Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимирский государственный университет



 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”

(ВлГУ)

КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ:

«Решение задач на нахождение четвертого пропорционального второго вида»

 

Составила:

Студентка гр. НО-117

КлюеваМ.Д.

Проверила:

Болотова Т.В.

Оценка_________

Подпись_________

 

Владимир 2019

Учебник: Математика 3 класс 1 часть; авторы: И.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова; УМК «Школа России»; страница: 61

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема:«Решение задач на нахождение четвертого пропорционального второго вида»

Цель:совершенствовать умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального первого вида.

Задачи:

- Актуализировать те знания, умения и навыки, которые необходимы учащимся для решения данной задачи.

- Формировать умение читать задачу и понимать предложенную в ней ситуацию, каждое слово в тексте; выделить условие и вопрос, данные и искомое; выделить известные и неизвестные величины; построить модель к задаче.

- Научиться рассуждать от данных к вопросу и от вопроса к данным,устанавливать связи между данными и искомым; выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям и расставлять их по порядку; составлять план решения задачи.

- Формировать умение записывать решение, использовав одну из форм записи, составлять пояснение к каждому действию, находить значение любого выражения в записи решения.

- Совершенствовать умение выполнять проверку решения способом составления обратной задачи.

- Совершенствовать умение составлять ответ задачи.

Оборудование:презентация PowerPoint

ХОД УРОКА

ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ. СЛАЙДЫ ИЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Подготовка к решению задач Задачи: - Актуализировать те знания, умения и навыки, которые необходимы учащимся для решения данной задачи. - Вспомним простые задачи.  
Расход ткани на одну вещь Количество вещей Общий расход ткани
?

 

- Мы видим в таблице тройку величин «Расход ткани на одну вещь/Количество вещей/Общий расход ткани». Что обозначает каждая величина?

(«Расход ткани на одну вещь»– это количество ткани, которое нужно затратитьдля пошива одной вещи

 «Количество вещей» – это число, которое показывает, сколько всего сшитовещей.

 «Общий расход ткани» – это количество ткани, которое нужно затратить для пошива всех вещей.)

- Как эти величины зависят друг от друга?

(Если расход ткани на одну вещь постоянен, а количество вещей увеличивается в несколько раз, то общий расход увеличивается.)

- А что, если расход ткани на одну вещь будет уменьшаться, а количество вещей будет постоянно? (Общий расход ткани тоже будет уменьшаться.)

- Если общий расход ткани постоянен…(Чем больше расход ткани на одну вещь, тем меньше количество вещей.)

- Давайте устно решим следующие задачи:

 

 На пошив одной рубашки пошло 2 рулона ткани. Сколько рулонов пошло на 3 рубашки?

- Вспомним правило:

Чтобы найти общий расход ткани, нужно расход ткани на одну вещь умножить на количество вещей.

Значит, надо расход ткани на одну рубашку (2 рул.)умножить на количество рубашек (3).

2*3 = 6 (рул.) – израсходовано на 3 рубашки.

Ответ: 6 рулонов

 

На три одинаковых блузки расходуется 6 м. Сколько метров ткани потребуется на одну блузку?

Чтобы найти расход ткани на одну вещь, нужно общий расход ткани разделить на количество вещей.

Значит, надо общий расход ткани (6 м) разделить на количество блузок (3).

6:3 = 2 (м) – расход ткани на одну блузку

Ответ: 2 м

На один костюм идёт 5 м ткани. Сколько таких костюмов можно сшить из 10 м?

 

Чтобы найти количество вещей, нужно общий расход ткани разделить на расход ткани на одну вещь.

Значит, надо общий расход ткани (10 м) разделить на расход ткани на один костюм (5 м)

10:5=2 (к) – общее количество костюмов

Ответ: 2 костюма

 

- А теперь вернемся к начальной таблице.

- Посмотрите на слайд. Назовите данные, которые в ней содержатся?(Количество вещей - 8 Общий расход ткани -16)

- Что нужно найти?(Расход ткани на одну вещь)

- Давайте составим задачу по данным таблицы.(Дети предлагают свои варианты, один из них решаем.

Например: Чтобы сшить 8 кофт, портной расходует 16 м ткани. Сколько метров ткани потребуется на одну кофту?)

- Что нужно найти в нашей задаче? (Расход ткани на одну кофту)

- Как его найдем?

(Шестнадцать разделим на восемь)

- Как вы это поняли?

(Чтобы найти расход ткани на одну вещь, нужно общий расход ткани разделить на количество вещей.)

- А как найти количество кофт, если известен расход ткани за одну кофту и общий расход ткани? (Чтобы найти количество вещей, нужно общий расход ткани разделить на расход ткани на одну вещь.)

- Молодцы.

 

 

    Слайд 3     Слайд 4     Слайд 5     Слайд 6   Слайд 7   Слайд 8   Слайд 9
1. Чтение и осознание текста задачи, выделение структурных компонентов задачи Задачи: Формировать умение читать задачу и понимать предложенную в ней ситуацию, каждое слово в тексте; выделить условие и вопрос, данные и искомое; выделить известные и неизвестные величины; построить модель к задаче. - А теперь откройте учебник на стр. 61 - Прочитайте задачу под номером 7 про себя. - Теперь пропитаем задачу вслух, кто хочет прочитать? Из 24 м ситца сшили 8 одинаковых халатов. Сколько таких халатов можно сшить из 15 м ситца? - О чем говорится в задаче? (О пошиве халатов) - О каких трех величинах идет речь в задаче? (Расход ситца на один халат/Количество халатов/Общий расход ситца») - Давайте вместе начнем составлять таблицу, а потом каждый из вас самостоятельно попытается дополнить ее у себя в тетради. - Посмотрите на слайд. - Сколько халатов сшили в первом случае?(Восемь халатов) - Значит,количество халатов в первом случае – восемь. Заносим данное в таблицу. - Каков общий расход ситца в первом случае? (Двадцать четыре метра)  
  Расход ситца на один халат Количество халатов Общий расход ситца
I     8 х. 24 м
II      

 

- Дополните таблицу самостоятельно в тетради, внося оставшиеся данные задачи, а также укажите что необходимо найти.

- Давайте проверим.

 

  Расход ситца на один халат Количество халатов Общий расход ситца
I

 

Одинаковый

8 х. 24 м
II ? 15 м

 

- Каков общий расход ситца во втором случае? (Пятнадцать метров)

Прочитайте вопрос задачи. (Сколько таких халатов можно сшить из пятнадцати метров ситца?)

- Какой вопрос задачи? (Количество халатов, которое сошьют во втором случае)

- Что еще нужно найти? (Расход ситца на один халат)

- Что мы можем сказать об этой величине? (Количество ситца для пошива одного халата одинаково в обоих случаях)

- Как вы это поняли? (В условие сказано, что во втором случае халатытакие же, как и в первом)

- Посмотрите на слайд, вот такая таблица у нас получилась, перескажите по ней задачу, не заглядывая в учебник.

    Слайд 10   Слайд 11  
2) Поиск пути решения задачи, составление плана решения Задачи: Научиться рассуждать от данных к вопросу и от вопроса к данным, устанавливать связи между данными и искомым; выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям и расставлять их по порядку; составлять план решения задачи. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?(Сразу ответить на вопрос задачи нельзя) - Почему? (Для ответа на главный вопрос недостаточно данных) - Сможем ли мы решить такую задачу в одно действие? (Нет) -Какие две величины нужно знать, чтобы узнать количество халатов, которое сошьют во втором случае?(Расход ситца на один халат и общий расход ситца.) -Какая величина нам известна? (Общий расход ситца) - А какая величина неизвестна? (Расход ситца на один халат) -Что мы можем о ней сказать? (Что она одинакова в первом и втором случае.) - Посмотрите на первую строчку. - Какие величины нам нужно знать, чтобы найти расход ситца на один халат в первом случае? (Общий расход ситца и количество халатов, которое сшили в первом случае) - Они известны для первого случая? (Да) - Зная эту величину и зная то, что цена одинакова в обоих случаях, а также общий расход ситца во втором случае, мы сможем ответить на вопрос задачи? (Да)   Одновременно строим «Дерево рассуждений» - Составляем план решения задачи: 1)Сначала узнаем расход ситца на один халат в первом случае. Какое действие и с какими величинами выполним? (Общий расход ситца разделим на количество халатов, которое сшили в первом случае) 2) Затем, найдем количество халатов, которое сшили во втором случае. Что для этого сделаем? (Общее количество ситца, которое использовали на пошив во втором случае, разделим на количество ситца, израсходованное на пошив одного халата.) Одновременно дополняем «Дерево рассуждений»     Слайд 12     Слайд 13   Слайд 14
3) Запись решения задачи Задачи: Формировать умение записывать решение, использовав одну из форм записи, составлять пояснение к каждому действию, находить значение любого выражения в записи решения. - Запишем решение задачи. Один ученик будет писать у доски, а остальные у себя в тетради. - Итак, давайте повторим, какое действие запишем первым? 1) 24 : 8 = 3 (м) - Какой ответ вы получили?(Три метра) - Что мы нашли? Выберите правильное пояснение: Общий расход ситца в первом случае Количество ситца в первом случае Расход ситца на один халат Расход ситца на один фартук (Расход ситца на один халат) - Какое действие будет вторым? 2) 15 : 3 = 5 (х.) - Какой ответ получим? (Пять халатов) Я прочитаю пояснение к этому ответу, правильное пояснение я дала? Сшили в первом случае (Нет) - Исправьте пояснение (сошьют во втором случае) - Прочитаем вопрос задачи. Мы на него ответили? (Да)  
4) Проверка полученного решения, запись ответа задачи Задачи: - Совершенствовать умение выполнять проверку решения способом составления обратной задачи - Совершенствовать умение составлять ответ задачи.

- Выполним проверку, составив и решив задачу обратную данной.

- Посмотрите на таблицу на слайде.

 

  Расход ситца на один халат Количество халатов Общий расход ситца
I

 

Одинаковый

? 24 м
II 5 х. 15 м

 

- Что нужно сделать,чтобы составить задачу, обратную данной?(Найденное искомое записать как данное, а одно из данных сделать искомым)

Посмотрите на слайд. Что изменилось? Кто скажет, как теперь будет звучать задача?

Сколько халатов сшили из 24 м ситца, если из 15 м сшили 5 таких халатов?

- Составьте такую же таблицу у себя в тетради.

- Что теперь нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи? (Количество халатов, которое сшили в первом случае)

- Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?(Нет)

- Почему? (Сначала нужно расход ситца на один халат.)

Одновременно составляем «Дерево рассуждений»

- Что нужно сделать, чтобы найти расход ситца на один халат? (Общий расход ситца, которое израсходуют во втором случае разделить на количество халатов, которое сошьют во втором случае)

- Зная, что расход ситца на пошив одного халата одинаков в обоих случаях, а также, что общий расход ситца в первом случае равен 24, мы сможем найти количество халатов, которое сшили в первом случае? (Да)

Одновременно дополняем«Дерево рассуждений»

- Запишите решение у себя в тетрадях, не забудьте написать пояснение к каждому действию.

- Какое у вас получилось первое действие? Что мы нашли первым действием?

- Какое получилось второе действие?

- Какое пояснение ко второму действию вы написали?

 1) 15 :5 = 3 (м) – расход ситца на один халат

 2) 24 : 3 = 8 (х.) – сшили в первом случае

- Посмотрите на слайд.

- Получили 8халатов, в ответе к обратной задаче мы получили данное исходной задачи? (Да)

- Что это значит? (Задача решена верно.)

- Давайте запишем ответ задачи, для этого прочитаем вопрос задачи в учебнике. (Сколько таких халатов можно сшить из 15 м ситца?)

- Как мы ответим на этот вопрос? (5 халатов)

Запишите ответ у себя в тетради.

Ответ: 5 халатов

 

Слайд 15     Слайд 16   Слайд 17     Слайд 18   Слайд 19


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.