|
|||
От замысла к сценарию.
От замысла к сценарию. Учебное пособие М. Н. Тытюк – доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, председатель жюри конкурса студенческих сценариев. «От эпизода - к сценарию. Работа над эпизодом.»
Театр масс – это молодое направление, в котором работаем мы с вами. Оно базируется на классическом театре, но имеет свои особенности. Театр масс рассчитан на то чтобы заинтересовать большое количество зрителей и поэтому, нужно находить такие темы, которые будут актуальны для современной массы. Сегодня мы с вами разберем несколько вопросов: Как написать сценарий? Что нужно учесть для написания и другие? Этапы работы над сценарием: 1) Рождение замысла 2) Отбор материала 3) Написание сценария 4) Доработка сценария На первом этапе – создание идейно-художественного замысла, происходит выбор и анализ темы, поиск проблем в рамках выбранной темы, а также определение идей! Рождение замысла – сложный этап в формировании идеи сценария, ведь это модель будущего сценария, это видение художественного воплощения идеи в материале темы. Замысел может возникнуть по разным обстоятельствам (присниться или его можно увидеть через книгу, могут люди подсказать и другое). Например, у художника Александра Герасимого замысел его картины возник тогда, когда он сидел летним утром на террасе своего дома. И вдруг пошёл дождик, он увидел, как солнце освещает каждую капельку. Скорее взявшись за холст, он написал картину, которая называется «После дождя».
Поэтому, на рождение плода искусства, режиссёра и сценариста может подтолкнуть любые обстоятельства. Замысел = суть содержания (о чём?) + суть формы (как?). Компоненты замысла: - Тема, идея, проблема - Материал - Образное решение, жанр - Конфликт - Композиция
На втором этапе рождения сценария – отборе материала: режиссёр ищет факты и документы, которые помогут ему раскрыть тему представления. Материал – фактура, соединение художественного и документального материала. Документ – свидетельство о факте. Он может быть письменным (дневники, мемуары и другое) или неписьменным (хроника, видео, фотоматериал…) Документальный материал, который использует автор обязательно должен быть достоверным и с использованием реальных героев (если это возможно). Ведь когда на сцене появляется человек, которого описывают события, и он раскрывает собственную историю, которую видел своими глазами – это всегда трогает зрителя! О важности документа в театрализованных представлениях и массовых праздниках написано в работах Д.Н. Аля, А. Рубба и Д. Генкина. Например, на открытии параолимпийских игр в Сочи по 15 метровому канату взбирался реальный герой… к слову Импоссибл (невозможно), когда он взобрался, слово поменялось на Аймпоссибл (я могу). Трогает? Да! Есть ещё такой вид документа – архитектурно-исторический. Ведь каждое здание является отдельным архитектурным объектом, со своей историей, героями и т.д. Например, в театрализованном празднике «Копорская потеха», Копорская крепость (памятник каменного древнерусского военной обороны зодчества). Эта крепость стала живой декорацией и главным участником праздника, она говорила со зрителем, пускала разноцветный дым и реагировала на происходящее.
Как говорил Д.Н.Аль; «История сама является великолепным драматургом». Документальная основа нужна, чтобы раскрыть политические и нравственные проблемы общества, отразить общие процессы в судьбах персонажей и придать действию особую эмоциональную окраску. Факт – это явление объективной действительности, он тоже должен быть достоверным. До рождения сценарно-режиссёрского хода ещё неизвестно, что из накопленного материала войдёт в сценарий. Процесс отбора требует от сценариста научного, творческого и аналитического подхода. Нужно находить такие связи жизненных явлений, которые помогут вызвать интерес у зрителя. При сборе художественного материала (хореографии, кинокадров, музыки, поэтики и др.) стоит внимательно относиться к выбору средств выразительности. Ведь главное, чтобы художественный и документальный материал были не только правдивыми, но и подходили к теме сценария и были актуальны.
А при сплаве художественного и документального материала, т.е. монтаже выбранного материала, происходит третий этап – написание сценария. Монтаж появился ещё в кино, благодарю Леву Кулешову, который соединял различные карды с целью получения нового смысла. Вскоре выяснилось, что монтаж - это всеобщий вид искусства! Анатолий Дмитриевич Силин определил тот факт, что любой монтаж материала является ассоциативным. Так как когда зритель видит картинку на сценической площадке, у него возникает ассоциация и зритель становится соучастником действий. Есть несколько вариантов монтажа материала: Параллельный монтаж – действие на сцене (на сцене и под сценой или сцена разделена на две части и в обоих частях действуют герои) и на экране происходит параллельно. Например, на одной части сцены мальчик рассказывал своей маме про приснившейся сон, а на второй части сцены этот сон показывался и зазывал его обратно. Или, например, на празднике, когда на сцене и под сценой параллельно происходят друг другу действия. Последовательный монтаж – действие расположено в хронологическом порядке или последовательно по истории.
Например, в эпизоде «Знамя Победы» в театрализованном представлении, посвященного 70- летию победы. Силуэт ведущей становился всё бледнее (она уходила на дальний план), рассказывая балладу о Красном знамени, и оно постепенно появлялось на экране, а затем солдаты выносили настоящее знамя, вместе с реальными героями- ветеранами. У нас условный театр, поэтому мы уходим от бытовой жизни. Мы используем не только различных героев (реальных, литературных, исторических…), но и зритель также является героем. А также, мы придумываем интересное место действия, декорации, сценарно-режиссёрский ход. При написании сценария мы организуем материал, подчиняем его замыслу. Т.е. используем композицию – соотношение частей относительно целого. Существует такая структура: Экспозиция (пролог) – завязка – кульминация – развязка – финал. Важно, чем ты начинаешь и заканчиваешь свой сценарий. Обязательно должно присутствовать эмоциональное наростание. Зрителя нужно держать в интриге, довести его до кульминации. Экспозиция и финал являются одними из основных эпизодов в сценарии. Экспозиция нужна для того, чтобы задать тему и героев сценария, оторвать зрителя от жизни и погрузить (с помощью слова, музыки, света и т.д.) в сюжет. Как это сделать? С помощью инверсии (когда начинает с конца истории и потом рассказываем ее в хронологическом порядке). Жили- были (показ отрезка конкретных героев). А также, мы можем сразу начать с завязки, как в Гоголе «Ревизор». Иногда вместо экспозиции идёт пролог, или экспозиции вовсе нет. Пролог – это прямое обращение героев к зрителю (как в празднике). Финал сценария – это эмоционально-смысловое завершение сюжета. Он также является частью действия и не должен быть отдельно от сюжета. Иногда, мы используем эрзац-финал (ложный), а после показываем настоящий или оставляем открытый финал (чтобы зритель додумывал сам (что же дальше, как в фильмах или сериалах). Финал может быть и продолжение пролога (то есть закольцован с началом). Например, началось всё с ярмарки и заканчивается ею. В праздниках финалы всегда однотипны (всё хорошо, фейерверк, переход в концерт и другое). Тему сценария можно рассмотреть с разных сторон, для этого мы и используем эпизодное построение. Не важно, какое количество эпизодов в вашем сценарии, главное, чтобы ваша мысль полностью раскрылась. Но главное помните, если вы пишете всего лишь 2 эпизода, они должны быть контрастными по отношению друг другу (добро и зло, сон и реальность, прошлое и будущее и др.). Станиславский сказал: «Искусство начинается с того момента, когда создаётся непрерывная линия». Эпизод– это относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и она строится по законам композиции. Каждый эпизод обладает логикой и сюжетом. Он имеет свою структуру и если его убрать из сценария, то он становится маленьким спектаклем… Эпизод не только помогает рассмотреть тему сценария с разных сторон, но и выстроить действие хитрее, разнообразнее. Эпизод-штрихявляется необязательным эпизодом, его пишут, если хотят показать характер конкретного персонажа, дополнить ситуацию и другое. Если данный эпизод убрать из сценария, сюжет не изменится. Например, в спортивном мероприятии «Я выбираю – бег» был вставлен такой эпизод с целью – наградить участников марафона и рассказать откуда они. Эпизод-мостпишется для того, чтобы соединить главные эпизоды, выполняет функцию лейтмотива. Например, в моём новогоднем сценарии «Сквозь кулисы до вершины» юная балерина в каждом эпизоде-штрихе переходила по стрелкам часам и попадала в другой мир. Т.е. я использовала данный вид эпизода для того, чтобы изменить место действия в своём сюжете. Лейтмотив, как отдельный вид соединения эпизодов – это использование света музыки или героя для соединения частей сценария. Т.е. это затемнение после эпизодов, одинаковая лейтмотивная музыка, повторение каких-либо элементов и так далее. В программах мы также используем номера – это структурная единица концерта. Но не стоит путать эпизод и номер. Номер, как правила имеет свою тему, идею, героев и сюжет, но чаще всего это полностью театральная постановка, хореографическая или музыкальная. В нашем театре масс нет понятия вставной номер. В концерте да, там идут номера подряд без использования сюжета. В концерте, где используется театрализация, номера уже скреплены сюжетом. Например, как на последнем Благотворительном концерте. Что касается театрализованных представления и праздников (где номера не в коем случае не объявляются) – артисты являются героями сценария, их номер это часть эпизода, часть целого представления. Иногда, мы используем готовые номера, а иногда, просим хореографов чуть изменить построение номера (поменять костюмы или изменить состав участников и др.).
Например, в одном из сценариев народного фестиваля, где использовались различные коллективы танцевальные. Один номер (восточный танец) очень понравился режиссёру. Но он не подходил к концепции фестиваля. Режиссёр попросил изменить начало номера и сменить костюмы и вот, номер (из восточных красавиц превратился в лепестки лотоса) и уже приобрёл другой смысл и отлично влился в сюжет. Помимо целостной композиции, должна соблюдаться и композиция в каждом эпизоде сценария. Для сценариста важно – сколько будет эпизодов в его сценарии, и каким образом их можно соединить! Существует линейное соединение: мозаикой, сквозь сюжет, через главного героя, через противопоставление, через рассматривание какой-то проблемы (от частного к общему и наоборот). В сценарии обязательно должно присутствовать режиссёрское решение (до чего же я доведу зрителя своим представлением?). Но об этом мы поговорим с вами в следующий раз. Когда человеку дают в руки сценарий представления, о котором он не знает. Если читая его он всё поймёт, значит сценарий написан верно. На последнем этапе – доработке сценария. Обязательно нужно проверить внешнюю и внутреннюю часть данного литературного произведения. Форма записи сценария, самое главное – это весь текст одним шрифтом и приравнен вместе с ремарками к левому краю, ремарки описано подробно и выделены курсивом. Сценарий разделен на эпизоды (блоки, сцены...) и само собой, что сценарий должен быть логично завершен. Действие несёт за собой конфликт на протяжении всего представления или праздника, и главный конфликт разрешается в финале. Бывает, что сценарий дорабатывается частично, но, а бывает и такое, что переписывается полностью. Хоть все этапы работы над сценарием условны, но каждый из них важен для сценариста. Написание сценария очень длительный процесс и требует полной концентрации автора, для идеального завершения. Главная задача автора – донести свою мысль до зрителя.
|
|||
|