Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ценности человека эпохи Возрождения



 

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

  • Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский (светский), а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.
  • Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опирающемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие или отрицание существования Бога). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/istoriya/filosofiya-epohi-vozrozhdeniya-kratko-samoe-glavnoe.html

6.Основные идеи философии эпохи Возрождения.

Эпоха между Средневековьем и Новым временем носит название Возрождения (или Ренессанса). В этот период (ХV - XVI вв.) на фоне распада феодальных отношений в Западной Европе во всех областях культурной и общественной жизни происходят процессы освобождения от диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, возникают новые научные дисциплины (анатомия, физиология и др.), появляются первые печатные книги, происходит расцвет искусства.

Философию этого времени отличают ярко выраженный антропоцентризм и гуманизм. Гуманизм – это идейное течение, признающее ценность и значимость человеческой личности, право человека на творчество, свободу и счастье. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными, земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться не меньше небесной. Видные представители гуманизма – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский и др.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания является пантеизм – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и природу, растворяющее Бога в природе. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих идее о сотворении мира Богом из ничего. Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают Николая Кузанского. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника, сменившая существовавшую до того геоцентрическую систему. Согласно учению Коперника, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира (этим объяснялась смена времен года); в-третьих, Космос бесконечен.

Философские аспекты теории Н.Коперника развил итальянский мыслитель Джордано Бруно. Он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр мира. По мнению Бруно, таких миров во Вселенной бесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами, которые могут значительно отличаться от земных. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжён на костре.

Ценности человека эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это эпоха гуманизма, открывшая ценность человеческой личности, эпоха, сформировавшая новое представление о человеке. Внешний индивидуализм (неповторимость, уникальность) предполагает:

· открытие лица, которое становится критерием красоты (в античности – главное тело), ведущий жанр портрет;

· имя – эпоха Возрождения повышает статус имени человека; в античности – человек безымянный автор, в средневековье – анонимность. (Рафаэль, Леонардо де Винчи, Микеланджело, Данте, Петрарке, Шекспир, Коперник, Колумб, Лютер);

· открытие биографии (жизнеописание людей).

А внутренний индивидуализм («ренессансного индивидуализма») предполагает абсолютизацию человеческих возможностей, сравнение человека с Богом (человек может все, как Бог). Внутренний индивидуализм остался в эпохи Возрождения и не дошел до наших дней. Он является открытием той эпохи, именно внутренний индивидуализм позволил состояться эпохи Возрождения.

Впервые идея равенство человека Богу прозвучала в литературном произведение Данте «Божественная комедия», в ней главное действующее лицо человек, который проходит все уровни мироздания и дает оценку увиденному (ранее доступно только Богу). Встречает в раю Биатриччи, а не Бога. Также идея равенства отражается в картине Леонардо Да Винчи «Джоконда» (Мона Лиза), в которой божественность достигается с помощью художественных деталей: взгляд, улыбка, руки и фон (секрет улыбки); в картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна»: ренессансный индивидуализм достигается путем нарушения иконографических правил (т.е. правил иконописи); в скульптуре Микеланджело «Давид» божественность достигается с помощью сюжета из Ветхого Завета (битва Давида с Голиафом).

Эпоха Возрождение задумывается над вопросом: почему человек = Богу? Обоснованием ренессансного индивидуализма выступает философия антропоцентризма. Которая найдет отражение в трудах Пико дела Мирандолы (главный трактат о чести и достоинстве человека). Идеи, лежащие в основе антропоцентризма:

А) Утверждение центрального места человека в системе мироздания (человек как высшее биологическое существо завершает земной мир, но одновременно, являясь, разумным существом, человек начинает небесный мир). Каждый человек по своей биологической организации является центром мироздания.

Б) Утверждение активности человека, признание его как творца своей судьбы способного сделать выбор (либо земная тварь, либо Бог). Возрождение всех уравновешивает и дает право выбора.

Следствием индивидуализма и антропоцентризма является – титанизм. Титан – гений, создающий уникальные творения, открытия, произведения; гений во всем, энциклопедист (в наше время нельзя, т.к. наука ушла вперед и нельзя одновременно во многих областях открытия). Образцом титана становится фигура Леонардо да Винчи – художник и ученый. Утверждению идеи индивидуализма способствовали великие географически открытия – открытия Америки (1492 г.) Колумбом, открытие морского пути из Европы в Индию (15 век), а также создание Коперником гелиоцентрической системы, изобретение книгопечатания (15 в.).

Ценность, уравновешивающая индивидуализм – жизнерадостность, которая предполагает утверждение светских ценностей, земного, человеческого, отказ от религиозного аскетизма. Человек – это природное существо достойное земного счастья, следовательно главная светская ценность – любовь, для которой свойственно:

- Конкретность (обращение к реальным женщинам, любить надо не идею, а женщину). Например: Биатриччи «Новая жизнь» Данте, Лаура «Кансоны» («Книга песен») Петрарки, Виктория Колонна (возлюбленная Микеланджело).

- Неплатоническая, чувственная, телесная. Главное достоинство женщины – внешность и ее желанность. Реабилитация телесной красоты: Боттичелли в живописи «Рождение Венеры», Боккаччо в литературе «Декамерон».

- Многогранность (многообразие оттенков: счастье, горе, надежду).

Таким образом, эпоха Возрождения предложила оптимальный идеал, объединяющий божественное начало и светское (земное). Он существует на протяжении трех десятилетий (1500-1530). А затем следует кризис.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.