Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Наркотики: хочу, чтобы школьникам стало страшно …



 Наркотики: хочу, чтобы школьникам стало страшно …

Три пояснения по поводу названия статьи. Первое. Уверен, что кто-нибудь из практиков образования, прочитав его, скептически подумал: «Школа и так провоцирует множество страхов. Зачем нам новые страшилки, травмирующие неокрепшую детскую психику, от теоретика, не знающего реальной школы?». Развернутый ответ на этот вопрос скептик получит позже.

Второе. Написание данной статьи мотивировано результатами защит студентами очного и заочного отделений ВГПУ индивидуальных творческих проектов по учебной дисциплине «Теория и методика воспитания». Эти учебные защиты – генеральные репетиции тех воспитательных дел (в том числе антинаркотической направленности), которые предстоит проводить студентам в качестве классных руководителей на предстоящей педагогической практике. Анализ студенческих презентаций показал, что в подавляющем большинстве они реализуют стратегию «потом и где-нибудь»: их содержание обезличено и отдалено во времени (абстрактные цифры и человеческие судьбы индифферентны и где-то там далеко), иллюстративно (воспроизводятся общеизвестные истины), не стимулирует вопросов и напряженных размышлений (я подобно другим попробовал наркотик, ну и что?). Складывается впечатление, что наркоманы существуют на другой планете, последствия их действий негативны лишь в отдаленном будущем, да и статистика не такая уж и страшная. В итоге лишь некоторые из презентаций достойны предъявления в школе, в то время как большинство требуют существенной доработки! Поэтому считаем необходимым донести до учителей и воспитателей свою точку зрения по данной жизненно важной воспитательной проблеме.

Третье пояснение. Приведем последние статистические данные. Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ Виктор Иванов в интервью телеканалу «Россия 24» 4 марта 2016 года заявил, что ежедневно российские наркоманы тратят на приобретение наркотиков 4,5 миллиарда рублей [5]. В год это получается порядка 1,5 триллиона, что сопоставимо с бюджетом Минобороны. Задумаемся: защита государства и подрыв его нравственных основ в финансовом аспекте практически равнозначны! Какие еще нужны статистические данные, чтобы оценить масштаб этой проблемы? Поэтому вопрос о цене школьной наркомании даже ставить некорректно, поскольку жизнь наших детей бесценна! Следовательно, если применяемые педагогические стратегии не дают положительного результата, значит, нужно что-то менять и менять радикально! Нужно разрабатывать и предлагать другие нестандартные стратегии!

Теоретический фундамент предлагаемого подхода составляют следующие положения:

1. Личностно ориентированный подход в образовании.Согласно ему воспитатель – консультант, создающий условия для самовоспитания школьников, создающий ситуации личностного выбора «здесь и сейчас». Реальное участие каждого школьника в данном воспитательном деле обеспечивается реализацией методики КТД. В ее контексте: а) предлагаемое воспитательное дело будем называть коллективным творческим делом (КТД); 2) его подготовка, организация и подведение итогов осуществляется в шесть этапов; 3) воспитательная работа не исчерпывается одним КТД, а разворачивается как их непрерывная цепь.

2. Психофизиология страха: сущность и функции.

Прежде всего, вслед за известными психологами необходимо принять страх как данность: «В сущности, страх является неизбежным спутником жизни, иного не дано» [9, с. 13]. Главная функция страха – адаптивная (приспособление к опасностям окружающей жизни) – закрепилась в процессе эволюции человека. Реакция на страх у людей двойственна: одни мобилизуются, других – цепенеют. Как ни странно, поведение вторых тоже адаптивно: «Возможно, мы унаследовали эту реакцию от наших предков-животных, которые замирали, притворяясь мертвыми, чтобы не стать добычей хищника. … мы вправе заключить, что реакция оцепенения, так же как и реакция бегства, выполняет защитную функцию» [4, с. 315-316].

Итак, почему страх – наш неизменный спутник жизни? Потому что «страх всегда сопровождает каждый новый шаг по пересечению границ привычного, требующий от нас решимости перейти от изведанного к новому и неизвестному» [9, с. 16]. Детский сад, школа и другие образовательные организации являются для ребенка новыми объектами и поэтому естественно порождают у него страх. Преодоление отрицательных его последствий – важная психолого-педагогическая проблема, однако для нашего рассмотрения неактуальная. Для нас принципиально важны следующие положительные функции страха:

 - защитная:«Но страх также хороший и надежный защитник: не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. У современного человека страх могут вызвать не только физические объекты или физическая угроза. Мы можем бояться потерять любимого человека или работу, но еще более страшной может стать гроза утраты любви и уважения, в том числе самоуважения. Умеренно выраженная эмоция страха помогает нам избегать ситуаций, угрожающих нашему физическому и психическому «Я» [4, с. 316];

 - обучающая:«Воистину, страх – хороший учитель. Переживания, связанные со страхом, навсегда запечатлеваются в нашем сознании» [4, с. 302]. Будучи очень сильной эмоцией, страх обостряет все человеческие чувства и поэтому повышает эффективность всех психических познавательных процессов: перцептивных, мнемических, интеллектуальных. Этим объясняется феноменальный обучающий эффект страха.

Подведем промежуточный итог: «Пока страх не выходит за пределы разумного, в нем нет ничего ужасного и дезадаптивного. Он защищает нас от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно важно для адаптации и в конечном итоге способствует благополучию и счастью индивида» [4, с. 316].

3. Доминирование визуальной формы представления информации в бытийном и медиа-пространствах, следовательно, в образовательном пространстве.Поскольку сегодня основным (и эффективным!) средством получения, обработки и хранения информации является компьютер, то он задает соответствующий стандарт этих процессов. В частности, компьютер позволяет увидеть многомерность бытия: в одном визуальном поле (экран монитора) отобразить два полярных объекта (контрастность), составные части единого объекта в нескольких «окнах» (дополнительность), непрерывный поток информации (непрерывность), все краски мира (красочность).

4. Деформация мотивационно-потребностной сферы современных школьников, диагностируемая психологами.  В группе риска:

 - геймеры («Меня убили на n-уровне? Ничего страшного! Начну с первого уровня и снова оживу!»);

 - начинающие наркоманы («Я только попробую, как и все! Смогу остановиться в любой момент!»);

 - потенциальные самоубийцы («Лучше умереть, чем выдержать это»: несчастную любовь; больше не могу быть «козлом отпущения»; страх одиночества; непонимание в семье и другие стрессы);

 - «зацепы» («Мне неслабо повторить! Со мной ничего не случится!»);

 - инфальтильные («Не хочу ни думать, ни переживать! Все устроится само собой! Обстоятельства сильнее меня! Поговорим потом!»).

Несмотря на кажущиеся различия школьников из всех перечисленных групп риска они сходны в одном: они конформны, зависимы от компьютерных игр (преимущественно, от игр типа «стрелялки», «мочилки»), референтной группы, сверстников, взрослых. Деформация мотивационно-потребностной сферы таких школьников состоит в том, что для них характерно обесценивание всего живого и, в первую очередь, собственной жизни. Крайнее проявление деградации детской психики – танатизация (в греческой мифологии Танатос – бог смерти) их сознания («Умереть не страшно»): привычность виртуальной смерти переносится на реальную, делая ее обыденной и заурядной [8]. Возможность всегда исправить ошибку в виртуальном мире неоправданно переносится на реальную жизнь! Однако время не остановить, и снова пережить неудавшийся фрагмент жизни невозможно!

На основании приведенных четырех положений мы предлагаем нестандартную (назовем ее «шоковой») стратегию как одну их востребованных сегодня стратегий «… профилактики вредных привычек, противодействия табакокурению, употреблению алкоголя, наркотических средств» [3, с. 11]. Повторим, предлагаемая стратегия является конкретизацией общей педагогической стратегии – создавать условия для самовоспитания и саморазвития личности школьника. Суть шоковой педагогической стратегии: способствовать такой подготовке и проведению любого КТД антинаркотической направленности, чтобы, ясно осознав последнюю черту между Жизнью и Смертью (Саморазвитием и Самоуничтожением) школьники испугались, а актуализированный инстинкт самосохранения помог им укрепиться здесь и сейчас в правильном выборе.

Принятая педагогическая стратегия определяет тактику (методику) подготовки и проведения данного КТД. Рассмотрим лишь общие методические указания, поскольку практические работники обязательно конкретизируют их в уникальной педагогической ситуации.

Название КТД.Обратим внимание на поиск и выбор такой формулировки темы КТД, чтобы она была адекватна его содержанию. Название КТД должно соответствовать педагогической стратегии (создание условий для самовоспитания и саморазвития школьников), а не копировать ни к чему не обязывающие штампы типа «О вреде наркотиков». Мы предлагаем следующие возможные варианты:

 - Наркотики: Жизнь или Смерть?;

 - Наркотики: сделай выбор здесь и сейчас!;

 - Наркотики: завтра будет поздно!;

 - Наркотики: ради себя и близких …;

 - Наркотики: если тебе дорог мир …;

 - Наркотики: неужели твоя жизнь ничтожна?

Цель КТД:на протяжении всего процесса подготовки и проведения дела последовательно создавать ситуации выбора «здесь и сейчас», способствуя правильности этого выбора.

Педагогическое сопровождение КТДбазируется на следующих идеях:

1) стимулировать многократность обращения школьников к данной проблеме и продолжительность ее осмысления в процессе подготовки, проведения и осмысления итогов КТД :

а) после постановки вопроса о необходимости проведения данного КТД;

б) в рамках коллективного планирования КТД в составе ВИГ (временной инициативной группы);

в) при коллективной подготовке КТД;

г) во время проведения КТД:

д) на этапе коллективного подведения итогов КТД:

е) на этапе ближайшего последействия КТД (например, можно предложить сочинение «Мир после меня»);

ж) во время принятия правильного выбора жизненной стратегии;

2) продолжить диалог Жизни и Смерти, ускорить выбор правильного решения: а) в семье (рассмотреть проблему школьной наркомании на ближайшем родительском собрании, синхронизировав его по времени с проведением КТД): б) в референтной группе (провести анонимное анкетирование по вопросам, предложенным самими школьниками).

Форма КТДможет бытьлюбой, в идеале – это дискуссия как сравнение двух человеческих ценностей: Жизни и Смерти, Саморазвития и Самоуничтожения.

Оборудование и материалы:2 ноутбука, 2 медиа-проектора, 2 экрана, 2 презентации, подготовленные школьниками.

Содержание КТД.Педагог помогает школьникам найти в противоречивой и многообразной жизни, на бескрайних просторах Интернета и в неисчерпаемой сокровищнице искусства такое содержание и средства его выражения, которые должны до глубины души потрясти (шокировать, испугать) всех участников КТД вне зависимости от возраста.

Основная сюжетная линия – сравнение (противопоставление) двух миров: Жизни и Смерти, Бытия и Небытия, Саморазвития и Самоуничтожения. Контент «Жизнь» проще всего собрать из позитивных фрагментов школьной жизни, традиций классного коллектива, индивидуальных достижений его членов. Контент «Жизнь» – это гимн Жизни, Свободе, Творчеству! Он может иметь любое аудиовизуальное оформление: видеофильм, совокупность фотографий и т.д. Важно, чтобы его объем был достаточен для непрерывной демонстрации на протяжении всего КТД. Естественно, что демонстрируется тот контент, который признан лучшим на этапе коллективной подготовки КТД. На этом этапе обсуждаются варианты, разработанные всеми ВИГ-ми.

Контент «Смерть» имеет принципиальное значение во всех смыслах. Его личностная значимость, пронзительность и правдивость будут определяющими в осознании школьниками последней черты между Жизнью и Смертью:

 - видео и фото гниющих частей тел наркоманов, реальные и жуткие до тошноты [2, 6];

 - душераздирающие повествования о судьбах еще живых и уже мертвых наркоманов [1];

 - нечеловеческие мучения и страдания близких им людей [7].

Лучший контент «Смерть» так же и по тому же алгоритму выбирают школьники на этапе коллективной подготовки КТД.

Режиссура КТДпредполагает выбор адекватных средств отображения контента. Сравнение двух миров осуществляется при помощи разработанного нами метода «2 экрана». Его суть – одновременное и непрерывное предъявление зрительной и звуковой информации на обоих экранах.Обсуждаемая в данный момент информация на одном экране предъявляется четко и ясно, на другом – микшируется, составляя фон для основного экрана.

Данный метод требует выполнения следующих условий:

 1) наличие двух операторов (выбираются из одноклассников), обеспечивающих непрерывный поток информации (в противофазе относительно друг друга);

 2) предварительное оформление экранов. Исходя из полярности транслируемого контента и привычных ассоциаций на «белый» экран проецируется мир «Жизнь», на «черный» – мир «Смерть». Стандартный белый экран можно превратить в «черный» путем нанесения на него черных фрагментов (полос, точек и т.д.);

 3) достаточно высокий уровень операторами владения компьютерными технологиями, позволяющими акцентировать внимание участников КТД на актуальном экране.

 Можно предложить следующие средства, отличающие один экран от другого:

 - пространственное расположение (вверх, вперед / назад, вниз);

 - богатство зрительного ряда (цветовой спектр / черный, белый);

 - звуковая окраска (мажор / минор);

 - символизация (солнце  / земля).

Продолжительность КТД составляет 30-35 минут, поскольку поддерживать высокий эмоциональный тонус длительное время: во-первых, достаточно сложно; во-вторых, опасно для неокрепшей психики школьников. Кроме того, организаторам КТД нужно обезопасить всех присутствующих потенциальной помощью школьного врача и психолога, а также наличием элементарных медикаментов на случай непредвиденных обстоятельств (обмороков и т.д.).

Обобщим изложенное: 1) повышение эффективности профилактики школьной наркомании является сегодня жизненно необходимой; 2) шоковая педагогическая стратегия, актуализируя защитную функцию страха, призвана помочь школьникам в правильном выборе своего отношения к наркотикам; 3) на основании принятой педагогической стратегии разработаны общие методические указания к проведению КТД антинаркотической направленности.

PS. После защиты индивидуальных творческих проектов у студентов ВГПУ есть как минимум год до реальной педагогической практики, чтобы успеть исправить выявленные ошибки. Есть ли дополнительное время у тех, кто находится сегодня на переднем крае борьбы со школьной наркоманией?

Литература

1. http://www.zdorovieinfo.ru/video/556092/1278130.

2. https://www.youtube.com/watch?v=8DfoLeA4ApE.

3. Дармодехин С.В. Актуализация научных исследований в области воспитания и социализации детей //Воспитание школьников, 2015. №3. С. 3-12.

4. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2009. 460 с.

5. Интервью председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН РФ В. Иванова телеканалу «Россия 24» 4.03.2016 года. - www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_all/2016/0304/191143005/detail.shtml.

6. Исповедь наркомана.- http://www.perm.kp.ru/daily/23877/239682.

7. Леви В.Л. Куда жить? М.: Торобоан, 2004. 448 с.

8. Ребенок и компьютер. Клин: Христианская жизнь, 2007. 320 с.

9. Риман Ф. Основные формы страха. М.: Алетейа, 1998. 336 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.