Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Василий Поленов. Утверждение самоценности этюда.



25. Василий Поленов. Утверждение самоценности этюда.

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (1844, Петербург —1927, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи.

Поленов великолепный мастер этюда. К этюду художник обращался как к самостоятельной форме живописи и как к подготовительному этапу работы в процессе создания своих картин. Фиксируя свои впечатления от окружающей его природы, он никогда не стремился к внешней эффектности изображения. Природа предстает в поленовских этюдах в своем наиболее обычном и естественном состоянии, что не мешает художнику раскрыть ее поэтическую прелесть и красоту. Этому же способствует тонкая, филигранная манера письма, передающая все богатство оттенков пейзажа и разнообразие его форм.

Увлечение художника пейзажем началось в годы пенсионерской командировки в Вёле, куда Поленов вместе с Репиным ездил летом 1874 года. Созданные в Вёле этюды привлекли к Поленову внимание русской общественности. Одним из наиболее удачных этюдов этого времени является "Рыбацкая лодка", исполненный тонкого чувства природы. Красота самой живописи в этом произведении помогает создать ощущение красоты и поэтичности изображенного.

Опыт работы на натуре, овладение основами пленерной живописи явились залогом дальнейших успехов Поленова в области пейзажа.

Вернувшись из пенсионерской командировки, Поленов поселился в Москве. Старая Москва с ее полупровинциальным бытом вдохновила художника на создание одной из самых прославленных картин - "Московский дворик". Одновременно с этим Поленов, увлеченный окружающей его русской стариной, работал над картиной "Пострижение негодной царевны" и написал в связи с ней в 1877 году несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих К числу лучших творений художника первых лет его жизни в Москве ("Золотая царицына палата", "Успенский собор", "Теремной дворец" и ряд других). В кремлевских этюдах Поленов проявляет мастерство пленерной живописи, тонкое понимание красоты белокаменных памятников московского зодчества. Их декоративное богатство находит выражение в ковровых, цветисто-радостных красках этюдов.

К этому же периоду относится очень красивый и поэтичный этюд "Пруд в парке. Ольшанка" (1877). Светлое радостное мировосприятие господствует в произведении. Чистые, звучные краски этюда гармонически сочетаются с образом изображенной природы. Начиная с этого пейзажа, лирический мотив старого запущенного парка будет время от времени привлекать внимание Поленова.

Чистота и звучность красок отличают и этюды Поленова, созданные во время путешествия художника на Восток (1881 -1882).

Особый интерес представляют этюды архитектурных памятников древнего Востока и Греции, свидетельствующие о любви Поленова к архитектуре, о его понимании красоты архитектурных форм. Изображая в большинстве случаев только часть памятника, Поленов умеет передать в нем сам дух архитектуры. Особенно хороши среди архитектурных этюдов Поленова "Храм Изиды на острове Филе", "Парфенон" и др.

В этюде "Храм Изиды" художник запечатлевает колоннаду храма со стороны внутреннего дворика. Лес величавых лотосообразных колонн как будто раскрывается в своих растительных формах навстречу яркому южному солнцу. Погруженные в легкую и прозрачную тень, они кажутся 'излучающими свой внутренний свет и потому трепетно живыми.

"Парфенон" изображен возвышающимся на вершине каменистого холма, на фоне облачного хмурого неба. В отличие от подавляющей своей грандиозностью и мощью архитектуры храма Изиды, в архитектуре Парфенона Поленов подчеркивает ее человечность, ее светлое начало. Стройный и горделиво величественный храм естественно господствует над окружающим как самое совершенное творение человеческого гения.

Очарователен в своем изяществе храм Эрехтейон, написанный в светлых, теплых тонах.

Суровым величием веет от глухих константинопольских стен, каменных громад его архитектурных сооружений (этюд "Константинополь"). Город изображен в предвечерний час, когда тьма уже спускается на землю, и последний солнечный луч должен вот-вот потухнуть.

Наибольший интерес среди пейзажей тех стран, в которых побывал Поленов во время путешествия, представляют виды Египта. В них прежде всего покоряют убедительно переданные дали. Большую часть изображения в этюде "Нил у Фиванского хребта" занимает зеркальная гладь Нила, горы, легким силуэтом рисующиеся вдали, И небо. Узенькая полоска берега с одинокими пальмами и маленькими белыми хижинами, вносит некоторую живописность в пейзаж, но не играет в нем основной роли. Художник прекрасно почувствовал, что главное в изображаемом им пейзаже - это не экзотические пальмы, а широкий простор спокойной голубой реки.

Свежие, обнаруживающие тонкое чувства природы и непосредственность восприятия, напоенные солнцем и воздухом, красивые и чистые по краскам, восточные этюды Поленова сыграли в истории русского искусства большую роль. "Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о котором он раньше и не помышлял.

Лучшие работы Поленова второй половины 1880-1890 годов связаны с изображением русской природы. В этот период были созданы очаровательные своей свежестью и тонким лиризмом этюды "Деревенский пейзаж с мостиком", "Деревня Тургеневе", "Северная деревня" и др. В них находит продолжение основная тема творчества Поленова - тема светлой радости бытия человека в природе. Запечатлена все та же ласковая, расположенная к человеку природа, рождающая чувство спокойного умиротворения; изменяется только объект изображения. На смену пейзажам старой Москвы, запущенных дворянских усадеб, приходит пейзаж русской деревни.Поленов был признанным мастером этюда в русском искусстве. Оставленный им этюдный материал имеет огромную художественную ценность. Но Поленов никогда не ограничивался этюдом и в конечном итоге всегда стремился к созданию законченной картины, обобщающей в типическом образе его впечатления от натуры.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.