Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Естествознание 315,316. Практическое занятие: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства. (см. приложение). Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказател



Естествознание 315,316

1. Подготовить реферат на тему: Понятие об индивидуальном эмбриональном и постэмбриональном развитии.

2.Практическое занятие: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства.      (см. приложение)

3. Выпишите основные определения понятий, терминов и законов генетики.

 https://vk.com/doc-81879427_540610096?dl=36954ff7997cc0ff63

§26- §33 стр.96-116 учебника «Общая биология» учебник Беляева Д. К.

 

Практическое занятие:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства

Цель: Познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

1. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

(Приложение 1.)

2. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

(Приложение 2).

Черты сходства зародышей человека и других позвоночных Черты различия зародышей человека и других позвоночных
1. 1.
2. 2.

3. Вывод:ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей и их различия?

Приложение 1

Приложение2

Эмбриологическое доказательство. Образование половых клеток, гаметогенез сходен у всех многоклеточных организмов, и все организмы развивались из одной диплойдной клетки (зиготы). Это свидетельствует о единстве мира живых организмов.

 Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения. С особой отчетливостью сходство эмбриональных стадий выступает в пределах отдельных типов и классов. Так, на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека) наблюдается поразительное сходство: все они имеют головной, туловищный и хвостовой отделы, зачатки конечностей, по бокам тела - зачатки жабр.

По мере развития зародышей черты различия выступают все более явственно. Причем вначале проявляются признаки класса, к которому относятся зародыши, затем признаки отряда и на еще более поздних стадиях - признаки рода и вида. Эта закономерность в развитии зародышей указывает на их родство, происхождение от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.

 У всех представителей одного типа (например, хордовых) наиболее общие особенности строения эмбрионов (хорда, кишечник, зачатки передних и задних конечностей) формируются довольно рано в онтогенезе и по одним и тем же рецептам. На ранних стадиях органогенеза зародыши сходны друг с другом.

В своем развитии организм проходит одноклеточную стадию (стадия зиготы), что может рассматриваться как повторение стадии первобытной амебы. У всех позвоночных, включая высших их представителей, закладывается хорда, которая далее замещается позвоночником, а у их предков, хорда оставалась на всю жизнь. В ходе эмбрионального развития птиц и млекопитающих, включая человека, появляются жаберные щели в глотке и соответствующие им перегородки. Факт закладки жаберного аппарата у зародышей наземных позвоночных объясняется их происхождением от рыбообразных предков, дышащих жабрами. Строение сердца человеческого зародыша в ранний период формирования напоминает строение этого органа у рыб: оно с одним предсердием и одним желудочком. Конечности всех млекопитающих сначала развиваются по общей программе, предусматривающей формирование пяти пальцев, однако на более поздних стадиях эмбрионального развития вступают в действие специфические программы, возникшие позже в ходе эволюции – у копытных зачатки пястных костей сливаются, у китов и дельфинов они редуцируются, у летучей мыши они превращаются в основу крыльев и лап. У беззубых китов в эмбриональном периоде появляются зубы. Зубы эти не прорезываются, они разрушаются и рассасываются. Муравьеды рождаются без зубов, но у зародышей этих животных мы обнаруживаем зачатки зубов, которые исчезают на более поздних стадиях развития. Это свидетельствует о том, что общий предок муравьедов и других неполнозубых (ленивцев, броненосцев) имел зубы, а его потомки их потеряли – кто полностью, кто частично. Но гены - рецепты для создания зубов, они унаследовали. Птицы потеряли зубы еще раньше - 70-80 миллионов лет назад, но в их челюстных зачатках до сих пор мы обнаруживаем синтез белков необходимых для развития зубов.

Связь между индивидуальным и историческим развитием организма выразили немецкие ученые Геккель и Мюллер. Генетический закон.

 Во 2 половине 19 века Геккель и Мюллер установили закон онтогенеза и филогенеза, который получил название биогенетического закона. Индивидуальное развитие особи (онтогенез) кратко повторяет историческое развитие вида. Однако за короткий период индивидуального развития особь не может повторить все этапы эволюции, поэтому повторение происходит в сжатой форме с выпадением ряда этапов, кроме того эмбрионы имеют сходство не со взрослыми формами предков, а с их зародышами. Пример: У зародыша образуются жаберные щели и у млекопитающих и у рыб, но у рыб из них получаются жабры, а у млекопитающих другие органы. Биогеографическое доказательство.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.