Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Человек на Луне



Человек на Луне

Федоров Святослав Павлович

ГБПОУ МО «Физтех-колледж» г. Долгопрудный

Луна привлекала людей ещё в древности. До нашей эры уже существовали учёные, которые исследовали движение нашей спутницы по небосводу и находили в нём закономерности. По мере развития технологий человек смог детально исследовать поверхность Луны при помощи телескопов. После того, как люди начали догадываться о том, что учение Геоцентризма неверное, начали выстраиваться и первые понятия орбитального движения тел. В 16-ом веке люди сделали ещё ряд открытий, среди которых, например, факт того, что у Луны нет атмосферы. Если бы она у неё была, то звёзды на небосводе, проходя через её атмосферу, гасли постепенно, а не моментально. В 19-ом веке развитие фотографии дало человечеству возможность более детального исследования и последующего картографирования поверхности.

В 20-ом веке началась космическая эра, человек познал орбитальную механику и на поверхность Луны были посланы первые автоматические межпланетные станции. Первой такой можно считать советскую станцию АМС «Луна-1», которая пролетела совсем рядом с поверхностью. Ошибка в расчётах времени сигнала от Земли до зонда привела к тому, что аппарат не смог совершить манёвр вовремя, в результате этого, станция промахнулась мимо цели и стала первым искусственным спутником, выведенную на солнечную орбиту. Первым же зондом, достигшем поверхность Луны можно считать аппарат «Луна-2». В его целях было изучение Луны, потому посадка аппарата не предполагалась, потому он врезался в поверхность спутника на скорости 3.3 километра в секунду, образовав ударный кратер диаметром от 15 до 130 метров. «Луна-3» передала первое изображение обратной стороны Луны, а «Луна-9» совершила первую мягкую посадку на поверхности и передала первые в мире фотографии, сделанные с поверхности другого небесного тела. В 1960-ых было ясно, что США отстают от СССР в освоении космоса, потому программу первого пилотируемого полёта решили форсировать. Президент Джон Кеннеди заявил, что полёт будет совершён до 1970 года. И первой и на данной момент последней миссией, которая перевезла человека на другое небесное тело стала программа «Аполлон».

Прежде, чем начинать обсуждение самой миссии, стоит и пояснить основные принципы полётов космического аппарата. Главной его основой является орбитальная механика. Для того, чтобы удерживать аппарат в космосе, нужно либо бесконечно гасить гравитацию планеты тягой двигателей (что невозможно из-за отсутствия бесконечного топлива), либо же выйти на его орбиту. Если просто взлететь вертикально вверх и выйти в космос, то через непродолжительный промежуток времени вся скорость аппарата будет погашена притяжением тела, и он совершит падение на его поверхность.
Есть такие понятие, как «космическая скорость». Их всего четыре:

· Первая космическая скорость, позволяющая выйти на орбиту центрального тела;

· Вторая космическая скорость, позволяющая покинуть его гравитационное притяжение и покинуть его орбиту;

· Третья космическая скорость, позволяющая покинуть систему (ещё не была достигнута);

· Четвёртая космическая скорость, позволяющая покинуть галактику (вряд ли будет достигнута, пока человек не освоит межгалактические перелёты).

Для того, чтобы выйти на орбиту, достаточно набрать первую космическую скорость и покинуть атмосферу. Стоит также отметить, что даже в верхних границах атмосферы орбитальный полёт невозможен из-за торможения аппарата частицами сильно разреженного воздуха. Корабль замедлится, скорость снизится, и он упадёт на планету. МКС, например, находится за границами атмосферы в термосфере на высоте 400 километров, но её орбита постоянно падает и её поднимают прибывающие корабли. Из-за минимального количества частиц, выходящих из атмосферы Земли.
Почему корабль с первой космической скоростью не падает на планету? Тут всё просто. Он постоянно падает и промахивается, поскольку падает за горизонт. И не может остановиться из-за гравитации планеты, которая его постоянно притягивает к себе.

Итак, первая космическая скорость Земли составляет примерно 8 километров в секунду, а вторая около 11 километров в секунду. Стоит отметить, что значения космических скоростей сильно зависят от гравитационного притяжения тела. Таким образом, для Солнца вторая космическая скорость составляет около 618 километров в секунду.

Рассмотрим сами ракеты. Первым стоит рассмотреть ракетные двигатели. Авиационные двигатели для ракет не подходят, поскольку для горения им нужен окислитель (например, кислород), который они забирают вместе с воздухом из атмосферы прямо в камеру сгорания. Значит, чтобы двигатель мог работать в вакууме, он должен гореть без воздуха. Существует два основных типа ракетных двигателей:

1. Твердотопливные. Они заполнены твёрдым топливом. При зажигании камерой сгорания является весь огромный бак. Из их плюсов стоит отметить тягу и дешевизну, а из минусов то, что таким двигателем нельзя управлять. Нельзя сбавить тягу, или заглушить его. Горение будет продолжаться до тех пор, пока не выгорит всё топливо;

2. Жидкостные. В качестве топлива используется всё то, что хорошо горит. А для того, чтобы это горело в вакууме, или же в атмосфере и не требовала воздухозаборником, в баках также есть и окислитель. Как правило, это жидкий кислород, или, например, азотная кислота. При зажигании двигателя в камеру сгорания подаётся топливо и окислитель, происходит реакция горения и создаётся реактивная тяга. Такой двигатель можно выключить и повторно зажечь, а также сбавить его тягу.

Теперь поговорим о проклятье одноступенчатых ракет. Все современные ракеты, выходящие на орбиту, состоят минимум из двух ступеней. Почему так? По мере выгорания топлива в баке первой ступени, её смысл пропадает. Зачем тащить на себе лишний вес? После того, как топливо первой ступени закончится, она отделяется и происходит зажигание двигателей второй ступени. Первая же падает в океан, либо сгорает в атмосфере. Некоторые, вроде компании SpaceX научились сажать свои первые ступени на плавучие платформы в море и потом их снова использовать. Глава SpaceX считает: «Выкидывать ступень после каждого запуска, всё равно, что выкидывать самолёт после одного рейса». Но это реализовать технически очень сложно, потому прогресс в этом деле небольшой.

Да, до орбиты теоретически можно долететь и в одну ступень, но это очень непрактично. Потребуется гораздо большее количество топлива для выведения такой огромной массы на орбиту. Манёвренность будет значительно ниже, а в итоге это всё не имеет смысла, потому что посадить целиком такую ракету всё равно не получится.

Есть такое понятие, как SSTO (Single Stage To Orbit). То есть, одноступенчатая космическая система. В серийное производство ничего не пошло, но есть интересные проекты со взлётом и посадкой самолётного типа. Аппарат взлетает с ВПП, используя авиационные двигатели. В его баках нет окислителя, потому масса низкая. Пока он разгоняется, он собирает кислород, охлаждая его до жидкого состояния. На высокой скорости и высоте, когда работа атмосферного двигателя невозможна, запускаются ракетные двигатели и используют тот окислитель, который он сам собрал в атмосфере.

Пока что это только проекты и в серию ничего не пошло.

Также, стоит и рассмотреть, что такое Дельта V. Это фактическое ускорение, которое может дать космический корабль. Например, фактическая △V – 11 км\с. Корабль достигает первой космической скорости в 9 км\с и △V не остаётся, поскольку 2 км\с потрачены на трение об воздух. Это всё очень примерные цифры, которые и близко не соответствуют действительности. Лишь для того, чтобы объяснить принцип.

Есть и термин ТВР – тяговооружённость. Чтобы аппарат мог взлетать вертикально вверх, она должна превышать единицу, но не должна быть слишком высокой. Оптимальный ТВР для ракеты 1.2-1.7. При низком ТВР она не сможет лететь вертикально вверх. При слишком высоком разовьёт избыточную скорость и уйдёт лишнее топливо на работу двигателей при большом сопротивлении воздуха. Стоит отметить, что ТВР в ходе полёта постоянно увеличивается и тягу двигателей нужно уменьшать. Происходит это из-за того, что гравитация становится всё меньше и меньше, а вес аппарата уменьшается из-за расхода топлива.

Почему все ракеты взлетают на Восток? На самом деле не все. Например, в Израиле ракеты взлетают на запад, что обусловлено политической обстановкой. Но вообще, на восток взлетают, чтобы сэкономить △V, поскольку Земля вращается в ту же сторону, что и летит ракета. И от необходимого ускорения можно вычесть фактическую скорость вращения Земли. Если же взлетать на Запад, это будет очень неэкономно, поскольку придётся погасить всю скорость вращения Земли и набрать космическую скорость с нуля. В таком случае Земля нам помогать не будет.

Почему ракеты взлетают вертикально, если орбита по сути является окружностью? На самом деле, ракета не взлетает вертикально. По достижению определённой небольшой скорости она начинает постепенно наклоняться относительно линии горизонта. И в апоцентре (максимально высокая точка орбиты), она практически лежит под углом 90 градусов. Если же взлетать вертикально, то придётся гасить всю вертикальную скорость, направляя её в горизонт и опять же, на это уйдёт очень много топлива.

А что такое сама Луна? Это единственный естественный спутник нашей планеты, находящийся на расстоянии ~384 500 км от Земли. Согласно известным теориям, Луна образовалась около 4.5 миллиарда лет назад после столкновения Земли с неизвестным небесным телом, схожем с размерами с Марсом. Плотность атмосферы на ней – мизерное число, можно считать, что её нет. Орбита Луны синхронизирована с Земной орбитой, потому мы всё время видим только одну её сторону. Также гравитация Луны создаёт приливные силы, которые вызывают приливы и отливы на Земле. Магнитного поля у Луны также нет. Свечение Луны ночью вызвано тем, что она отражает солнечный свет.

Переходим к самим полётам на Луну. Сначала стоит рассмотреть неудачные попытки наших ракетостроителей создать лунную ракету. Ей должна была стать Н1. Её длина составляла 30 метров, а стартовая масса 1880 тонн. Она была поистине огромной. Убила её слишком сильная техническая сложность и спешка, с которой специалисты СССР участвовали в Лунной гонке. Было четыре пробных пуска этой ракеты, все из которых закончились отказом двигателей первой ступени. До космоса ни одна из них так и не долетела. Второй пуск был самым провальным, поскольку ракета смогла взлететь лишь на 200 метров, а после чего упала на место старта. По итогу, произошёл мощнейший взрыв и воспламенение топлива. Её стартовый стол был уничтожен, а соседний слишком повреждён. Её же ещё называют «Царь-ракета».

Кто же положил начало американской космонавтике? Во времена Второй Мировой войны в нацисткой Германии был учёный - Вернер фон Браун, который и положил начало всем полётам ракет. Когда к власти пришёл Гитлер и его национал-социалистическая партия, успехами учёного заинтересовалось руководство страны. В 1934 году ему присвоили звание доктора физических наук. Сам Браун основывался на работы американского физика-ракетчика Роберта Годдарда и многое у него позаимствовал. В 1944 году была создана первая в мире баллистическая ракета дальнего действия ФАУ-2. Она же и является первым в мире объектом, который совершил суборбитальный космический полёт с апоцентром в 188 километров. Эта ракета попала и в руки советского союза, где её подробно изучили и многие наработки Королёва основывались также на ней. В мае 1945 года команда разработчиков приняла решение сдаться американской армии, поскольку опасались репрессий со стороны СССР. Все наработки были скопированы и спрятаны, чтобы избежать их потери. Спустя несколько лет он уже вовсю занимался баллистическими ракетами малой дальности. Позднее – стал членом НАСА и занимался программой «Аполлон» и ракетами «Сатурн».

Ракетой, используемой для доставки «Аполлонов» была «Сатурн-5». Её высота составляла 110 метров, она была трёхступенчатой. Если рассматривать ракету снизу вверх, то сначала мы видим первую ступень S-1C с пятью двигателями F-1. На второй ступени S-II было также 5 двигателей, но уже поменьше. Их наименование J-2. Третья ступень называлась S-IVB всего с одним двигателем J-2. Ещё выше, под обтекателем спрятан лунный модуль, который совершит прилунение. Над ним находится служебный модуль с двигателем, который содержит в себе топливо и систему РСУ. Также там была электроника. Практически на самом верху ракеты находится командный модуль, в котором и находились три астронавта, проводившие там практически всё время экспедиции. Он был очень тесным, и клаустрофобам вряд ли бы пришёлся по душе. Над командным модулем возвышается последний компонент ракеты – система аварийного спасения (САС). В случае отказа двигателей, или любой другой неисправности, делающей полёт невозможным на этапе вывода аппарата на орбиту, маршевые двигатели ракеты отключались и запускались твердотопливные ускорители на САС, которые уводили командный модуль подальше от аварийного носителя. Дальше, он должен был совершить аварийную посадку в океане.

11 октября 1968 года был совершён запуск «Аполлон-7» на ракете «Сатурн-5». Это был первый пилотируемый полёт за всю историю программы «Аполлон». До этого были лишь прототипы, либо же беспилотные пуски. Он был испытательным и его целью было проведение множественных испытаний на орбите Земли в течении полного времени реальной Лунной экспедиции. Завершив имитацию, программа двинулась дальше. 21 декабря 1968 года был осуществлён запуск «Аполлон-8» с последующим выходом на орбиту Луны. Он стал первым пилотируемым аппаратом, совершившим её облёт. 3 марта 1969 года запустили «Аполлон-9» с ещё одной имитацией полёта на Луну на земной орбите. И последним испытательным полётом стал «Аполлон-10» с его генеральной репетицией посадки на Луну. Полёт совершился 18 мая 1969 года.

16 июля 1969 года в 13:32 был совершён пуск «Сатурн-5», которая повезла на себе астронавтов к Луне. Запуск двигателей первой ступени произошло за 8 секунд до отрыва ракеты от стартового стола. Во время отрыва от пусковой мачты отводятся последние стартовые рукава, через 12 секунд ракета поднимается над башней. Стартовые перегрузки достигали 4G.

 На высоте 67 километров через 2 минуты 42 секунды после старта произошло отключение двигателей первой ступени и её последующее отделение. Ещё через несколько секунд зажигались двигатели второй ступени, а первая начинала свой путь в Атлантический океан. Система аварийного спасения сбрасывалась с ракеты, поскольку на такой высоте она уже больше не нужна. Через 9 минут 12 секунд после пуска, двигатели второй ступени также отключались, ступень отделялась и единственный двигатель третьей ступени запускался. Высота полёта на тот момент была 175 километров. После достижения опорной орбиты в 190 километров двигатели третьей ступени отключались. Опорной такая орбита называется из-за низкого срока её баллистического существования. Иными словами, долго находиться на ней не получится. Но нам это и не нужно. Отключение произошло в 11 минут 39 секунд после пуска. Через несколько витков и различных проверок, двигатель третьей ступени вновь запускался, выводя корабль на орбиту «свободного возвращения». Выглядит такая орбита в форме цифры 8, в окружностях которой находится Земля и Луна. В случае нештатной ситуации, корабль сможет вернуться обратно к Земле без запуска двигателей. Примерно через 6 минут топливо в третьей ступени заканчивалось, двигатели отключались и начинался самый интересный этап. Командный модуль с двигателем и служебным модулем отделялся от ракеты и разворачивался на 180 градусов, носом к обтекателю. Створки обтекателя открывались, корабль вновь пристыковался к третьей ступени, но уже носом, чтобы извлечь из обтекателя посадочный модуль. Стоит и вспомнить о том, что в космосе огромные перепады температур. Корабль нужно было охлаждать в одних местах и греть в других, чтобы избежать повреждения оборудования. Потому с этого момента корабль придавал себе вращение и за 16 минут совершал полный оборот вокруг своей оси. НАСА называли этот режим «пассивный термоконтроль», однако в шутку многие это называли «режим барбекю». После проведения небольшой трансляции с Землёй, экипаж ушёл на отдых через 11 часов и 20 минут полётного времени.

На второй день полёта через 25 часов и 53 секунды после пуска была преодолена половина расстояния от Земли до Луны (около 193 тысячи км). Примерно в это же время двигатель запустился на 2.9 секунды, совершив таким образом коррекцию траектории. Вновь была проведена трансляция, длившаяся 35 минут. Астронавты показали Землю с такого расстояния, свои рабочие места, кухню, набор продуктов и процесс их готовки.

 На третий день полёта астронавты вновь провели ряд проверок, впервые перейдя в Лунный модуль. Также была небольшая трансляция. Интересно и то, что в этот момент астронавты заметили непонятный мигающий объект на небольшом расстоянии от их корабля. Запросив у ЦУП местоположение третьей ступени, было выяснено, что она находится в 11 тысячах километрах от них. Доподлинно выяснить, что это было так и не удалось. Скорее всего, это был адаптер лунного модуля (створка обтекателя), который отделился при отстыковке.

На четвёртый день корабль приблизился к Луне. В 75 часов 41 минуту и 23 секунды «Аполлон» скрылся за Луной и связь была утеряна. Через 8 минут после этого был осуществлён запуск двигателя служебного модуля на 5 минут и 8 секунд для выхода на орбиту Луны. После того, как связь восстановилась, астронавты увидели первый восход Земли над Луной. ЦУП доложил о том, что орбита максимально близка к расчётной.

29 июля двое астронавтов перешли в лунный модуль. Ими были Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Майкл Коллинз остался в командном модуле. После проверки всех систем, на 13 витке произошло отделение лунного модуля от корабля. После того, как дистанция между модулями была достаточной, запустился маршевый двигатель лунного модуля на 30 секунд. Расчётную точку астронавты пролетели на 3 секунды раньше, что означало, что они сядут дальше запланированного места. Вновь произошло зажигание двигателя для торможения. Ещё через 8 минут корабль достиг высоты в 1.5 километра со скоростью 30 метров в секунду. Было произведено отключение автоматики и проба ручного управления. На высоте 460 метров Армстронг заметил, что на месте посадки находится большое количество камней. Место посадки находилось рядом с ударным кратером West. Для науки было крайне желательно совершить посадку рядом с ним, однако безопасность в данном случае оказалась важнее. Модуль был переведён в режим полуавтоматического управления. На высоте в 140 метров вертикальная скорость составляла 1 м/c, учитывая экстренное смещение корабля в целях смены места посадки, ситуация внутри накалялась. На высоте 30 метров Олдрин доложил об остатке топлива на посадку в 5%. Начался 94 секундный отсчёт, после которого у Армстронга останется только 20 секунд, чтобы прервать посадку и экстренно взлететь, либо же прилуниться окончательно.
Скоро произошло касание одной из стоек поверхности Луны и посадочный двигатель отключился. За несколько секунд до касания астронавты увидели лунную пыль, которая поднималась из-за реактивной струи работающего двигателя.

После доклада в ЦУП, астронавты первые 2 часа были заняты предстартовой подготовкой, как если бы им пришлось сразу же взлетать. Но, всё прошло гладко. Во время проверок астронавты докладывали о том, что они видят в иллюминаторы. По их словам, цвет поверхности сильно отличался от того, под каким углом на неё смотреть. После завершения проверок у экипажа был плановый отдых. Но Армстронг запросил разрешение на выход на поверхность через три часа. Разрешение было дано через пол минуты, потому что все и так понимали, что эмоциональное состояние астронавтов не даст им заснуть.

Выход на поверхность Луны состоялся в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени. Перед выходом на поверхность было необходимо проверить возможность обратного возвращения в посадочный модуль, что и было сделано. Армстронг, держась за лестницу, наступил левой ногой в поверхность, произнеся историческую фразу «That’s one small step for a man, one giant leap for mankind», что переводится как «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Этот момент снимала телекамера, находившаяся на посадочном модуле. Лунный грунт был весьма мелким и сильно пачкал всё, с чем соприкасался. Астронавт также доложил о том, что двигаться по Луне гораздо легче, чем на имитациях. Была снята первая панорама на Луне и взят аварийный образец лунного грунта (на случай, если бы пришлось экстренно взлетать). Далее, спустился и сам Олдрин, через 15 минут после того, как это сделал Армстронг. После этого, был установлен флаг со специальными металлическими вставками, чтобы знамя держалось прямо (на Луне нет атмосферы и воздуха, на котором он мог бы развиваться). После этого, ЦУП попросил собраться обоих астронавтов в после зрения телекамеры, с ними хотел поговорить по телефону президент США Ричард Никсон. Он сказал, что благодаря тому, что сделали астронавты, небо стало частью человеческого мира, в этот бесценный момент, впервые за всю историю человечества, люди Земли воистину едины. Армстронг же ответил: «Для них большая честь представлять не только соединённые штаты, но и людей мира из всех стран. Также потом был совершён ряд научных экспериментов с различными приборами, собрали ещё несколько образцов грунта и, наконец, пришла пора вновь залезть в посадочный модуль. В этот момент, у Армстронга пульс достиг 160 ударов в минуту, из-за чего ЦУП произнёс условную фразу, попросив его проверить скафандр, что обозначало перевести дух. Перед погружением в посадочный модуль, астронавты положили пакетик на поверхности рядом с посадочным модулем. В нём были медали с эмблемой Аполлон-1, Гриссомом, Уайтом, Чаффи, Гагариным и Комаровым. Мемориальную процедуру планировалось совершить и раньше, но в спешке об этом забыли. Выход на поверхность продолжался 2 часа, 31 минуту и 40 секунд. За это время астронавты собрали 21.5 кг лунного грунта и максимально удалились от лунного модуля на 60 метров.

После посадки в модуль, астронавты начали подготовку ко взлёту. Всего они пробыли на поверхности Луны 21 час, 36 минут и 21 секунду. Двигатель взлётного модуля запустился через 124 часа и 22 минуты после старта Сатурн-5 с Земли. Одновременно с этим, взлётный модуль отделился от командного, а тот так и остался на поверхности Луны.  Через час после взлёта и около двух витков, взлётный модуль состыковался с кораблём, после чего астронавты перебрались в него. Модуль отстыковали. В будущем он должен либо остаться на орбите, либо упасть на поверхность Луны.

В самом начале 31 витка был запущен маршевый двигатель «Аполлона», выводя корабль на траекторию возврата к Луне. Через 2 минуты и 28 минут он был отключён. Вновь запущен режим пассивного термоконтроля.

Как только корабль приблизился к околоземной орбите, служебный модуль с двигателем отделялся и от гигантской ракеты оставался лишь крошечный командный модуль с тремя астронавтами, которые вскоре совершат посадку.

Кульминацией миссии является вход в атмосферу и посадка. Корабль разворачивается против движение, подставляя свой тепловой щит, дабы не сгореть в атмосфере. Из-за трения аппарат нагревается до огромных температур. Газ, окружающий аппарат, переходит в четвёртое состояние – плазму, из-за чего радиосвязь теряется. Со стороны кажется, что корабль горит, однако «горит» сам воздух, который его окружает.

Вскоре торможение завершается, открываются 3 парашюта и аппарат мягко приземляется в воды Тихого океана, предварительно надув «спасательный круг». Вскоре астронавтов вместе с кораблём подберёт авианосец.

В последствии было осуществлено ещё пять пусков ракет серии «Аполлон» с людьми. Всего на Луне побывало 12 астронавтов. После того, как Лунная гонка закончилась победой США, программу закрыли. На текущий момент на Луне за последние 50 лет никого не было. СССР, проиграв Лунную гонку, принял решение не развивать дальше эту программу и закрыл её.

Что такое Лунный заговор? Объединение людей, которые считают, что на Луне никого не было, всё снято в Голливуде, а цель полётов – поднятие престижа США и разорение бюджета СССР, который также участвовал в Лунной гонке. Такая теория не выдерживает никакой критики. Миллионы людей вживую наблюдали пуски. Несколько десятков сверхтяжёлых ракет. Отсутствие компьютеров для монтажа. Про это даже смысла нет говорить. В те года реально было дешевле запустить все эти полёты, чем подделывать. Более того, сделать это было нереально. Разве СССР, который участвовал в Лунной гонке и проиграл её, первым бы не ткнул оппонента в его ложь? Радиостанции СССР прекрасно ловили сигналы Аполлонов и факт того, что сигнал шёл с поверхности Луны тоже был установлен. И в тот момент, когда весь мир смотрел эти трансляции, в СССР об этом не было ни единого напоминания.

А что сейчас? За последние несколько лет Китай активно наращивает свою космическую программу, проводит пуски и испытания и в планах у него вновь высадиться на поверхность Луны. Этим действием, он втянул НАСА и другие страны во вторую Лунную гонку. Готовятся проекты ракет, способные совершить высадку там. Более того, планируется не только высадка, но и создание баз на длительное проживание. Базы будут привезены грузовыми кораблями и закопаны в лунный грунт, дабы избежать повышенной солнечной радиации. На текущий момент активно испытываются ракеты SLS производства Boeing и Starship, производства SpaceX.

А что в России? Пользуясь тем, что США отказалась от программы Space Shuttle, Роскосмос был монополистом почти десятилетие, доставляя американских астронавтов на орбиту. Цены всё время завышались и в последнее время цена на одно место превышала стоимость всего пуска. До сих пор Россия использует ракеты Протон и Союз, разработанные ещё Королёвым. Они неплохие, но им уже около 50 лет. И даже с такими надёжными ракетами из-за коррупции начали возникать частые проблемы и отказы. Сейчас, в 2020 году, SpaceX испытала свой космический корабль, отобрав тем самым большую часть контрактов по доставке у Роскосмоса. Системе всего несколько лет, к тому же она многоразовая и очень дешёвая. В 2024 году срок МКС подойдёт к концу, её сведут с орбиты и утопят в океане. Заказчиков на коммерческие пуски тоже не останется, поскольку у конкурентов они намного дешевле. Роскосмос останется со своими 50-ти летними ракетами наедине с лишь военными заказами на вывод спутников на орбиту. И это очень грустно. Надеемся, ситуация в будущем изменится.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.