![]()
|
|||||||
Тема урока: «Музыка Америки».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема урока: «Музыка Америки». Цель урока: Познакомиться с музыкой Америки, понять, что между русской музыкой и музыкой разных народов нет непереходимых границ. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по миру и знакомство с музыкальной культурой стран нашей планеты. Сегодня мы отправляемся в Соединённые Штаты Америки, чтобы понять, как же формировалась музыкальное искусство на этом континенте. Формирование музыкальной культуры США началось в конце XVII века. Древнее искусство североамериканских племён (индейцев) долгое время не привлекало переселенцев из Европы, Африки, а позднее Азии. Перенесённые на американскую почву музыкальные традиции разных стран, взаимодействуя между собой, создали новую культуру, отражавшую образ жизни и духовные запросы «молодой нации». Спири́чуэлс - духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США. Источником жанра являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские сюжеты, особенно — связанные с темой освобождения. Зачастую пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие музыки Америки. Послушайте спиричуэлс – трек 01. Определите средство музыкальной выразительности, которое отличает эту музыку от русской. Вы наверняка отметили, что в музыке необычный ритм: смещение акцентов с сильной доли на слабую. Афроамериканцы говорили: «Вся жизнь – это ритм». Для того чтобы понять сложность воспроизведения афроамериканских ритмов европейками музыкантами попробуйте выполнить следующее упражнение: на каждые 2 шага наложите 3 хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого афроамериканского ребёнка этот ритм считается примитивным. В первые десятилетия XX века сложились специфические национальные виды музыки - блюз, джаз, мюзикл. Джаз - род профессионального музыкального искусства. Сложился в Южных Штатах Америки на рубеже XIX –XX веков в результате слияния двух музыкальных культур – европейской и африканской. Джаз является танцевальной музыкой. Очень веселые, заводные мелодии придают бодрость и способствуют веселому настроению. Джаз, в основном, исполняется в составе ансамбля, обязательно имеющего в своем составе ударные, духовые и пианино. При этом духовые инструменты, как правило, представлены саксофоном, трубой и тромбоном. Также популярны в афроамериканской музыке гитара, банджо. Банджо – струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Послушайте известную композицию Луи Армстронга “Hello ,Dolly”- трек 02 Видным американским композитором был Джордж Гершвин(1898 – 1937г.г.), родившийся в семье эмигрантов из России. К 25 годам Гершвин приобрёл известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, мюзиклов. Им создана первая национальная опера «Порги и Бесс». Для того чтобы написать это произведение композитор поселился на некоторое время в бедном афроамериканском районе, записывал истории песни, мелодии, сказки негритянского народа. «Однажды я вечером подошёл к заброшенной хижине, служившей местом религиозных песнопений, только собрались войти, как Джордж схватил меня за руку. Песня, которую я часто слышал, но не обращал внимание, буквально поразила. Молодая негритянка укачивала малыша и пела ему задушевную песню-блюз, пела о своих печалях и невзгодах». Позже эта песня под названием «Колыбельная Клары» или «Колыбельная в стиле блюз стала самым популярным произведением Джоржа Гершвина, вошедшая в оперу «Порги и Бесс». Блюз -первоначально сольная лирическая песня афроамериканцев, завезённых с берегов Миссисипи в качестве рабов. Известна с конца XIX века, обычно выражала тоску по утраченному счастью. Послушайте «Колыбельную Клары» из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс»“Samataim» – трек 03. Сравните ее звучание с русскими колыбельными. Еще одно произведение Гершвина -«Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром стала визитной карточкой композитора. Рапсодия была впервые исполнена автором в 1924 г. в Нью-Йорке в сопровождении оркестра Пола Уайтмана. Пьеса была заказана Уайтманом музыканту Гершвину как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку. Стиль получил название симфоджаз. Послушайте «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина – трек 04. Мюзикл - музыкально-сценический жанр, использовавший выразительные средства оперного искусства, театра, балета, возник в конце XIX века. Посмотрите фрагмент популярного мюзикла «Звуки музыки» Ричарда Чарльза Роджерса (1902 — 1973г.г.) – трек 05. Попробуйте исполнить русскоязычный вариант этого фрагмента под аккомпанемент – трек 06. Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов не имеет непереходимых границ, ее язык понятен каждому. Запишите в тетрадь:
|
|||||||
|