Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бороться или само пройдет?. Как действовать родителям



Бороться или само пройдет?

Большинство нежелательных привычек исчезают сами собой по мере взросления под влиянием других людей, когда ребенок усваивает культурные нормы и узнает, что приемлемо в обществе, а что нет. Поэтому, чтобы понять, не стала ли привычка серьезной проблемой, нужно обратить внимание на ее частоту и интенсивность.

Если ребенок здоров и хорошо развивается, он должен самоотлучиться от своего любимого пальца в 2-4 года. Сосание пальца время от времени, особенно во время засыпания — нормальное явление примерно до 4-летнего возраста, пока не исчезнет сосательный рефлекс. Если ребенок уже бросил сосать пальцы, но затем вновь вернулся к этой привычке, нужно проанализировать события, которые предшествовали этому регрессу. Нормально, если начало нового цикла сосания пальца совпало с периодом адаптации к детскому саду, переездом, появлением у ребенка няни, разводом родителей или другими крупным событиями, как некоторая защита от окружающей среды. Но если это происходит постоянно, у ребенка может сформироваться неправильный прикус. Интенсивное ковыряние в носу может привести к кровотечению, а обгрызание ногтей — к их врастанию в кожу. Кроме того, постоянное обкусывание ногтей до боли (в сочетании с другими симптомами) может быть признаком навязчивой аутоагрессии, вызванной тревогой или другими негативными переживаниями. В такой ситуации лучше подумать о визите к психотерапевту.

Как действовать родителям

  • Обращайте внимание на то, что происходит вокруг ребенка, и постарайтесь найти причину навязчивых привычек. Возможно, они сигнализируют о тревоге, волнении и других негативных эмоциях. Если нежелательное поведение — следствие таких переживаний, то лучше постараться устранить их причину или помочь ребенку справиться с обстоятельствами, поддержать его. Иначе привычки, от которых его с таким трудом пытались отучить, вернутся.

· Старайтесь посмотреть на ситуацию, как на задачу, а не проблему, без эмоций, а как исследователь, вместе с ребенком, отпускайте часть ответственности через осознание, что он взрослый и очень много может изменить, если захочет, а вам надо для этого создать условия, а не убедить его. Пусть придет сам.

  • Если ребенок уже хорошо говорит, помогайте ему выразить чувства словами, отвлекая его таким образом от мысли о том, чтобы как можно скорее засунуть палец в рот или другую нежелательную привычку. И обязательно спрашивайте, замечает ли он, что он делает сейчас – многие дети вообще не осознают, как это происходит. Такие маркеры в пространстве и времени помогут малышу понять, что он совершает действие, от которого его пытаются отучить.
  • Мягко и регулярно напоминайте ребенку о неприемлемости его поведения. Например, можно попросить его: «Пожалуйста, не жуй рукав (не соси палец) — это не очень культурно». При этом не нужно излишне акцентировать внимание ребенка на «проблеме» — скорее, так она, наоборот, зафиксируется. Разумеется, такие просьбы нужно произносить без крика, осуждения или насмешек.

· Чтобы помочь ребенку избавиться от привычки, лучше использовать мягкие напоминания и похвалу за «правильное поведение». Следует действовать от обратного: не ругать, а хвалить ребенка тогда, когда он сам решил не сосать пальцы в ситуации, когда он обычно это делает (например, засыпая или играя с мягкой игрушкой). Методика положительного закрепления работает гораздо более эффективно, чем наказание.

  • Старайтесь занять чем-нибудь руки ребенка в свободное время. Например, во время просмотра телевизора можно дать игрушку с подвижными частями, это снизит вероятность того, что пальцы ребенка окажутся в носу или во рту.

Или наоборот можно поделать такой процесс. В случае, если действие полностью не осознанное, то нужно начать делать его осознанно, чтобы взять под контроль. Раз вы заметили, что это чаще происходит во время смотрения телевизора, то с этого и начните. Пускай дитя садится смотреть телевизор, а вы подавайте команду: "Смотри телевизор и соси палец" Пусть осознанно это делает. Через минуту-две: "А теперь смотри телевизор без пальца во рту" Через 2 минуты: "А теперь смотри телевизор и соси палец" и т. д.

Как бы это непонятно не смотрелось, но нужно какое-то время поделать эту процедуру несколько раз в течение недели. Или больше. Пока ребенок не возьмет эту привычку под полный контроль.

  • Часто привычки могут дополнять одна другую — как, например, сосание пальца и выдергивание волос. Когда вы справитесь с первой, может сойти на нет и вторая.
  • Большую роль в отказе от привычек играет похвала, поэтому старайтесь подкреплять с ее помощью «нужное» поведение. Например, можно сказать: «Как здорово, что ты уже почти перестал держать палец во рту, и так мне легче понять, что именно ты говоришь». Да, эта фраза звучит довольно необычно, но с маленькими детьми, как ни странно, работает.
  • Пробуйте ненавязчиво переключать внимание ребенка. Например, в случае с желанием грызть ногти или сосать палец можно взять ребенка за ручку, погладить, дать любимую игрушку. Так вы создадите ситуацию безопасности и комфорта, что будет способствовать угасанию привычки.
  • Не поощряйте отказ от сосания пальцев сладостями, мультфильмами, видеоиграми и прочими не самыми полезными вещами. Так вы попросту рискуете заменить одну вредную привычку другой.

 

Желаю Вам успеха!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.