|
|||
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯУМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проводя дифференциальный диагноз между умственной отсталостью и задержкой психического развития, учитываются два принципиальных критерия. Первый критерий: при олигофрении происходит тотальное поражение психики, а при задержке психического развития имеется парциальное, частичное поражение психической деятельности. Что это значит? При умственной отсталости страдают все сферы психической деятельности: восприятие, представления, мышление, память, внимание, речь, эмоции и т.д. (тотальные нарушения). При задержке психического развития нарушены отдельные психические функции в зависимости от причин 3I1P (парциальные нарушения). Например, у детей с ЗПР при синдромах алалии отмечаются резкое замедление речевых реакций, недоразвитие экспрессивной речи и в тоже время у них неплохая память, живые, хорошо дифференцированные эмоции. Дети, страдающие ЗПР с церебрастеническим синдромом, способны к абстрактному мышлению, но возбудимы, расторможены. Для них характерно ослабление памяти и истощаемое внимание. Вторым важным критерием дифференциальной диагностики является то, что умственная отсталость – это стабильное состояние, не имеющее существенной положительной или отрицательной динамики; задержка же психического развития, как правило, дает существенную положительную динамику. Это значит, что в случае применения адекватного комплекса мер медицинского и педагогического характера к детям с задержкой психического развития их функции полностью восстанавливаются. Следовательно, при обследовании ребенка необходимо выяснить: был ли он подготовлен к школе, дублировал ли класс, проводились ли с ним индивидуальные занятия. Кроме того, уточнить диагноз помогут знания о микросоциальном окружении ребенка, так как часто причиной ЗПР является (или усугубляет ее) семейно-бытовая или педагогическая запущенность.
|
|||
|