|
|||
Лабораторная работа. План работы. Задание
Институт физической культуры и реабилитации Кафедра анатомии и физиологии 1КУРС. МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ к проведению лабораторной работы по теме: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Анатомия человека Одесса-2006 Лабораторная работа Тема: Органы чувств Цель: изучить строение органов чувств: органа зрения, слуха, равновесия, обоняния, вкуса, кожи. Ознакомиться со строением соответствующих анализаторов. План работы Каждый орган рассматривается в свете учения И.П.Павлова об анализаторах как его периферический отдел. После подробного изучения рецепторного аппарата уясняется механизм восприятия раздражений рецепторами. Далее последовательно прослеживается цепь нейронов, образующих проводниковый отдел каждого анализатора от рецепторов до центрального отдела анализатора. Задание I. Зарисовать в лабораторных тетрадях: 1 .Строение глазного яблока (схема). 2.Спиральный орган (схема). 3. Строение сетчатки (схема). II. Степень усвоения фактического материала определяется правильностью ответов (письменно) на контрольные вопросы: 1. Составные части органа зрения. 2. Строение и роль отдельных оболочек глаза. 3. Строение и функциональное значение светопреломляющих сред глаза. 4. Гладкие мышцы глаза и их функциональное значение. Что такое зрачковый рефлекс и аккомодация? 5. Вспомогательный аппарат глаза. Строение и функциональное значение. 6. Строение рецепторного аппарата зрительного анализатора, формирование зрительного нерва. 7. Проводниковый и центральный отделы зрительного анализатора. 8. Подкорковые зрительные центры и их функциональное значение. 9. Строение и значение наружного уха. 10. Строение среднего уха. Слуховые косточки, их связь с барабанной перепонкой и внутренним ухом. 11. Слуховая труба. В каких видах спорта нормальная проходимость слуховой трубы имеет особо важное значение для спортсмена. 12. Внутреннее ухо. Понятие о костном и перепончатом лабиринте. 13. Строение улитки и кортиева органа. Формирование улиткового нерва. 14. Подкорковые слуховые центры и их функциональное значение. 15. Проводниковый и центральный отделы слухового анализатора. 16. Строение вестибулярного аппарата. Формирование нерва преддверия. 17. Проводниковый и центральный отделы вестибулярного анализатора. 18. Латеральное вестибулярное ядро (ядро Дейтерса) и его значение. 19. Опишите механизм передачи звука от наружного уха до его восприятия рецепторными клетками. *• 20. Строение языка как органа вкуса. Вкусовые рецепторы. Нервы, проводящие вкусовые импульсы. 21. Проводниковый и центральный отделы вкусового анализатора. 22. Рецепторный аппарат обонятельного анализатора, образование обонятельных нервов, обонятельных трактов. 23. Особенности строения проводникового отдела обонятельного анализатора. Центральный отдел анализатора. 24. Строение и функции кожи как периферического отдела кожного анализатора. 25. Проводниковый отдел (короткие и длинные проекционные пути коры полушарий большого мозга), центральный отдел кожного анализатора. Литература: Козлов В.И. Анатомия человека, изд. 1978г. – c. 238-284, 302-303, 436-451 Иваницкий М.Ф. Анатомия человека, изд. 1985г. - c. 203-204, 75-76, 334-350 Синельников О.Д. Атлас анатомии человека, изд. 1968г. - том II, c. 24-25, 114-124, 298-359.
Наглядные пособия Таблицы: 1. Орган зрения. 2. Оболочки глазного яблока. 3. Мышцы глаза. 4.Орган слуха и равновесия. 5. Перепончатый лабиринт. 6. Проекция костного лабиринта на пирамиду височной кости. 7. Орган обоняния. 8. Орган вкуса. 9. Кожа.
10. Головной мозг человека. 11. Основание головного мозга, выход черепно-мозговых нервов. Препараты: 1. Макет строения глаза. 2. Муляж головного мозга.
|
|||
|