|
||||
От 3 до 4 лет. Описание навыка. Сформи-рованность навыка (+/-). Примечание. От 0 до 3 месяцев. От 3 до 6 месяцев. От 6 до 9 месяцев. От 9 до 12 месяцев. От 12 до 15 месяцев. От 15 до 18 месяцев. От 18 месяцев до 2 лет. От 2 до 3 лет. От 3 до 4 лет. Описан ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 От 3 до 4 лет | ||||
47. | Ходит прямо, задом наперед, тащит большую игрушку | |||
48. | Проходит на цыпочках три метра | |||
49. | Ходит без поддержки по узкой линии на полу | |||
50. | В течение 5 секунд балансирует на той ноге, на которой ему легче сохранять равновесие | |||
51. | Бегает, останавливается, заворачивает за угол, избегает препятствий | |||
52. | Поднимается по лестнице, не держась за перила, и поочередно переставляя ноги | |||
53. | Спускается по лестнице, не держась за перила, и поочередно переставляя ноги | |||
54. | Переносит различные предметы вверх и вниз по лестнице | |||
55. | Бросает мячик, подняв вверх руку и развернув туловище | |||
56. | Ловит мячик, диаметром 15 см двумя руками, согнутыми в локтях | |||
57. | Бьет по мячу ногой с разбега (попасть не обязательно) | |||
58. | Перепрыгивает через веревку на высоте 4 см сразу двумя ногами | |||
59. | Прыгает в длину на 30 см | |||
60. | Прыгает с подставки или нижней ступеньки без помощи | |||
61. | Прыгает в бок и обратно | |||
Перечень умений, определяющих развитие ребенка.
Исследование мелкой моторики
№ п/п |
Описание навыка |
Сформи-рованность навыка (+/-) |
Примечание | |
Дата | Дата | |||
От 0 до 3 месяцев | ||||
1. | Устремляет взгляд на предмет и фиксирует его на этом предмете на несколько секунд | |||
2. | Провожает взглядом предмет, пересекающий среднюю линию его тела | |||
3. | Провожает взглядом предмет, движущийся вертикально | |||
4. | Сцепляет ручки | |||
5. | Держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку | |||
6. | Задерживает взгляд на той точке пространства, откуда исчез предмет | |||
От 3 до 6 месяцев | ||||
7. | Переводит взгляд с одного предмета на другой | |||
8. | Изучает глазами предмет, который держит в руке | |||
9. | Смотрит на маленький предмет | |||
10. | Активно схватывает игрушку | |||
11. | Держит в руках два предмета, когда ему их дают | |||
12. | Тянется к предмету двумя руками | |||
13. | Сидя, тянется к предмету и достает его | |||
14. | Перекладывает предмет из одной руки в другую | |||
От 6 до 9 месяцев | ||||
15. | Согнув кисть и пальцы «грабельками» захватывает изюминку | |||
16. | Берет в руки два предмета и держит их | |||
17. | Активно трясет погремушку | |||
18. | Один и тот же предмет пускает в ход по-разному | |||
19. | Вытаскивает штырек из гнезда | |||
20. | Чтобы схватить маленький предмет, использует большой палец с одной стороны | |||
21. | Находит частично спрятанную игрушку и остальные с другой | |||
22. | Когда игрушка падает, смотрит на пол | |||
23. | Убирает препятствие, мешающее достичь желанную игрушку | |||
От 9 до 12 месяцев | ||||
24. | Подражая взрослому, засовывает свой пальчик в гнездо от штырька | |||
25. | Достает предмет из коробки или вазы | |||
26. | Снимает кольцо со стержня | |||
27. | Для того, чтобы взять изюминку, захватывает ее с двух сторон | |||
28. | Находит полностью спрятанную игрушку | |||
29. | Чтобы достать игрушку, тянет к себе веревочку, лежащую на горизонтальной поверхности | |||
30. | Толкает игрушечную машинку или вагончик | |||
31. | Держа в руках по кубику ударяет ими друг о друга | |||
32. | Кладет предмет в мисочку | |||
33. | Надевает на стержень большие кольца | |||
34. | Кладет палочку в банку | |||
35. | Вставляет меньший стаканчик в больший | |||
36. | Пытается имитировать рисование восковым мелком | |||
37. | Рассматривает книгу вместе со взрослым | |||
От 12 до 15 месяцев | ||||
38. | Находит предмет, спрятанный под одним из двух лоскутов ткани | |||
39. | Вставляет большой штырек в гнездо доски со штырьками и гнездами | |||
40. | Вкладывает кругляши в круглые отверстия доски форм | |||
41. | Строит башню из двух кубиков | |||
42. | Держит восковой мелок в правильном положении | |||
43. | Оставляет на бумаге следы воскового мелка | |||
44. | Хлопает ручкой по картинке в книжке | |||
45. | Помогает переворачивать страницы | |||
46. | Чтобы достать игрушку, тянет веревочку вверх | |||
47. | Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку | |||
48. | Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку | |||
От 15 до 18 месяцев | ||||
49. | Рисует каракули по собственной инициативе | |||
50. | Переворачивает страницы картонной книжки | |||
51. | Переворачивает бумажные страницы книжки, захватывая по несколько страниц сразу | |||
52. | Вкладывает квадратную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно) | |||
53. | Переворачивает бутылочку, чтобы достать из нее изюминку | |||
54. | Манипулирует предметами, пользуясь обеими руками | |||
От 18 месяцев до 2 лет | ||||
55. | Подбирает предметы к образцу (без вариантов) | |||
56. | Подбирает предметы к образцу (на выбор даются 2 варианта) | |||
57. | Берет в руку булавку или нитку, захватывая ее с двух сторон | |||
58. | Строит башню из шести кубиков | |||
59. | Рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого | |||
60. | Вставляет друг в друга 4 стаканчика | |||
61. | Вкладывает треугольную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно) | |||
62. | Вкладывает круглую пластинку в одно из трех отверстий доски форм | |||
63. | Вкладывает квадратную пластинку в одно из трех отверстий доски форм | |||
64. | Вкладывает треугольную пластинку в одно из трех отверстий доски форм | |||
65. | Переворачивает по одной бумажные страницы книги | |||
66. | Складывает бумагу, имитируя действия взрослого | |||
От 2 до 3 лет | ||||
67. | Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент | |||
68. | Собирает головоломку из шести картинок, к каждой из которой достаточно добавить только один элемент | |||
69. | Собирает головоломку-картинку, из которой удалены 3 элемента | |||
70. | Подражая взрослому строит поезд | |||
71. | Ищет механизм, приводящий в действие игрушку | |||
72. | Подбирает к картинкам соответствующие предметы | |||
73. | Подбирает к картинкам соответствующие предметы (на выбор даются 2 варианта) | |||
74. | Подбирает картинки к образцу (на выбор даются 2 варианта) | |||
75. | Подбирает картинки к образцу (на выбор даются 4 варианта) | |||
76. | Подбирает к картинкам соответствующие предметы (на выбор даются 4 варианта) | |||
77. | По знаку взрослого дает один предмет | |||
78. | Подбирает к образцу фигуру определенной формы (на выбор даются 3 варианта) | |||
79. | Подбирает к образцу предмет определенного цвета (на выбор даются 2 варианта) | |||
80. | Подбирает к образцу предметы 4 разных цветов (каждый раз даются 2 варианта) | |||
81. | Рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого | |||
82. | Рисует горизонтальные линии, имитируя действия взрослого | |||
83. | Держит восковой мелок пальцами | |||
84. | Сознательно рисует на бумаге «картинку» | |||
85. | Рисует круг, имитируя действия взрослого | |||
86. | Копирует изображение круга | |||
87. | Нанизывает на нить 4 крупные бусины | |||
88. | Нанизывает на нить 4 средние бусины | |||
89. | Режет ножницами | |||
90. | Строит башню из 6 кубиков | |||
91. | Строит башню из 8 кубиков | |||
92. | Указывает на отдельные элементы рисунка в книжке | |||
93. | Рассматривает книжки самостоятельно | |||
От 3 до 4 лет | ||||
94. | Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов | |||
95. | Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из восьми элементов | |||
96. | Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из четырех абстрактных элементов | |||
97. | Подражая взрослому, строит мост | |||
98. | Выстраивает пять кубиков в ряд «по росту» | |||
99. | Приводит в действие механическую игрушку без предварительной демонстрации необходимых для этого действий | |||
100. | Подбирает к картинкам соответствующие карточки | |||
101. | Раскладывает карточки по соответствующим картинкам | |||
102. | Из трех разных форм по просьбе взрослого выбирает одну | |||
103. | Подбирает к образцу предметы определенного цвета (на выбор дается 4 варианта) | |||
104. | Глядя на образец, составляет цветовые комбинации из 4 кубиков | |||
105. | Сортирует предметы по величине (2 варианта) | |||
106. | Сортирует предметы по величине (3 варианта) | |||
107. | Сортирует предметы по категориям (3 варианта) | |||
108. | Объединяет предметы в пары по функциональному признаку | |||
109. | По просьбе взрослого из 4 предметов выбирает один | |||
110. | Сортирует предметы по цвету (4 варианта) | |||
111. | Подбирает карточки 6-элементного буквенного лото к буквам на большой карте | |||
112. | Подбирает карточки 4-элементного лото со словами к словам на большой карте | |||
113. | Изображает знак «+», имитируя действия взрослого | |||
114. | Имитируя действия взрослого, изображает фигуру, подобную латинской букве V (галочку) | |||
115. | Копирует знак «+» | |||
116. | Рисует простую картинку | |||
117. | Закрашивает отдельные части бумаги, пользуясь трафаретом | |||
118. | На большом листе бумаги рисует красками разные линии и формы | |||
119. | Пририсовывает к незаконченной фигуре человечка руки и ноги | |||
120. | Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела | |||
121. | Нанизывает на нить 4 маленькие бусины | |||
122. | Разрезает полоску бумаги шириной 2 см | |||
123. | Разрезает на две части квадратик со стороной 10 см | |||
124. | Наклеивает картинку на бумагу | |||
125. | Строит несложные сооружения из шести деталей | |||
Перечень умений, определяющих развитие ребенка.
Исследование восприятия речи
№ п/п |
Описание навыка |
Сформи-рованность навыка (+/-) |
Примечание | |
Дата | Дата | |||
1. | Реагирует на звук испугом или переменой в поведении | |||
2. | Реагирует на голос испугом или переменой в поведении | |||
3. | На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего | |||
4. | Поддерживает зрительный контакт с говорящим (смотрит на его глаза, рот) | |||
5. | Разглядывает окружающие предметы переводя взгляд с одного на другой | |||
6. | Ищет глазами, откуда исходит звук | |||
7. | Поворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову) | |||
8. | Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову) | |||
9. | Сидя на стуле внимательно слушает | |||
10. | Вместе со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы | |||
11. | В ответ на тон говорящего (дружелюбный или сердитый) меняет выражение лица | |||
12. | Реагирует на жесты и выполняет простые указания | |||
13. | Меняет выражение лица в ответ на изменение выражения лица взрослого | |||
14. | Выполняет просьбу, сопровождаемую жестами | |||
15. | В шумной обстановке слушает одного человека | |||
16. | Оборачивается, услышав свое имя | |||
17. | Услышав строгое замечание, прерывает свое занятие | |||
18. | В ответ на словесную просьбу машет ручкой или хлопает в ладоши | |||
19. | Находит знакомые предметы, о которых его спрашивают | |||
20. | Находит членов семьи, о которых его спрашивают | |||
21. | Из двух предметов выбирает тот, который ему называют | |||
22. | Дает предмет говорящему в ответ на его просьбу | |||
23. | Указывает на предмет, о котором его спрашивают | |||
24. | Указывает на отдаленный предмет, видный из растворенной двери | |||
25. | Из трех предметов выбирает тот, который ему называют | |||
26. | Из трех предметов выбирает тот, который ему называют | |||
27. | Указывает на одну часть тела, которую ему называю | |||
28. | Выполняет простую просьбу, выраженную двумя или тремя словами | |||
29. | Выполняет три простые просьбы, выраженные двумя или тремя словами | |||
30. | По просьбе говорящего приносит знакомый предмет из другой комнаты | |||
31. | Выполняет одно из двух разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу | |||
32. | Выполняет три разных действий с одним предметом в ответ на соответствующую просьбу | |||
33. | Указывает на четыре части тела, которые ему называют | |||
34. | Из четырех предметов выбирает тот, который ему называют | |||
35. | Выбирает три предмета одежды, которые ему называют | |||
36. | Из двух картинок выбирает ту, которую ему называют | |||
37. | Из четырех картинок выбирает ту, которую ему называют | |||
38. | Указывает на семь частей тела, которые ему называют | |||
39. | Выслушивает короткий рассказ до конца | |||
40. | Демонстрирует 10 действий в ответ на просьбы, содержащие соответствующие слова | |||
41. | Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из двух предметов и совершая одно из двух действий | |||
42. | Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из трех предметов и совершая одно из четырех действий | |||
43. | Выполняет указания, состоящие из двух слов, выбирая один из четырех предметов и совершая одно из четырех действий | |||
44. | Выполняет указания, в каждое из которых входит две пары слов: в каждой паре одно слово обозначает предмет, а другое – название предмета | |||
45. | Указывает на десять частей тела, которые ему называют | |||
46. | В ответ на вопрос «Где (имя ребенка)?» указывает на себя | |||
47. | Из девяти картинок называет ту, которую ему называют | |||
48. | Из четырех предметов выбирает два в соответствии с функциональными признаками | |||
49. | Из шести предметов выбирает четыре в соответствии с функциональными признаками | |||
50. | Из пяти представленных ему различных кушаний называет три, о которых его спрашивают | |||
51. | Из пяти представленных ему различных животных называет трех, о которых его спрашивают | |||
52. | Из пяти представленных ему предметов мебели называет три, о которых его спрашивают | |||
53. | Выполняет просьбу «Дай мне … и …!», выбирая два предмета из четырех | |||
54. | Выполняет просьбу «Дай мне … и …!», выбирая два предмета из тех, что находятся в комнате | |||
55. | Из двух предметов – большого и маленького – выбирает большой | |||
56. | Из двух предметов – большого и маленького – выбирает маленький | |||
57. | В каждой из двух пар предметов по нашей просьбе находит большой или маленький предмет | |||
58. | По просьбе говорящего кладет предмет на и под перевернутую вверх дном чашку | |||
59. | По просьбе говорящего кладет предмет в сосуд | |||
60. | По просьбе говорящего вынимает предмет из сосуда | |||
61. | По просьбе говорящего кладет предмет в, на и под другой предмет | |||
62. | Распознает множественное число существительных | |||
63. | Различает притяжательные местоимения | |||
64. | В словах говорящего, который показывает два предмета, распознает частицу «не» | |||
65. | В течение 10 минут внимательно слушает рассказ, находясь с рассказчиком наедине | |||
66. | Выполняет указания, в каждое из которых входит две пары слов: в каждой паре одно слово обозначает предмет, а другое – название предмета из тех, которые находятся в комнате | |||
67. | Выполняет указания, в каждое из которых входит три пары слов: в каждой паре одно слово обозначает предмет, а другое – название предмета | |||
68. | Указывает на 13 частей тела | |||
69. | Указывает на 16 частей тела | |||
70. | Если на картинке изображены мальчик и девочка, указывает на того, о ком спрашивают | |||
71. | Если на картинке изображены мужчина и женщина, указывает на того, о ком спрашивают | |||
72. | Отбирает предметы, относящиеся к понятию «пища» | |||
73. | Отбирает предметы, относящиеся к понятию «животные» | |||
74. | Отбирает предметы, относящиеся к понятию «одежда» | |||
75. | Отбирает предметы, относящиеся к понятию «мебель» | |||
76. | По просьбе говорящего выбирает длинный и короткий предметы | |||
77. | По просьбе говорящего выбирает твердый и мягкий предметы | |||
78. | По просьбе говорящего выбирает шероховатый и гладкий предметы | |||
79. | По просьбе говорящего выбирает открытую и закрытую дверцы (ящички, глазки и т.п.) | |||
80. | В ответ на вопрос «Что ты делаешь, когда устал, голоден, тебе холодно?» Отвечает или показывает, что делает | |||
81. | Из группы предметов выбирает одинаковые | |||
82. | Среди нескольких предметов находит тот, который отличается от остальных | |||
83. | Находит веселого, грустного, сердитого человечка или показывает сам, что означают эти понятия | |||
84. | Выбирает предмет, который больше или меньше демонстрируемого | |||
85. | Находит первого и последнего | |||
86. | По просьбе говорящего кладет один предмет перед и за другим | |||
87. | По просьбе говорящего кладет один предмет подальше от другого | |||
88. | По просьбе говорящего кладет один предмет перед, за сбоку, подальше от, на и под перевернутую чашку | |||
89. | В словах говорящего, который демонстрирует два действия, распознает частицу «не» | |||
90. | Распознает частицу «не», когда ее употребляют по отношению к признаку предмета | |||
91. | Различает местоимения «его», «ее», «я», «ты» | |||
92. | Слушая рассказ, отвечает словами или жестами на простые вопросы | |||
Перечень умений, определяющих развитие ребенка.
Исследование самообслуживания и социальных навыков
№ п/п |
Описание навыка |
Сформи-рованность навыка (+/-) |
Примечание | |
Дата | Дата | |||
От 0 до 3 месяцев | ||||
1. | Успокаивается, когда его берут на руки | |||
2. | На мгновение фиксирует взгляд на лице | |||
3. | Улыбается или подает голос в ответ на обращенные к нему слова или прикосновения | |||
От 3 до 6 месяцев | ||||
4. | Тянет ко рту руку с игрушкой или каким-нибудь другим предметом | |||
5. | Улыбается без видимой причины | |||
6. | Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки | |||
7. | Улыбается отражению в зеркале | |||
От 6 до 9 месяцев | ||||
8. | Смеется, когда с ним играют в знакомые игры | |||
9. | Реагирует удивленным взглядом или плачем на появление незнакомых людей | |||
10. | Пьет из чашки с помощью взрослого | |||
11. | Жует и проглатывает полупротертую пищу | |||
12. | Самостоятельно ест пищу, которую берут руками (сухари, печенье) | |||
От 9 до 12 месяцев | ||||
13. | Участвует в игре «Ку-ку, вот и я!» | |||
14. | Играет в простые игры, требующие взаимодействия, например «ладушки», или «сорока-белобока», протягивая и удерживая свои руки | |||
15. | Демонстрирует простую функциональную игру, поднося ко рту чашку или ложку | |||
16. | Играет в мяч, толкая его обратно маме | |||
17. | Берет в руку и ест маленькие кусочки пищи | |||
18. | Держит ложку и пытается взять в рот ее содержимое | |||
19. | Откусывает кусочек печенья и жует его | |||
20. | Ест размятую пищу | |||
От 12 до 15 месяцев | ||||
21. | Пьет самостоятельно, но часто проливает питье | |||
22. | Самостоятельно ест ложкой, часто теряя ее содержимое | |||
23. | Жует обычную пищу | |||
24. | Снимает носок или шапку | |||
25. | Кидает игрушки, иногда играя, иногда – чтобы отбросить их от себя | |||
26. | «Выделывается», чтобы привлечь к себе внимание | |||
27. | Дает или показывает взрослым игрушку | |||
От 15 до 18 месяцев | ||||
28. | Помогает одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног | |||
29. | Надевает шапку | |||
30. | Поворачивает картинку или книжку, чтобы она лежала как надо, если она была перевернута «вверх ногами» или лежала обложкой вниз | |||
31. | Имитирует работу по дому | |||
32. | Демонстрирует более длительную функциональную игру | |||
От 18 месяцев до 2 лет | ||||
33. | Пьет из чашки, ничего не проливая | |||
34. | Ест ложкой, ничего не теряя | |||
35. | Контролирует свой стул | |||
36. | В течение дня регулярно остается сухим | |||
37. | Снимает штанишки | |||
38. | Вступает в контакт с ровесниками, используя жесты | |||
39. | Наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру | |||
40. | Отстаивает свою собственность | |||
От 2 до 3 лет | ||||
41. | Вовлекается в ролевые игры типа «дочки-матери» | |||
42. | Играет возле детей и время от времени вступает с ними в контакт | |||
43. | Помогает в простой работе по дому | |||
44. | В 50% случаев отвечает действием на просьбы взрослых | |||
45. | В ответ на просьбу может сделать выбор | |||
46. | Соблюдает очередность под руководством взрослого |
|
||
|