|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткая интерпретация шкал опросника МОДТ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Краткая интерпретация шкал опросника МОДТ Предлагаемая нами методика представляет собой многошкальный опросник, позволяющий многомерно оценить характеристики тревожности у детей и подростков, значимые для медико-психолого-педагогической практики. На основе анализа данных литературы и при содействии высококвалифицированных специалистов-экспертов (психологов, педагогов, врачей) были определены тематически наиболее информативные параметры для оценки эмоционально-поведенческих расстройств тревожного регистра у детей и подростков. На базе выделенных экспертным путем показателей были сформулированы соответствующие названия шкал и раскрыто их психологическое содержание. Разработанная таким образом психодиагностическая структура многомерной оценки включила 10 параметров — шкал, позволяющих дать дифференцированную оценку тревожности у детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Ниже приводятся список шкал и характеристика их психологического содержания. Шкала 1 «Общая тревожность», в результатах которой отражается общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы. Шкала 2 «Тревога в отношениях со сверстниками», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с другими детьми и подростками. Шкала 3 «Тревога, связанная с оценкой окружающих», в результатах которой отражаются уровень специфической тревожной ориентации ребенка на мнение других в оценке своих результатов, поступков и мыслей; уровень тревоги по поводу оценок, даваемых окружающими, в связи с ожиданием негативных реакций с их стороны. Шкала 4 «Тревога в отношениях с учителями», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний, обусловленных взаимоотношениями со школьными педагогами и влияющих на успешность обучения ребенка. Шкала 5 «Тревога в отношениях с родителями», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями со взрослыми, выполняющими родительские функции, а также характер тревожного реагирования ребенка в связи с родительским отношением и оценкой его родителями. Шкала 6 «Тревога, связанная с успешностью в обучении», в результатах которой отражается уровень тревожных опасений ребенка, оказывающих непосредственное влияние на развитие у него потребности в успехе, достижении высокого результата и т. п. Шкала 7 «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», в результатах которой отражается уровень тревожных переживаний ребенка в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Шкала 8 «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», в результатах которой отражается уровень тревоги ребенка в ситуациях проверки (особенно — публичной) его знаний, достижений, возможностей. Шкала 9 «Снижение психической активности, обусловленное тревогой», в результатах которой отражается уровень реагирования на тревожный фактор среды признаками астении, оказывающей влияние на приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера. Шкала 10 «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой», в результатах которой отражается уровень выраженности психовегетативных реакций в ответ на тревожный фактор среды, свидетельствующих об особенностях приспособляемости организма ребенка к ситуациям стрессогенного характера.
Таблица 1 Перевод «сырых» оценок в стандартизованные. Девочки в возрасте 7-10 лет (N= 62)
Таблица 2
Перевод «сырых» оценок в стандартизованные. Девочки в возрасте 11—12 лет (N= 119)
Таблица 3 Перевод «сырых» оценок в стандартизованные. Девочки в возрасте 13—14 лет (N= 181)
Таблица 4 Перевод «сырых» оценок в стандартизованные. Девочки в возрасте 15-17 лет (N= 106)
Подвыборка — мальчики в возрасте 7—17 лет, всего 431 человек. Таблица 5 Перевод «сырых» оценок в стандартизованные. Мальчики в возрасте 7—10 лет (N= 89)
Таблица 6
Перевод «сырых» оценок в стандартизованные. Мальчики в возрасте 11—12 лет (N= 111)
Таблица 7 Перевод «сырых» оценок в стандартизованные. Мальчики в возрасте 13—14 лет (N= 151)
Таблица 8
Перевод «сырых» оценок в стандартизованные. Мальчики в возрасте 15—16 лет (N= 81)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|