![]()
|
||||||||||||||||||||
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
I. По форме
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ определяется и ограничивается возможностью манипулирования с конкретными предметами в конкретной наглядно данной ситуации. Может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка до 3 лет этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте НДМ действует как основа для формирования типов мышления более высокого уровня. - при решении практических задач - тесная связь с практикой НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ – человек оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план). Образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. НОМ является базой для формирования словесно-логического мышления. - связанно с созданием художественного образа АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (словесно-логическое) – характеризуется использованием понятий, логических конструкций; функционирует на базе языковых, знаковых средств. Опираясь на коды языка, человек оказывается в состоянии выходить за пределы данной ситуации, усматривать непосредственно не наблюдаемые отношения и связи, решать теоретические задачи, делать обобщения. - оперирует отвлеченными понятиями - отражает существующие связи, отношения II. По характеру решаемых задач.
ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ обычно имеет место, когда человеку приходится разрешать конкретную ситуацию с её характерными обязанностями и условиями. Часто осуществляется в условиях дефицита времени (на месте происшествия и. т. п.)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ имеет место, когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем, виде, подчиненные поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации. Задачи такого типа подчинены не требованиям конкретной ситуации, а умению оперировать общими понятиями, видеть их взаимосвязи и зависимости. III. По степени развернутости ДИСКУРСИВНОЕ – условия четко определены, рассуждающее, логически расчлененное, развернутое во времени и осознанное мышление, осуществляется произвольно. - часто проделывает большую по объему мыслительную деятельность ИНТУИТИВНОЕ – осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения, свернуто во времени, чаще непроизвольно (но часто предшествует произвольный поиск решения. - при решении задач, в которых не все условия определены (с неполной информацией) - характеризуется быстрым решением задачи, полагается на интуицию Интуиция – самоочевидное знание, возникающее без осознания путей и условий его получения (психологический. словарь) Интуиция– непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте (словарь иностранных слов) IV. По степени новизны и оригинальности. ПРОДУКТИВНОЕ (творческое, созидательное) – порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи. ПМ возможно в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов. РЕПРОДУКТИВНОЕ (воспроизводящее, стереотипное) – решение типичных задач по ранее усвоенной схеме. С одной стороны – мыслительная деятельность проявляется в одних и тех же формах у всех людей. С другой стороны – мышление разных людей при решении различных задач протекает по-разному в зависимости от: - жизненного опыта - теоретической подготовки Индивидуальные особенности мышления - характеризуют мыслительную деятельность со стороны её своеобразия 1. Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, а затем решить её собственными силами. Творческий характер мышления выражается именно в такой самостоятельности. 2. Критичность мышления – объективная оценка себя и других, умение не подвергаться влиянию чужих мыслей. 3. Гибкость мышления – умение изменять намеченный в начале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе её решения и которые не удалось учесть с самого начала. 4. Быстрота мышления – особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок. 5. Глубина мышления – способность анализировать, сравнивать, находить существенное. 6. Широта мышления – способность охватить широкий круг вопросов, т. е. мыслить в разных областях знаний.
|
||||||||||||||||||||
|