Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новый материал



2. Новый материал

  • Все вещества, встречающиеся в природе, по своим электропроводным свойствам делятся на три группы:
  • Проводники,
  • изоляторы (диэлектрики),
  • полупроводники
  • К полупроводникам относится гораздо больше веществ, чем к проводникам и изоляторам. В изготовлении радиоприборов наибольшее распространение получили 4-х валентные германий Ge и кремний Si.
  • Электрический ток полупроводников обуславливается движением свободных электронов и так называемых "дырок".
  • Свободные электроны, покинувшие свои атомы, создают n- проводимость (n - первая буква латинского слова negativus - отрицательный). Дырки создают в полупроводнике р - проводимость (р - первая буква латинского слова positivus- положительный).
  • В чистом проводнике число свободных электронов и дырок одинаково.
  • Добавляя примеси, можно получить полупроводник с преобладанием электронной или дырочной проводимостью.
  • Важнейшее свойство р- и n- полупроводников - односторонняяя проводимость в месте спайки. Эта спайка называется p-n переходом.

В 4-х валентный кристалл германия (кремния) добавить 5-ти валентный мышьяк (сурьму) то получим n - проводник.

При добавлении 3-х валентного индия , получим р - проводник.

  • рис. 1
  • Когда "плюс" источника соединен с р- областью, говорят что переход включен в прямом направлении, а когда минус источника тока соединен с р- областью, переход включен в обратном направлении.
  • Одностороння проводимость р и n перехода является основой действия полупроводниковых диодов, транзисторов и др.
  • Имея представление о полупроводнике, теперь приступим к изучению диода.
  • Приставка "ди" - означает два, указывающая на две примыкающие зоны разной проводимости.

Вентиль велосипедной шины (нипель). Воздух через него может проходить лишь в одном направлении - внутрь камеры. Но существует и электрический вентиль. Это диод - полупроводниковая деталь с двумя проволочными выводами с обоих концов.

рис. 2

    По конструкции полупроводниковые диоды могут быть плоскостными или точечными.

  • Плоскостные диоды имеют большую площадь электронно- дырочного перехода и применяются в цепях, в которых протекают большие токи.
  • Точечные диоды отличаются малой площадью электронно-дырочного перехода и применяются в цепях с малыми токами.

рис. 3

  • Условно-графическое обозначение диода. Треугольник соответствует р- области и называется анодом, а прямолинейный отрезок, называется катодом, представляет n- область.
  • В зависимости от назначения диода его УГО может иметь дополнительные символы.

Основные параметры, по которым характеризуются диоды.

  • Прямой ток диода.
  • Обратный ток диода.

Закрепление материала.

А сейчас приступим к проведению опытов с диодами.

рис. 4

рис. 5

     Изменение полярности подключения источника питания в цепи, содержащей полупроводниковый диод.

Соединяем последовательно батарею 3336Л и лампочку накаливания МН3,5 – 0.28 (на напряжение 3.5В и ток накала 0.28А) и подключаем эту цепь к сплавному диоду из серии Д7 или Д226 так, чтобы на анод диода непосредственно или через лампочку подавалось положительное, а на катод – отрицательное напряжение батареи (рис 3, рис.4). Лампочка должна гореть полным накалом. Затем изменяем полярность подключения цепи “батарея – лампочка” на обратную (рис. 3, рис.4). Если диод исправный – лампочка не горит. В этом опыте лампочка накаливания выполняет двойную функцию: служит индикатором тока в цепи и ограничивает ток в этой цепи до 0.28А, тем самым защищая диод от перегрузки. Последовательно с батареей и лампочкой накаливания можно включить еще миллиамперметр на ток 300…500мА, который бы фиксировал прямой и обратный ток через диод.

4.Задание:

  • Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника постоянного тока, микродвигателя, 2-х диодов, так, чтобы с помощью выключателей изменять направление вращение ротора микродвигателя.
  • Определите полюса батареи для карманного фонаря с помощью полупроводникового диода.
  • Самостоятельно изучите проводимость диода на демонстрационном стенде. Изучение односторонней проводимости диода.

 

Рис. 6

рис.7

5. Домашнее задание

Для закрепления пройденного материала, подумайте над следующими задачами и приведите их решение:

1. Как с использованием полупроводникового диода защитить радиоаппаратуру от переполюсовки?

2. Имеется электрическая цепь, в которую входят четыре последовательно соединенных элемента – две лампочки а и б и два выключателя А и Б. При этом каждый выключатель зажигает только одну, только “свою” лампочку. Для того, чтобы зажечь обе лампочки, нужно одновременно замкнуть оба выключателя.

Решение второй задачи.

Рис.8

Рис.9

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.