Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕТЕНЗИЯ. Правовая охрана литературных произведени. Гражданское законодательство закрепляет положения о том, что авторские права распространяются на такие нематериальные результаты интеллектуальной деятельности, как произведения науки, литературы и искус



ПРЕТЕНЗИЯ



 

Правовая охрана литературных произведени

Гражданское законодательство закрепляет положения о том, что авторские права распространяются на такие нематериальные результаты интеллектуальной деятельности, как произведения науки, литературы и искусства, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Специалистами давно подмечено, что в основе законодательного отнесения произведений к сферам науки, искусства или литературы лежит не правовой, а социально-культурный видовой критерий.

Если наука - это в самом общем виде комплекс объективных знаний об окружающем мире, то что же тогда искусство, как не форма определённого мировоззрения, а по сути тоже знания, воплощенного в неком оригинальном и вполне объективном артефакте?

Термин «литература» означает только лишь выражение авторского замысла, его формально логической (научной) или эмоциональной (художественной) образной системы средствами языка речи либо специальными профессиональными символами для специалистов (например, в виде научных формул, музыкальных нот и т. д.). Равным образом литературными произведениями являются научные статьи в периодической печати, научно-популярная литература, художественные сочинения в стихах или прозе и т. д. [2]

объектов их носителей, таких как: книги, периодические издания, рукописи, фонограммы, виде- и аудиокассеты, грампластинки и их обложки» [3]. Закон Великобритании об авторском праве, дизайне и патентах 1988 г. в ст. 3 (1) весьма широко определяет литературу как «любые произведения в письменной, речевой или песенной форме, за исключением драматургических или музыкальных произведений, в том числе таблицы и сборники, кроме баз данных, компьютерные программы и подготовительный материал для написания компьютерной программы или базы данных» [4]. Кроме того, британские суды намного раньше по времени сформулировали собственную доктрину отнесения произведений к числу литературных как «обращенное к читателю наставление либо полезные сведения (выраженные. - Е. Ж.)... посредством словесной образности», дополняя возможное представление форм таких произведений, в том числе в виде чисел и символов (буквенные ребусы, телеграфный код, шифры, математические таблицы, стенографические записи и т. д.) [5].

Материальную форму литературного произведения в зависимости от свойств носителя будут определять такие характеристики внешнего выражения, как «письменная» (фиксированная в виде текстовой записи на бумаге), «устная» (голосовое исполнение), «звукозапись» (исполнение, зафиксированное в аналоговой или цифровой форме) и др. [6].

При этом иногда происходит ошибка в отождествлении материального носителя произведения с состоянием устойчивости его формы во времени и пространстве [7]. В частности, устное произнесение «вслух» литературного произведения или исполнение музыкального произведения, например, автором в процессе его создания не влечёт возникновения устойчивой материальной формы, так как колебания воздуха, возникшие под действием звукового давления, быстро угасают и не могут быть «остановлены» во времени и пространстве в таком виде. Однако бесспорно, что такие звуковые волны вполне материальны, могут быть измерены приборами с определением физических характеристик (амплитуды, силы звукового давления, частоты звуковых колебаний и т. д.) и таким образом представляют собой

неустойчивую во времени и пространстве, но тем не менее вполне материальную форму (носитель) произведения. Запись звуков, сопровождающая такое устное исполнение, путём её фиксации на оптических дисках, магнитной ленте и иных стабильных носителях влечёт появление не объективной формы (которая уже состоялась по ходу процесса устного исполнения), а просто более устойчивой материальной формы произведения.

Юридически значимо, чтобы литературное произведение, охраняемое авторским правом, было результатом творческой деятельности автора, а не механическим воспроизведением текста по заданному алгоритму (плану), влекущему неизбежное и инвариантное получение одного и того же результата любым исполнителем [8].

Совместным постановлением пленумов ВС РФ и ВАС РФ разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом [9]. При этом пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Суды специально обращают внимание, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

В объём современной правовой охраны авторским правом литературных произведений вовлечены, с одной стороны, буквальные (текстуальные) выражения в виде заданной автором уникальной последовательности слов и предложений (внешняя форма), с другой стороны - некоторые элементы содержания произведения (персонажи, образная система, внутренняя форма) [10].

Кроме того, каждое авторское произведение охраняется авторским правом как единое целое с внутренней иерархичной структурой из выделенных частей. Это следует из п. 7 ст. 1259 ГК РФ, согласно которому авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они

Охрана авторских прав на произведения литературы

могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в объективной форме. Названия и иные незначительные по объёму части произведения, претендующие на самостоятельную охрану по общему правилу должны отражать творческое начало в авторском замысле или стиле внешнего выражения и сохранять ассоциацию с произведением при их самостоятельном использовании отдельно от произведения. Это могут быть, например, фантазийные словообразования, вымышленные имена и описания персонажей, оригинальный стиль авторского письма и т. д.

Особое юридическое значение при последующем использовании литературных произведений приобретает возможность переработки оригинального авторского произведения, например, с целью перевода с одного языка на другой, адаптации текста в контексте заданного заказчиком формата при написании тематических работ и т. д.

Редакторская правка (незначительные замены или сокращения отдельных слов и предложений и т. п.) юридически затрагивает личное неимущественное право автора на неприкосновенность произведения и потому требует его согласия. При этом с учётом цели и объёма редакторской правки переработка произведения в целом, как правило, не происходит.

Переработка авторского оригинала с получением производного произведения всегда влечёт изменение объективной формы и может охватывать отдельные элементы содержания с сохранением иных охраняемых элементов оригинала-источника. Это, например, перевод текста с одного языка на другой, изменение жанра, например, из комедии в драму и т. д. В данной ситуации требуется согласие на переработку и последующее использование

переработанного (модифицированного) произведения от обладателя исключительного права на оригинал, которым может быть уже не автор, а издательство или иное лицо.

Создание нового произведения на основе обезличенных и абстрактных идей, позаимствованных из охраняемых авторским правом произведений (в частности, написание произведения «по мотивам»), не затрагивает авторских прав на оригинал и соответственно не требует согласия правообладателя оригинала, так как «голые» идеи авторским правом не охраняются (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Однако далеко не всегда возможно однозначно определить границу между неохраняемым общественным достоянием в содержании произведения и охраняемыми творческими элементами текста в авторском оригинале.

Вопреки достаточно распространённому мнению современное авторское право предлагает механизм охраны не только в отношении формы внешнего выражения литературного произведения, но и в части отдельных элементов содержания (оригинальный сюжет, синопсис, образная система, персонажи и др.), если таковые являются результатом творческого труда автора и сами по себе определяют индивидуальность произведения [13].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.