Новый материал
2. Новый материал
- Все вещества, встречающиеся в природе, по своим электропроводным свойствам делятся на три группы:
- Проводники,
- изоляторы (диэлектрики),
- полупроводники
- К полупроводникам относится гораздо больше веществ, чем к проводникам и изоляторам. В изготовлении радиоприборов наибольшее распространение получили 4-х валентные германий Ge и кремний Si.
- Электрический ток полупроводников обуславливается движением свободных электронов и так называемых "дырок".
- Свободные электроны, покинувшие свои атомы, создают n- проводимость (n - первая буква латинского слова negativus - отрицательный). Дырки создают в полупроводнике р - проводимость (р - первая буква латинского слова positivus- положительный).
- В чистом проводнике число свободных электронов и дырок одинаково.
- Добавляя примеси, можно получить полупроводник с преобладанием электронной или дырочной проводимостью.
- Важнейшее свойство р- и n- полупроводников - односторонняяя проводимость в месте спайки. Эта спайка называется p-n переходом.
В 4-х валентный кристалл германия (кремния) добавить 5-ти валентный мышьяк (сурьму) то получим n - проводник.
При добавлении 3-х валентного индия , получим р - проводник.
-
- рис. 1
- Когда "плюс" источника соединен с р- областью, говорят что переход включен в прямом направлении, а когда минус источника тока соединен с р- областью, переход включен в обратном направлении.
- Одностороння проводимость р и n перехода является основой действия полупроводниковых диодов, транзисторов и др.
- Имея представление о полупроводнике, теперь приступим к изучению диода.
- Приставка "ди" - означает два, указывающая на две примыкающие зоны разной проводимости.
Вентиль велосипедной шины (нипель). Воздух через него может проходить лишь в одном направлении - внутрь камеры. Но существует и электрический вентиль. Это диод - полупроводниковая деталь с двумя проволочными выводами с обоих концов.
рис. 2
По конструкции полупроводниковые диоды могут быть плоскостными или точечными.
- Плоскостные диоды имеют большую площадь электронно- дырочного перехода и применяются в цепях, в которых протекают большие токи.
- Точечные диоды отличаются малой площадью электронно-дырочного перехода и применяются в цепях с малыми токами.
рис. 3
- Условно-графическое обозначение диода. Треугольник соответствует р- области и называется анодом, а прямолинейный отрезок, называется катодом, представляет n- область.
- В зависимости от назначения диода его УГО может иметь дополнительные символы.
Основные параметры, по которым характеризуются диоды.
- Прямой ток диода.
- Обратный ток диода.
Закрепление материала.
А сейчас приступим к проведению опытов с диодами.
рис. 4
рис. 5
Изменение полярности подключения источника питания в цепи, содержащей полупроводниковый диод.
Соединяем последовательно батарею 3336Л и лампочку накаливания МН3,5 – 0.28 (на напряжение 3.5В и ток накала 0.28А) и подключаем эту цепь к сплавному диоду из серии Д7 или Д226 так, чтобы на анод диода непосредственно или через лампочку подавалось положительное, а на катод – отрицательное напряжение батареи (рис 3, рис.4). Лампочка должна гореть полным накалом. Затем изменяем полярность подключения цепи “батарея – лампочка” на обратную (рис. 3, рис.4). Если диод исправный – лампочка не горит. В этом опыте лампочка накаливания выполняет двойную функцию: служит индикатором тока в цепи и ограничивает ток в этой цепи до 0.28А, тем самым защищая диод от перегрузки. Последовательно с батареей и лампочкой накаливания можно включить еще миллиамперметр на ток 300…500мА, который бы фиксировал прямой и обратный ток через диод.
4.Задание:
- Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника постоянного тока, микродвигателя, 2-х диодов, так, чтобы с помощью выключателей изменять направление вращение ротора микродвигателя.
- Определите полюса батареи для карманного фонаря с помощью полупроводникового диода.
- Самостоятельно изучите проводимость диода на демонстрационном стенде. Изучение односторонней проводимости диода.
Рис. 6
рис.7
5. Домашнее задание
Для закрепления пройденного материала, подумайте над следующими задачами и приведите их решение:
1. Как с использованием полупроводникового диода защитить радиоаппаратуру от переполюсовки?
2. Имеется электрическая цепь, в которую входят четыре последовательно соединенных элемента – две лампочки а и б и два выключателя А и Б. При этом каждый выключатель зажигает только одну, только “свою” лампочку. Для того, чтобы зажечь обе лампочки, нужно одновременно замкнуть оба выключателя.
Решение второй задачи.
Рис.8
Рис.9
|