершенное неумение торговать. Накоплению материальных ценностей и кооперативного капитала мешало расстроенное денежное обращение, а укреплению кооперативной организационной базы - недостаточность мероприятий по увеличению интереса потребителей, по пробуждению их активности, по превращению их в действительных членов кооперации. Поэтому в 1923 - 1924 гг. потребительская кооперация вступила в состояние тяжелого кризиса, выход из которого потребовал существенной перестройки организационных принципов и методов работы. Кроме того, в печати широко обсуждалась роль потребительской кооперации в «кризисе сбыта» 1923 г., финансовые потери, вызванные им, и меры, принятые потребкооперацией по смягчению его последствий. В связи с этим большинство кооперативных работников того времени отмечали, что с 1924 г. в развитии потребительской кооперации начинается новый период, который характеризуется переходом на добровольность членства, перестройкой кооперативной сети, быстрым расширением оборотов и ростом кооперативного капитала, большей концепцией на собственно функциях торгового снабжения потребителей. Постановление ВЦИК и Совнаркома СССР от 28 декабря 1923 г. «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства» отменяло обязательную приписка граждан к единым потребительским обществам, вводило добровольность вступления и выхода из кооперативов, обязательными стали вступительные и паевые взносы[4]. Наступление нового периода, выразившееся также и в изменении законодательства о потребительской кооперации, было обусловлено, с одной стороны, необходимостью преодоления последствий «кризиса сбыта» 1923 г., а с другой стороны, резко возросшей ролью частного капитала в товарообороте страны за первые годы нэпа.

Новые экономические условия требовали создания в кооперации соответствующих организационных форм. После длительного обсуждения в кооперативной печати и на собраниях работников кооперации IX сессия Совета Центросоюза 20 сентября 1923 г. приняла постановление о переходе к добровольности членства в потребительской кооперации, которое легло в основу соответствующего декрета правительства. Учитывая, что функционирование потребкооперации на принципах добровольности уже не укладывалось в рамки декрета 7 апреля 1921 г., правительство декретом от 20 мая 1924 г. «О потребительской кооперации» ликвидировало возникшее противоречие, заложив тем самым основу дальнейшего полноценного развития кооперации. Сущность этого декрета заключалась в следующем. Группа граждан, пользующихся избирательными правами в количестве не менее 30 человек, могла добровольно организовывать потребительские общества для обслуживания своих потребительских, и хозяйственных нужд. Декрет предоставлял потребительской кооперации широкие права в области хозяйственной деятельности, предусматривающие возможность не только широкой торговой деятельности, как за свой счет, так и на комиссионных началах, а равно снабжения их хозяйств и промыслов всеми необходимыми материалами, инструментами и орудиями производства и сбыта продукции, но и возможность производственной деятельности путем устройства промышленных предприятий по изготовлению предметов ремесленной и фабрично-заводской промышленности и по переработке сырья. Потребительские кооперативы имели также право устраивать фермы, показательные станции, а также аналогичные учреждения и обслуживать кредитные нужды своих членов путем организации особых кредитных отделов. Потребительские кооперативы могли обслуживать нужды и не членов общества, т.е. всего населения своего района деятельности.

Капиталы потребительских обществ и их союзов образовывались из имущества, поступившего в собственность этих организаций при их возникновении, из вступительных и паевых взносов членов и из отчислений от чистых доходов от операций и предприятий этого общества. Все финансовые средства потребительских обществ и их союзов делились на основной (неделимый), паевой и специальные капиталы. После утверждения годового отчета вся полученная прибыль, как правило, распределялась следующим образом: не менее 40% в основной (неделимый) капитал, остальная сумма на основе решения общего собрания на выдачу премий, на забор товаров, на выплату процентов на обязательные и добровольные паи (в размере не выше среднего банковского процента), на образование специальных капиталов и на различные культурно-просветительские расходы. Убытки покрывались из сумм основного капитала, либо при недостатке средств - из паевого капитала. Взятая таким образом сумма затем развёрстывалась между пайщиками, которые и должны были пополнить свои обязательные паи до установленной нормы. Существовал еще один источник кооперативного капитала - так называемые ссуды в основной капитал или заемные средства, обращаемые в капиталы кооперативных организаций. Как показывала практика "кредитования потребкооперации, заёмные средства вливались в основном за счет ассигнований через различные государственные и кооперативные банки, а также через кредитно-кооперативные организации.

Согласно декрету от 20 мая 1924 г., для облегчения беднейшему населению доступа в потребительские общества высший размер вступительного взноса устанавливался в 50 коп., а паевого - в 5 руб. Разрешалось также иметь несколько паев («множественность паев») без получения каких-либо преимуществ[5].

Управление потребительскими обществами и союзами строилось на основах выборности всех органов, причем в избрании их принимали участие только члены данной кооперативной организации, обладавшие правом одного голоса независимо от числа принадлежащим паев. Общее собрание членов кооператива или собрание уполномоченных являлись высшими руководящими органами, решавшими все важнейшие вопросы деятельности потребительского общества. Для руководства текущей работой и заведывания его делами и имуществом избиралось правление, а для ревизии и контроля отчетности и деятельности правления - ревизионная комиссия. Потребительским обществам было предоставлено также право объединяться в районные, губернские, областные союзы. В пределах одной республики могли образовываться свои республиканские союзы, а в масштабе всей страны - союз, объединяющий всю потребительскую кооперацию СССР.

Одним из существенных вопросов кооперативного строительства в связи с пересмотром в 1924 г. его организационных принципов был вопрос об "интеграле" в потребкооперации. Тенденция построения потребкооперации по интегральному типу, т.е. с охватом и обслуживанием не только потребительских, но и хозяйственных нужд своих членов, была сильно выражена в практической деятельности потребкооперации того периода. Упор делался не на раскрытии основных и бесспорных потребительских функций потребкооперации, а на привлечения в ее функциональную сферу разнообразных посредствующих, подобных и побочных операций, и даже операций, составляющих коренные задачи других кооперативных отраслей. Эти проблемы получили широкое освещение в экономической литературе. Часть ученых и деятелей кооперации настаивала на таком расширении сферы действий и функций кооперации, другая часть - считала это наиболее опасной болезнью кооперативного строительства и подчеркивала необходимость строгого разграничения функций потребительской и сельскохозяйственной кооперации. В ходе дискуссии была принята вторая точка зрения, которая получила развитие и закрепление также и в ряде партийных документов. Одновременно с этим и практика кооперативного строительства пошла по пути постепенного размежевания функций между тремя основными видами кооперации - потребительской, сельскохозяйственной и кустарно - промысловой путем освобождения каждого вида кооперации от функций, принадлежащих другим видам кооперации. Так, потребительская кооперация в связи с развитием кредитных сельскохозяйственных товариществ постепенно отказывалась от кредитных операций, сохраняя только вкладные и займовые операции в целях расширения оборотного капитала, сокращала сбытовые функции, а также от функций по снабжению деревни с.-х. орудиями и машинами.

В 1927 г. сеть потребительских обществ выросла до 27 тыс., а число пайщиков - до 9. 8 млн. человек. В 1927 г. потребительская кооперация охватывала около 33% крестьянских хозяйств, а в 1929 – уже почти 50%. Она стала основным товаропроизводящим каналом из города в деревню, успешно замещая частного торговца. Уже в 1926 – 1927 гг. через неё проходило свыше половины сельского розничного оборота (около 54%). Сбытовой оборот потребительской кооперации имел подсобное значение (в 1926 – 1927 гг. он составлял всего 7.5 % к снабженческому обороту). Однако её роль в закупке с/х продукции, и в частности в проведении государственных закупок, была весьма заметной. В 1926 – 1927 гг. на долю потребительской кооперации пришлось 22.7% государственных заготовок хлеба, 34.7% - мяса, 11.7% - животного масла, 29.2 % - яиц, 21.4% - льноволокна[6].

Несмотря на достаточно заметные успехи потребкооперации к 1924 г., в литературе того времени отмечалось, что главным препятствием к дальнейшему ее развитию продолжало оставаться тяжелое финансовое положение. Именно недостатку средств приписывали исследователи большую часть отрицательных явлений кооперативной работы в 1923 - 1924 гг.: затруднения при платежах, недостаточную быстроту оборота капиталов, невозможность целесообразного распределения средств между отдельными видами операций и временем их платежа и т.д. Внешними показателями плохого финансового положения потребительской кооперации являлась ее задолженность и неблагоприятное соотношение между собственными и привлеченными средствами. Одной из причин сохранения финансовой нестабильности потребкооперации в это время, по мнению многих ученых, являлся недостаточный размер паевых капиталов. Увеличение собственных средств способно было придать лишь общую хозяйственную устойчивость, давало возможность избегать случайных затруднений и укрепляло развитие кооперации как целостной системы. В основе же развертывания оборотов должен был лежать кредит. В связи с этим большое место на страницах кооперативной печати уделялось вопросам кредитования потребительской кооперации. Построенная на принципе добровольности, на личной материальной заинтересованности членов-пайщиков, потребкооперация, начиная с 1924 г., начала неуклонно из года в год расширять свою сеть, увеличивать число членов, поднимать объемы товарооборота, укрепляя свои позиции в народном хозяйстве в целом. В связи с этим на первое место в кооперативном строительстве выдвигались не столько вопросы количественного роста потребкооперации, сколько вопросы качественного улучшения ее работы, укрепления уже существующей кооперативной сети, более активного вовлечения кооперированного населения в работу потребительских обществ. В связи с задачами завершения восстановительного процесса в стране, активизации борьбы с частным капиталом в торговле перед потребкооперацией ставятся задачи обеспечения безубыточности кооперативной торговли, при одновременном снижении розничных цен, накладных расходов, полной гарантии со стороны кооперации в возврате получаемых кредитов и долгосрочных ссуд. Поскольку потребкооперация по характеру своей организации позволяла проникнуть в самую гущу потребителей, постольку в середине 20-х годов остро встал вопрос о налаживании прочной смычки между государственной промышленностью и торговлей, с одной стороны, и потребкооперацией – с другой. Этим вопросам была посвящена обширная кооперативная литература. В ней, в частности, указывалось, что в условиях возникшего в 1924-1925 гг. товарного голода на промышленные товары, роста цен на них потребительская кооперация оказалась в невыгодном положении. Тресты и синдикаты, пользуясь тем, что их товар продается легко и по высоким ценам, предпочитали частника, который платил наличными, а также пытались развернуть свою собственную розничную сеть лавок и магазинов. Что касается кооперации, то тресты и синдикаты неохотно шли на продажу ей больших партий товаров, ссылаясь на неумение торговать, на высокие накладные расходы, на множество передаточных инстанций - от кооперативного опта к конечному первичному звену.

Тем не менее, товарный дефицит на продукты промышленности, необходимость более решительной борьбы с частным капиталом в торговле побуждали потребительскую кооперацию по мере накопления финансовых и материальных ресурсов настойчиво добиваться установления более тесных взаимоотношений с госпромышленностью. Наиболее удобной формой связи с госпромышленностью оказались генеральные договоры на поставку тех или иных товаров. По генеральному договору тот или другой трест (синдикат) брал обязательство в определенные сроки и на определенных условиях доставить кооперации определенные сорта товаров в установленных количествах. Кооперация получала возможность при гендоговорах планировать свой оборот. Практика гендоговоров потребкооперации с госпромышленностью достаточно быстро распространилась в 1925 - 1927 гг. В 1927 г. практика гендоговоров была расширена введением предварительных заказов, при которых Центросоюз и местные торги привлекались к рассмотрению производственных программ текстильной промышленности и установлению ассортимента текстильных товаров, предназначенных для выпуска на широкий рынок. На основе гендоговоров, составленных с помощью предварительных заказов, Текстильный синдикат снабжал товарами потребкооперацию. В дальнейшем роль гендоговоров в торговой работе потребкооперации продолжала расти, чему способствовало общее усиление государственного планового воздействия на народное хозяйство, включая разработку контрольных цифр развития и переход к пятилетнему планированию. В 1927-1928 гг., система гендоговоров получила распространение в торговых взаимоотношениях потребительской кооперации с другими видами кооперации, а также с плановыми заготовителями хлебопродуктов. Поэтому, как отмечалось в литературе, основная масса хлеба, поступавшая в кооперацию потребляющих районов, закупалась к этому времени на основе генеральных договоров.

К концу 20-х годов положение потребкооперации значительно изменилось в экономике страны. В докладе Госплана о контрольных цифрах народного хозяйства СССР на 1928-1929 гг. указывалось, что в рыночных отношениях наиболее сложившейся и окрепшей является потребительская кооперация, которая к концу 1927-1928 гг. выросла в мощную хозяйственную систему. 40% валового оборота, 54% розничного оборота,  27% средств обобществленной торговли, 35% собственных средств - таковы важнейшие показатели, хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Стремительное выпадение частной торговли из розничного оборота сделало потребительскую кооперацию на рынке особенно ответственной, оставив ее во многих случаях монопольным поставщиком потребителя. В 1927 - 1928.гг. резко возросли также темпы кооперирования населения как в рабочем, так и в сельском секторах потребительской кооперации. В определенной степени это объяснялось нараставшим в стране быстрым свертыванием частной торговли при ускоренном замещении ее потребительской кооперацией. Этот процесс в целом приветствовался и благоприятно оценивался в литературе, поскольку предполагалось, что по мере приближения к социализму потребительская кооперация будет становиться основным товаропроводящим путем в народном хозяйстве.

Наряду с констатацией успехов потребительской кооперации на рынке в экономической литературе отмечались также многочисленные недостатки и трудности в ее работе . Так, несмотря на быстрый рост лавочной (прежде всего многолавочной) сети, происходило неполное замещение системой потребкооперации частной торговли, что приводило к ухудшению обслуживания потребителей. Кроме того, потребкооперация не обладала достаточными финансовыми средствами для подобного большого развертывания лавочной сети и строительства новой торгово-технической базы. Несмотря на достижения в области паенакопления, рост паевых капиталов не соответствовал размаху работы потребкооперации. Наибольшие трудности связывались многими учеными с проведением потребкооперацией определенной политики цен. В конце 20-х годов повышение цен наблюдалось во всех секторах торговли, как по промышленным, так и в особенности по сельскохозяйственным товарам. Кривая динамики цен потребительской кооперации в 1928-1929 гг. сильно отличалась от предыдущих лет. Если кооперативные цены стремительно снижались в 1926-1927 гг. и оставались в общем стабильными в 1927-1928 гг. , то в 1928-1929 гг. они неуклонно, почти из месяца в месяц повсеместно повышались. Однако темп повышения цен в потребительской кооперации был несравненно слабее, чем на частном рынке. В результате продолжал увеличиваться разрыв между ценами обобществленного сектора и частной торговли.

В условиях товарного голода традиционные рыночные пути снижения цен оказывались малоэффективными. В качестве одной из основных мер борьбы в этих условиях за снижение цен было признано как в литературе, так и в партийных и государственных документах проведения повсеместной "рационализации товаропроводящей сети потребкооперации". Целевая установка этой работы состояла в приспособлении деятельности кооперативных организаций к наиболее дешевому обслуживанию интересов потребителей на основе обеспечения продвижения дефицитных промышленных товаров к потребителю по кратчайшим торговым путям с доведением числа посреднических звеньев до минимума, укрупнения сети районных союзов потребкооперации, пересмотра методов привлечения и использования финансовых средств, сокращения аппарата управления, изменения его структуры и т.д. Другое эффективной мерой, использованной государством в то время, было прямое снижение цен.

В целом, финансовое положение системы потребкооперации в конце 20-х годов складывалось уже иначе, чем в 1921-1924 гг. В литературе отмечалось, что ее финансовая база формировалась под воздействием таких экономических факторов, как рационализация товаропродвижения, приводившая к повышению эффективности использования находившихся в распоряжении кооперации средств; твердое регулирование норм торгового накопления, уровня цен и накидок, понижавших рентабельность торговой работы; ухудшение условий и относительное сокращение размеров кредитования системы со стороны других секторов народного хозяйства как по линии товарного, так и банковского кредитования; усиление внутреннего капиталонакопления, особенно в форме паевого капитала. В свою очередь, задачи расширения лавочной сети потребительской кооперации и реконструкции ее материально-технической базы, необходимость увеличения в соответствии с ростом хозяйственной работы товарных остатков, в частности сельскохозяйственных продуктов, для бесперебойного снабжения городов и потребляющих районов, с одной стороны, и промтоваров для целевого снабжения заготовительных районов - с другой, требовали продолжения накопления и вложения значительных средств в систему потребительской кооперации. Поэтому среди всех проблем финансовой базы потребкооперации в экономической литературе 1928-1930 гг. особо выделялись вопросы отыскания дополнительных капиталовложений на нужды торгово-технического строительства (лавки, склады, холодильники, хранилища овощей и фруктов) и промышленного строительства кооперативных предприятий.

Список литературы:

1. Гимпельсон Е.Г. Политическая система и нэп: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 2.

2. Данилов В. П. История крестьянства России в XX веке. Ч.1. М., 2011.

3. Данилов В.П., Дмитриенко В.П., Лельчук В.С. НЭП и его судьба // Историки спорят. Тринадцать бесед. М., 1988.

4. История крестьянства СССР. Т.1. М., 1986.

5. НЭП: приобретения и потери. М., 1994.

6. Озерецковский Н. Правовая организация советской кооперации. М., 1927.

7. Шанин Т. Кооперация и коллективизация // Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. М., 1992.

 


[1] Гимпельсон Е.Г. Политическая система и нэп: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 2. С. 35.

[2] Данилов В. П. История крестьянства России в XX веке. Ч.1. М., 2011. С. 634.

[3] Гимпельсон Е.Г. Политическая система и нэп: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 2. С.35.

[4] Гимпельсон Е.Г. Политическая система и нэп: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 2. С.35.

 

[5] Озерецковский Н. Правовая организация советской кооперации. М., 1927. С. 141.   

[6] Данилов В. П. История крестьянства России в XX веке. Ч.1. М., 2011. С. 637.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.