Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО



 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)

 

Факультет «Технологии и менеджмент»

Кафедра    «Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины»

 

ДОКЛАД

 

Тема «Драма как род литературы. Драматические жанры»

        

Дисциплина «История, теория литературы и практика читательской деятельности»

 

 

Выполнил: ______________                                          Д.С. Мусаева

                               (подпись)                                                                                           (И.О.Ф.)

                                                                                                             

                                                                               Группа ЗПО32В

 

Руководитель: ______________                              А.А. Морозова

                               (подпись)                                                                                           (И.О.Ф.)

 

 

Волгодонск

2020

Драма (от греч. dráma – действие) – это литературное произведение с серьезным сюжетом, написанное в диалогической форме для исполнения на сцене.

Понятие драмы Драматические произведения так же, как и эпические, воссоздают ряды событий, взаимоотношения и поступки людей. Драматург, как и автор эпического произведения, подчиняется так называемому закону развивающегося действия. Однако в драме, в отличие от эпоса, отсутствует развернутое повествовательно-описательное изображение, а собственно авторская речь здесь является вспомогательной и эпизодичной. Это списки действующих лиц произведения, которые иногда сопровождаются краткими характеристиками, обозначение времени и места действия, комментарии к репликам персонажей, указания на их движения, интонации, жесты, мимику, а также описания обстановки в начале эпизодов и актов. Все перечисленное является побочным текстом драматического произведения. Основным текстом драматического произведения является цепь высказываний действующих лиц, их монологов и реплик. Этим объясняется некоторая ограниченность художественных возможностей драматического произведения.

Драматург использует только часть предметно-изобразительных средств, доступных автору эпопеи, романа, повести или новеллы. Характеры действующих лиц в драме раскрываются с меньшей полнотой и свободой, нежели в эпосе. При этом драматург, в отличие от автора эпоса, вынужден ограничиваться объемом словесного текста, отвечающего запросам театрального искусства. Время действия, изображаемого в драме, должно уместиться в строго определенные рамки сценического времени, как правило, не более трех-четырех часов. Это требует соответствующего размера текста драматургического произведения. одновременно с этим автор пьесы имеет существенные преимущества перед автором романов и повестей. В драме один изображенный момент плотно привыкает к соседнему. На протяжении всего эпизода время событий, воспроизводимых драматургом, не растягивается и не сжимается. Действующие лица драмы обмениваются репликами без заметных временных интервалов и, как отмечал К. С. Станиславский, их высказывания составляют непрерывную линию. Таким образом, если в повествовании действие фиксируется как что-то прошедшее, то целью диалогов и монологов в драматическом произведение является создание иллюзии настоящего времени. между тем, что изображается автором в драме, и читателем не посредника в лице повествователя, действие воссоздается с максимальной непосредственностью, будто протекает перед глазами читателя.

Драма стремится к внешне эффектной подаче изображаемого. Образность драмы броская, гиперболическая, театрально-яркая. Такое свойство сценического искусства неизбежно оставляет печать на поведении героев драматических произведений. Античные трагедии и комедии, пьесы У. Шекспира, В. Гюго, Ф. Шиллера, драматические произведения классицизма отличаются обилием гипербол. В 19-20 веках в литературе преобладало стремление к жизненной достоверности. В этот период условности, характерные для драмы, стали менее явными и часто сводились к минимум. У истоков этого явления стоит «мещанская драма» 18 века, основателями и теоретиками которой были Г. Э. Лессинг и Д. Дидро. произведения известных драматургов 19-20 века, таких как А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, отличаются максимальной достоверностью описываемых жизненных форм. Однако и при такой установке драматургов на правдоподобие психологические, сюжетные и речевые гиперболы все равно сохранялись. Даже в драматурги А. П. Чехова, которая отличается максимальным «жизнеподобием», дают о себе знать театрализующие условности.

Основные жанры драматических произведений: драма, трагедия, комедия, трагикомедия, фарс, водевиль, скетч.

Трагедия– литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте.

Ей свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Многие трагедии написаны стихами.

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Трагикомедия - это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Фарс - лёгкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирковой клоунаде.

Водевиль - лёгкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.

Интермедия - Небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.

Скетч  (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

В искусстве драма имеет две формы – театральную и литературную. Драматическое произведение, являясь основой спектаклей, воспринимается и читающей публикой. Однако так было не всегда. Отделение драмы от сцены происходило постепенно, в терние целого ряда столетий, и завершилось сравнительно недавно, в 18-19 веке. Образцы драматургии, имеющие сейчас всемирное значение, в момент их создания не осознавались в качестве литературных произведений и существовали исключительно в составе сценического искусства. Современники не воспринимали У. Шекспира, Ж. Б. Мольера в качестве писателей. Драмы стали интенсивно читаться только начина со второй половины 18 века. в 19 веке литературные достоинства драмы ставились выше сценических.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.